Совершенно необходимо поговорить про родительские ожидания от посещения ребенком кружков или секций. Очень советую вообще не питать ожиданий :)
Потому что либо завышенные, либо заниженные ожидания очень вредят и процессу занятий, и личностному развитию. Завышенные - родители сразу ориентируют ребенка на супер-успех, золотую медаль в этой области и связь с этой сферой на всю жизнь. Если этого не происходит - начинают волноваться, давить на ребенка и в конце концов выдавливать из него желаемый результат. Жизнь большая - даже если ребенок в 4 года показывает удивительные способности к этому делу, которым занимается, еще не факт, что он захочет связать с ним все свое будущее. Бывает и так, что ребенок кажется "неспособным", а спустя несколько лет вдруг возвращается к тому же самому и у него "просыпается талант" в этом. И наоборот - показывал-показывал "результаты", потом хоп! - куда все пропало, а "был такой способный мальчик!". Поэтому, чтобы потом не было мучительно больно, не нужно дошкольника видеть в своем воображении на постаменте. К тому же, завышенные родительские ожидания очень ранят ребенка - ведь он думает, что если их не оправдать, родители перестанут в него верить и его любить. Это, разумеется, подсознание, но оно гораздо сильнее всех ваших логических объяснений. Заниженные ожидания - когда родители скептически относятся к любому начинанию ребенка, заранее программируют его на провал. "Он у нас точно не из художников!", "да у нас ни у кого не было в семье слуха, куда уж ему!", "зачем начинать, все равно у него терпения не хватит, бросит через месяц!", "тут стараться надо, а ты такой лентяй!" - такие и подобные им "пожелания" только сломают всякое желание добиться чего бы то ни было. ДАЖЕ ЕСЛИ начатое дело действительно "брошено", даже если у ребенка и правда нет никаких способностей - отрицательный опыт точно так же ему необходим в занятиях, как и положительный! Только отрицательный опыт должен сопровождаться теплой поддержкой родителей и их пониманием сложностей! Необходимо помнить, что материальны не только родительские слова, способные дать ребенку шанс или отнять его, а и мысли. То есть, если внутри себя родитель уверен, что у ребенка "ничего не выйдет", а на словах поддерживает его - грош цена такой "поддержке", ребенок больше получает невербальной информации, чем вербальной.
Поэтому самая верная позиция - постараться наслаждаться процессом, а не стремиться к заоблачному результату. Радоваться тому, что у ребенка появился какой-то интерес, что он осваивает новое для него дело, познает таким образом мир и сферу человеческих деятельностей. Иногда родители слишком узко смотрят на дополнительные занятия: это должно стать профессией, или минимум приносить заработок в дальнейшем. Но ведь люди очень многое делают просто ради удовольствия! Например, если ребенок посещает живой уголок и возится с животными, это не значит, что он точно будет ветеринаром. Но он получит множество положительных эмоций и прекрасных впечатлений, научится любить теплые беззащитные комочки - а разве это само по себе мало?
Ребенок развивается, и познает разные стороны нашего прекрасного мира, в том числе и в деятельности. Поэтому вспоминайте поговорку "ремесло плечи не оттянет", мы еще не знаем, что получится с нашими детьми, как и где они будут жить и что им в этой жизни пригодится. Хотя бы просто для "общего развития" ребенку интересно попробовать себя в разных сферах, и не нужно захлопывать его в одной из них, как в мышеловке.