Осторожно: слова! (часть 3)

Jan 14, 2012 23:04

мы рассмотрим несколько категорий фраз, которые "программируют" подсознание ребенка на любые негативные реакции, действия, личностные качества, модели поведения:

1. слова, которые запечатлевают случайную ситуацию или надолго, или даже навсегда, и делают случайный единичный поступок привычкой, качеством характера: "всегда", "все время", "вечно", "никогда", "ни разу" ("каждый раз"), "постоянно", "бесконечно" и т.п.
Например:
"ты никогда не убираешь за собой!" - после этого нет смысла стараться сделать что-то, ведь успешное выполнение просьбы не признается.
"ты все время балуешься!" - опять же, нет никакого стимула "перестать баловаться", если это характеризуется как постоянный вид деятельности.
"вечно ты ноешь!" - подобное закрепление реакции может действительно превратить ребенка в хронического нытика, потому что здесь негативное запечатлевание идет сразу по двум направлениям - времени (бесконечность) плюс общая характеристика действий (как мы помним, ребенок очень чутко воспринимает все, что связано с кинестетическим каналом восприятия)
"всегда приходится за тебя доделывать!" и т.п. - уже можно рассчитывать на провальный следующий раз, потому что "всегда" нужно подтверждать.
"тебя никогда не допросишься!"
"у тебя ни разу еще не получилось красиво написать!", или: "у тебя каждый раз криво получается!"
"ты постоянно не слушаешься!", "ты постоянно отвлекаешься!", и т.д
"тебе бесконечно надо одно и то же повторять!" - восприятие вообще отключается, внимание рассеивается, концентрация теряется.

задание - следим за собой и выписываем в отдельный список все характеристики времени (всегда, никогда и т.п.), которые мы чаще всего употребляем в речи, и которые чаще всего используем в описании действий супругов или детей. потом скажу, что с этим делать дальше, пока что только отслеживаем и выписываем.

в комментариях можно не писать, это для себя, но к выполнению рекомендую обязательно. Поскольку тема такая щекотливая, давайте продолжим прежний режим: пока комментарии закрыты, буду открывать только те, в которых указан знак "+".

2. слова, которые подменяют один поступок общей характеристикой: вместо "ты неправильно поступил в данный момент" - "ты весь неправильный, и нечего от тебя ждать хорошего". Эти фразы вешают на ребенка негативный ярлык и отнимают у него всякую надежду исправить положение. Обзывательства, прикрепленные прозвища, подчеркивание негативных качеств и общие характеристики (ты такой-то). Например:
"ну что ты как дурочка!"
"и в кого ты такой лентяй!"
"какой ты плохой мальчик!"
"он очень болезненный ребенок"
"она очень неаккуратная девочка"
"он слишком медлительный"
"ты просто хулиган!"
"какой безобразник!"
"ты очень непослушный!"
"да что ты за растяпа!"

и так далее. задание все то же - вспомнить, какие именно прозвища закреплялись за вами в детстве, и также отследить, награждаете ли вы чем-то подобным своих супругов или детей.

власть слова, работа над ошибками, родители, Марина Озерова, дети, психология

Previous post Next post
Up