Как развивать ребенка? 6-10 лет, часть 2

Sep 04, 2012 06:23

поговорим о так называемом кризисе социализации - кризисе возраста 6-7 лет

из всех кризисных периодов этот в теории представляется самым "притянутым за уши". С одной стороны, логично, что при переходе в новый статус (в позицию школьника) у ребенка наблюдается период адаптации. С другой стороны, в этом возрасте действительно меняется социальная позиция (независимо, идет ребенок в школу или нет. он просто подрос).
Суть в том, что прежние особенности контактов в обществе уже перестают удовлетворять ребенка. Если трехлетки могут по десять раз за короткую игру поменяться предпочтениями и ролями, и понятие друзей еще слишком поверхностно, то на этом возрастном этапе у ребенка уже установлены разные связи. Например, есть постоянные дружеские связи и поверхностные знакомства. Есть любимые друзья, есть приятели и просто такие знакомые, с которыми можно пообщаться от нечего делать. При этом, ребенок с одной стороны может уже устанавливать контакты без помощи взрослых, с другой стороны может непонятно отчего "впадать в ступор" от предложения "пойти познакомиться с этим мальчиком". В межличностных отношениях большую роль уже играет самоконтроль, а не контроль со стороны взрослых (то есть, если раньше взрослым нужно было постоянно разбирать конфликты, теперь дети обращаются к ним за помощью только в особо сложных случаях).

по поводу понятия социализации опять хочется напомнить, чтобы это широкое и глубокое понятие не приравнивали к хождению в садик или школу (новенькие, см. тэг социализация, будет яснее). Кризис социализации 6-7 лет означает, что ребенку уже "малы" предыдущие социальные роли, или их недостаточно. То есть, ему нужно не просто сменить роль (был нешкольник, стал школьник), а расширить его возможности. Школа устроена так, что возможности сужаются: ты теперь на десять лет обречен на одну роль, и все, не дергайся. От этой внутренней неудовлетворенности потихоньку копятся взрывчатые вещества на подростковый возраст, когда ребенок уже бунтует против одной наскучившей роли: "твоя задача сейчас только хорошо учиться! ты прежде всего должен... тебе поступать... это твоя обязанность..." и т.п. для ребенка 6-7 лет как раз важно расширить возможности, а не заточить его в темницу на десять лет. Теперь мы вернемся к тому, что писали про отношение к обществу на предыдущих возрастных этапах: ребенок хочет себя чувствовать "большим" и "нужным". Если можно, например, уже оставить его на площадке без мамы (не роль опекаемого малыша, а роль самостоятельного человека); давать ему новый уровень заданий (мне вот не хватает в окружающем мире мелких лавок, куда можно было бы послать ребенка за булочками или пакетом молока - я в 7 лет ходила в магазин, но тогда были "молочные" и "хлебные", а сейчас только супермаркеты). Также и на новом этапе должна происходить та самая забота о ком-то (мы писали, что ребенок должен научиться давать окружающим, а не только потреблять).

Также к проявлениям этого кризиса относят вдруг появляющееся манерничанье и кривлянье (не обязательно, но бывает) и отказы совершать давно усвоенные обыденные действия. Пугаться не нужно - как обычно, при переходе на следующий этап бывает маленький регресс, это как внезапные заморозки уже наступившей весной :)

6-10, Марина Озерова, развитие детей, психическое развитие, социализация, общество

Previous post Next post
Up