Как развивать ребенка? Дошкольники, 4 часть

Jun 21, 2012 09:19

В прошлый раз - http://deti-v-semje.livejournal.com/1904398.html#cutid1 - мы поговорили о том, что ребенок занимает новую позицию в семье: не только о нем заботятся, но и он заботится о ближних, у него появляются свои домашние обязанности и серьезные дела (связанные с миром взрослых, а не игровым).

Теперь нужно поговорить о том, что ребенок получает новую позицию и по отношению к обществу, у него появляются новые связи, новые межличностные отношения и новый статус.
Это особенно важно к концу дошкольного периода, к 6-7 годам, так называемому "кризису социализации". В этом возрасте родители готовят почву для того, как будет ощущать себя их ребенок в подростковый период. Один из факторов, влекущих подростков на разные неадекватные "подвиги" - желание проявить себя, показать свою значимость, свое место в обществе (чаще всего это неуправляемое желание выражается в негативной форме - вандализм или асоциальное поведение, например). Поэтому гораздо приятнее для обеих сторон, детей и взрослых, заниматься профилактикой этого и направлять ребенка изначально в позитивное русло, формировать у него ощущение нужности и необходимости в этом обществе, показывать ему адекватные способы самовыражения. Уже с того момента, как ребенок начинает себя осознавать отдельной личностью (примерно кризис двух-трех лет), важно давать ребенку право на участие в социальных отношениях. Нет, это не общение в детсадовской группе. Это возможность получить свою роль и свое место в системе макросоциума, во внешнем мире. При этом - позитивную роль, роль даятеля, а не эгоцентричного потребителя.
Елси лет сто, скажем, назад с этим не было никаких проблем - дети с малых лет участвовали в социальной жизни, то теперь они вынуждены занимать позицию "маленького ребенка" до совершеннолетия.
Что можно сделать для того, чтобы ребенок ощущал себя нужным не только в кругу своей семьи, но и в более широких границах? Ребенок умеет еще очень мало, но и из этих незначительных действий можно придумать "серьезные дела". Можно вместе посеять цветы у своего подъезда, можно сделать маленький самодельный сюрприз одинокой соседке, отнести игрушки в детский дом. В общем, любое дествие, которое сейчас посильно ребенку, направить на внешний мир, а не только "для личного пользования".
Как мы уже много раз говорили, ребенок в этом возрасте все понимает через действия, и такие простые занятия дадут ему очень много для самоутверждения и ощущения собственной значимости в "большом мире". Так постепенно формируется позитивная личностная позиция человека в обществе, а не желание делать все назло окружающим (как те подростки, которые громят детские площадки и вагоны метро).
продолжение следует. предыдущие части, начиная с младенчества - по тэгу "развитие детей"

Комментарии открыты, прошу делиться опытом по теме

3-6, Марина Озерова, развитие детей, воспитание, социализация, общество

Previous post Next post
Up