как развивать ребенка? младенцы
часть 2
развитие мышления
Как мы уже говорили, младенец целиком и полностью зависим от мамы. То есть, если он не находит ее рядом, когда зовет (даже если она в соседней комнате), его организм должен бросать все силы на борьбу со стрессом и стараться выжить в таких жестких условиях. Вспомним слова Винникота, писавшего, что младенец, не находящий маму, чувствует "внутреннее умирание". Таким образом, если ребенок находится часто в состоянии стресса и внутреннего страха (зову маму - ее нет - видимо ее больше не будет никогда - придется как-то жить без нее - какой ужас (младенцы не понимают, что такое скоро или потом, у них нет осознания времени). То есть, если ребенок не получает достаточной уверенности, что мама это некая константа вокруг которой движется весь остальной мир, его организму приходится тратить силы на борьбу со стрессом (и жить-то как-то надо дальше, адаптироваться), а не на развитие мышления и прочую блажь. ребенок как бы воспринимает все остальное через маму и через отношения с ней. Хорошо у мамы на ручках - мир прекрасен. Мамы нет - еще надо подумать, стоит ли жить в этом мире.
Мышление на протяжении младенческого периода наглядно-действенное. Это не значит, что ребенок должен получить "наглядный материал" и действовать с ним. Это значит, что он должен видеть предметы и пытаться с ними взаимодействовать, и должен видеть действия других и пытаться им подражать.
Работа мышления основана на той информации, которую добывают каналы восприятия, так что в следующий раз будем подробно о восприятии. Пока, говоря о мышлении, надо заметить следующие несколько пунктов:
1. Чем больше возможностей взаимодействия с одним предметов, тем интенсивнее развивается мозг и мышление. Что это означает? Все новомодные игрушки, запрограммированные на определенные действия, воспитывают шаблонно мыслящую обезъянку, а не творческую личность. В самом деле, вы можете импровизировать с игрушкой, которая только и делает,что вставляется в определенное отверстие или способна издавать один и тот же звук при нажатии кнопки? Хорошо, этот тип взаимодействия освоен, а что дальше? а дальше - ноль. Поэтому "развивающие игрушки" и малышовая электроника объясняют младенцам, что думать в принципе излишне и никаких других способов освоения данного предмета не существует. То есть, если вам хочется дать ребенку "развивающие игрушки", надо выделить ему бытовые предметы и максимально упрощенные игрушки (мячик, кубик, погремушка, лоскутки, брусочки, и т.п.) для того, чтобы он находил новые и новые способы их использования. Чем проще игрушка - тем выше работа мозга при взаимодействии с нею, и наоборот.
(по тэгу "игрушки" мы писали про предметы в игре, можно поискать).
2. Любое действие, произведенное в этом мире, дает какой-то результат. Изменишь действие - получишь другой результат.
Это очень хорошо знают ползунки, сваливающие на себя скатерть со стола. Ребенок должен видеть, что его действия приносят плоды (конечно, некоторые такие плоды мамам приходится разгребать несколько часов). Потянул за пеленку - получил ее в свои руки. Бросил игрушку - она оказалась на полу. Бросил туда же чашку - ого! Сколько новых маленьких предметов и какой отличный звук!
ЧТо это означает? Обучение ребенка по "развивающим методикам", когда надо заучить определенную последовательность действий (раскладывание предметов в определенном порядке, собирание пирамидок, вставление предмета в ячейку, сортеры и т.п.) означает, что новых действий изобретать не надо, а от изменения действий все равно не будет нового результата. (я не сказала, что пирамидку собирать вредно - будьте внимательны. Я пытаюсь сказать,что спонтанное освоение предметов и отсутствие заранее продиктованного алгоритма действий гораздо ценнее для развития). Итак, что важного мы должны понять - ребенок учится действовать с предметом, и он должен получать разные результаты в зависимости от своих действий: если кинуть чашку на пол, появятся маленькие кусочки и дзинь, если бросить ту же чашку маме на колени, ничего такого не будет. Опять же - для этого эти самые предметы должны позволять ребенку вариации действий с ними, а не заданный алгоритм и готовую траекторию. простой пример: чашка-непроливайка не делает ничего такого, что делает обычная чашка. Обычную чашку можно надеть себе на голову, разбить, перевернуть (из нее почему-то выливается), и т.п. Главное - изменяются действия, изменяется результат (особенно нравится маме надевание на голову, она очень бурно реагирует). Чашка-непроливайка запрограммирована на ровно одно действие, и ничего интересного больше выдать не способна.
3. К концу младенческого периода (обычно около года) ребенок познает великую вещь: оказывается, действие может быть не само по себе, а связано с другим. Пока ты стоишь у стола, чашку не достать. Но если забраться на стул, а потом потянуться за чашкой - ты победитель! Построению связной цепочки действий, а тем самым новому скачку развития мышления мешает больше всего ограниченное движение ребенка (зачем стараться? из манежа все равно не выползешь, дальше развивающего коврика побег невозможен). ПОэтому, если вам важно развитие мышления и будущие способности, старайтесь предоставлять ребенку максимальную свободу в исследовании дома и использовании бытовых предметов (конечно, при условии, что любимые бабушкины вазы убраны и опасные для жизни предметы изъяты из поля деятельности). Чем больше ребенок таким образом "возится" сам, тем больше необходимых для мозга связных цепочек он построит.
4. Хорошее подспорье - пестушки, потешки и простое проговаривание действий для ребенка. Это связывает: осознание себя (рука - это всего лишь часть меня!), осмысление действий и закрепление некоторых связей между действиями. Поэтому пойте потешки на здоровье, и проговаривайте малышу ваши действия во время бытовых домашних дел!
продолжение следует.