Как развивать ребенка?
младший школьник, часть 1 - мышление
Здесь и далее по этому возрастному периоду придется очень сильно отступить от классических учебников возрастной психологии. Хотя бы просто потому, что заметно серьезное противоречие между теорией (что, якобы, должно формироваться в этом возрасте у ученика младших классов) и между практикой (как устроена система образования - все с точностью наоборот). Например: школьник должен стать субъектом, а не объектом обучения (то есть, иметь инициативу, выбор, целеполагание, и тп.). На практике кто это может позволить в начальной школе в потоке даже если не тридцати, то хотя бы двадцати учеников? Какие могут быть индивидуальные особенности обучения и особенности восприятия? И уж тем более - инициатива и "внутренний план действий", о котором написано в каждом учебнике, освещающем этот возраст? Какой внутренний план и алгоритм, если все начинается и заканчивается "возьмите тетради, запишите число...", упражнения обозначены "от сих до сих", программа имеет жесткие рамки без права отклониться и без указаний ребенок ничего не делает?
ПОэтому мы не будем вникать в то, что так оторванно от практики, а попробуем опираться на психологические законы развития и не приравнивать ребенка возраста 6-10 лет только к роли школьного ученика. Даже нет других обозначений этого возраста - "младший школьник", и все. Но мы будем рассуждать не только с позиции обучения.
Что же происходит в этом возрасте в плане умственного развития? Наконец-то, дождались :) мышление переходит на следующую стадию развития - оно становится словесно-логическим. Предполагается, что к этому возрасту ребенок накопил очень много эмпирического опыта в ходе свободного исследования окружающего мира (новеньким нужно вернуться по тэгу развитие детей на более ранние этапы). То есть, ребенок предстает как ученый, который долго ставит серии опытов, чтобы потом сформулировать свое открытие. В дошкольном возрасте ребенок должен был оперировать материалами и объектами для того, чтобы сейчас он мог абстрагироваться и оперировать понятиями и определениями. В идеале обучение должно строиться по принципу постепенного уменьшения физических действий. То есть, сначала он исследует предметы, понимает, что такое разное количество, учится их пересчитывать с помощью движения (переложить три яблока отсюда туда). Потом он может "оценить количество на глаз", не двигая предметы, но видя их. Потом он может представить себе действие с определенным количеством предметов (то есть три это лишь число три, а не три конкретные яблока). На практике же дети в два года уже "должны" уметь считать без опоры на физические дейтсвия - многие родители учат счету как стихотворению, и арифметике (сложению-вычитанию) без самого важного этапа - физических действий.
Начинают формироваться основные мыслительные операции, такие как сравнение, обобщение, классификация,анализ, синтез (раньше ребенок для того, чтобы совершить операцию сравнения, должен был физически исследовать оба объекта - потрогать, подействовать этими предметами; теперь же он может совершать эту операцию в уме, без непосредственных действий). А вот что такого можно сделать для того, чтобы у нас, домашних родителей, теория не расходилась с практикой, то есть, чтобы ребенок действительно был субъектом обучения и действительно перешел от наглядных действий к умственным - хотелось бы послушать ваши предположения или личный опыт.