в первых двух частях о развитии дошкольника мы говорили о креативности и нравственности. Теперь переходим к личностной позиции.
С трех лет (примерно), с печально знаменитого кризиса "я сам!!!" ребенок начинает осознавать свое "я" и считать себя подсознательно отдельной личностью (а не частью мамы). Чем, кроме постоянного попугайского "яканья", должно подкрепляться это ощущение? Что такое начало социализации? Это не только повозиться с другими детьми в песочнице, а обретение и принятие своей собственной социальной позиции. Дошкольник должен понять, что его отдельное "я" - это часть множества в обществе. Как мы помним, общество начинается в семье, то есть, ребенок должен получить новую позицию (по сравнению с предыдущими периодами) в семье, а затем уже заботиться о налаживании контактов вне. (Если не пройдена эта ступенька в дошкольном возрасте, будет мучительно больно в пубертате, поэтому сейчас, можно сказать, мы занимаемся профилактикой подростковых проблем). Как жил ребенок до желания все сделать самому и стать "заметной личностью"? За ним ухаживали, за него решали, его клали-сажали-ставили, ему давали, а он все это благосклонно принимал. Теперь у него просыпается новое желание - взаимодействие с миром переходит на новую ступень (должно перейти), с потребителя на созидателя. То есть, ребенок должен уйти из "центра мироздания", к которому все бегут и которому все несут, и перейти на позицию "даятеля". Начинается тот период, когда у ребенка появляются свои обязанности и ответственности за их выполнение. Кончился период "игры в подражание маме", когда малыш возюкал тряпкой туда-сюда, "помогая" маме и подражая ее механическим действиям неосознанно. Сейчас ребенок должен почувствовать, что это ЕГО дом, ЕГО семья, у него здесь есть свое МЕСТО и своя РОЛЬ. Понятное дело, что роль младенчика его уже не удовлетворит, ему нужно серьезное дело (как у взрослых, а не "убери свои игрушки") и серьезная ответственность (не бывает "не хочу" в выполнении серьезных дел, папа же не капризничает перед уходом на работу?). У него должна появиться постоянная обязанность, которую он регулярно выполняет и это отслеживается и контролируется (некоторые наивно полагают, что вдохновение делать что-то у ребенка продержится дольше одного дня. Ничуть не бывало - это уже дополнительная работа родителей, следить, как чадо относится к своему "взрослому" заданию). Пусть это будет какая-то мелочь, но обязательно заметная для всех и не бессмысленная, а практическая: расставить ровно обувь на полке, расстелить скатерь перед общим ужином, вымыть что-то, протереть и т.п. Дети обычно не рады заданию "убирать свои игрушки", лучше им поручить что-то из "взрослой" территории (если у вас уборка игрушек не вызывает взрывов, я могу поздравить :), у нас лучше сделаем 5 любых дел кроме одного этого). Часто нежелание прибираться в детской связано с тем, что в сознании ребенка его вещи - признак детской территории, что-то несерьезное, "маленькое". Как я уже написала, выполнение обязанности происходит не по вдохновению и не по спонтанному желанию, это постоянное дело, не отменяемое из-за "не хочу" и "а я уже начал играть", или бабушка подошла со своим "ой, да он маленький, как вы можете, сейчас я все сделаю, бедняжечка!" (заприте куда-нибудь бабушку и пусть делает сам :)). (Конечно, мы не рассматриваем случаи, когда ребенок болен и еще что-то серьезное). Что это дает ребенку? Как раз это дает переход на новый уровень, на новую позицию в семье - он уже тот, кто заботится о других, он "большой" (раньше был "маленький", и все заботились о нем, отношения в этом плане были односторонние).Ребенок подсознательно ощущает себя нужным и семье, и продолжаем далее - обществу. Социализация личности, как вхождение в общество, начинается именно здесь - в подсознании, а не в дверях школы! Слов для этого недостаточно (понятное дело, что родители всегда ему говорят, как его любят, как ему рады, но для того, чтобы возникло это ощущение важности своей роли в подсознании, одних слов недостаточно - дети гораздо лучше усваивают из действий, нежели вербально).
продолжение следует. предыдущие части, начиная с младенчества - по тэгу "развитие детей"