Разговор о связи и преемственности поколений настолько же бесконечен и неисчерпаем, как неисчерпаема мудрость Божия, устроившая некий круговорот "старшинства" в природе. Так старшие сеют те семена, которые, произрастая, заглушают их собственное усыхающее существо. И если новая поросль оказывается хороша, полезна и добра,то это означает, что родительское растение уронило в почву неповреждённое семя.
И всё же задача родителей не столько посеять, сколько окучить, прополоть, полить - взрастить это новое и получить от него добрый плод. Если говорить о семье, то это, пожалуй, не просто растение, это дерево - семейное, родовое древо. И негоже, по-моему, поручать такое по-настоящему важное и даже единственно-нужное дело какому-то чужому человеку. Вот мы отправляем своё чадо в детский сад. А почему именно "сад"? Какое такое "древо" желали вырастить в своё время партийные руководители, когда отнимали буквально грудничков(я лично попала в ясли в 11 месяцев) у их мам, разрушая единство внутри семьи, путая и обрывая естественные связи между родными людьми? Уж наверное, не "семейное древо"! И почему, скажите мне, первые дни ребёнка в детском саду, как правило, сопровождаются слезами, а то и истерикой? Значит, ребёнку там некомфортно! Капризничает? Вряд ли. Скорее всего, детская чистая душа чувствует настоящий стресс от того, что её "пересаживают" в этот "садик". У поэтессы Елены Шварц есть такие строчки: "детский садик мой - адик". Наверное, именно такое воздействие на душу ощущала она в детстве. Да только ли она? Сейчас пытаются приглушить этот стресс, растягивают привыкание к саду на несколько месяцев: приводят детей в группу только на время игр или прогулок. А не проще ли организовать интересные прогулки самим - собраться всем родителям вашего двора и соорудить своим детям песочницу, качели, горку? Не только ваши малыши с радостью будут гулять в своём дворике, но ещё несколько поколений детей и родителей останутся вам благодарны! Интересные игры нужно устраивать для детей самим - учить их играть друг с другом в "выбивала", в "лова", в "съедобное-несъедобное". Эпоха компьютерных игр отучает наших детей общаться друг с другом, значит, надо им помочь! Поведите своих детей на Приморский, в Детский парк, устройте им прогулку по Центральному холму - там множество чудесных двориков и загадочных улочек, вам самим будет интересно узнавать новое о своём городе. К тому же, общение со своим ребёнком принесёт и вам настоящую радость.
Но вернёмся к "садику". Единственная неудачная попытка моя пристороить в садик старшую дочку увенчалась полным провалом. Всего пару месяцев ходила она туда, а я стала замечать отчуждение, агрессивность по отношению к маленькому новорожденному брату. На все мои попытки выяснить, что происходит, дочка твердила, пряча глаза: "Всё хорошо". Тогда я пошла к детскому саду во время прогулки и увидела такую картину: моя дочка стоит в обречённой позе - руки вниз, а крупная девочка постарше возрастом изо всех сил дёргает её за помпоны на капюшоне. Рядом оживлённо беседует стайка воспитательниц. Фактически, чтобы увидеть, что происходит, им не нужно даже напрягаться и что-то выискивать - только посмотреть и отреагировать. На мой возглас они удивлённо переглядываются: "а что здесь такого? подумаешь!" Разве хватит у них такта посмотреть в этот момент в глаза моей трёхлетней дочке и понять, что её это угнетает и мучает?
Итак, мои дети больше в сад не ходили. Не только потому, что мне всегда было легче иметь дело хоть с шестью сразу, но здоровыми детьми, чем лечить детсадовца, а за ним и всех остальных от различных вирусов и инфекций. Но, как вы уже понимаете, более важно то, что неокрепшая детская психика, по моему мнению, плохо приспособлена к отношениям внутри большой группы однолеток. Ведь в семье существует определённая естественная иерархия отношений - дети в семье, как правило, все разных возрастов, таким образом, ребёнок всегда оказывается кому-то старшим, кому-то младшим. На собственном опыте он понимает, что старших нужно слушать, а маленьким - помогать.
Другое дело - детский сад. Здесь все дети равны по возрасту, все имеют как бы равные права, но на деле прав оказывается сильнейший. Так с младенчества насаждается современная мораль. Малыш вынужден либо подчиниться силе, хитрить и приспосабливаться, либо добиваться главенства, используя свои физические преимущества.
Есть ещё один тонкий момент: не потому ли выросшие в детсадах дети "сдают" своих родителей в дома престарелых, что в детстве они не получили достаточно любви в семье, не научились сострадать немощным, помогать нуждающимся в их помощи? Такая школа милосердия невозможна вне семьи.
И последнее по счёту, но не по значению: развращение наших детей начинается тоже в детском саду. Об этом не хотят или не умеют говорить ни родители, ни воспитатели, но от умолчания проблема не убирается. Дети из разных семей находятся в настолько тесном общении, что половые вопросы, которые в некоторых семьях модно не скрывать даже от самых маленьких, неизбежно становятся предметом детского любопытства. Хорошие родители просто обязаны задуматься об этой стороне "воспитания" своих чад.
Я отлично понимаю, что существуют различные жизненные обстоятельства, которые заставляют женщину идти работать, а детей отдавать в садик, даже если их несколько.
Но скажу по собственному опыту: когда у меня появился третий ребёнок, я поняла, что моя работа стала мешать нормальной жизни семьи. Я разрывалась на части, но уделить должное внимание всем я не успевала. У нас не было в тот период больших доходов, но муж, тем не менее, убедил меня оставить работу ради моего собственного спокойствия и здоровья наших детей. "Всех денег не заработаешь, а здоровье не вернёшь." И сейчас я понимаю, что это было единственно верное решение.
Никакие деньги и никакая карьера не стоит детского одиночества среди толпы однолеток, разрушенной психики маленького человека, незадавшейся жизни повзрослевшего ребёнка, не наученного в своё время нормальным семейным отношениям.
Ребёнку нужно расти в естественных условиях любящей семьи. Эти "витамины любви" - самый главный гарант его здоровья - душевного и телесного.
Именно полученная любовь спасает человека в человеческих и даже нечеловеческих условиях. Мне кажется, нет, я уверена, что слишком большой любви не бывает. Но оговорюсь. Любить своих детей - вовсе не значит поставить их на пьедестал, как ложных богов и стараться исполнять каждое их желание. Совсем наоборот. Любить детей - значит научить их любви: научить правильно строить свои отношения с ближними, когда послушание старшим есть одно из главных условий, а чуткость к другим и жертвенность - одно из главных правил семейной жизни. Пусть ваши дети видят любовь во всех её проявлениях: жертвенную и строгую, безоглядную и требовательную, ласковую и осторожную. Любовью невозможно испортить человека. Любовью, правда, можно заразить.
Но не бойтесь, что он вырастет не таким, как все. Может, оно и к лучшему? Когда все его сверстники будут заботиться лишь об удовлетворении собственных желаний и искать новых телесных удовольствий, ваш ребёнок вспомнит своё тёплое и радостное детство под маминым крылышком и захочет создать такое же - для собственных детей?
Так и вырастет, и окрепнет то доброе семейное дерево( а может, и целый сад?), в тени которого и старому отростку будет место...