вопрос о друзьях. и почему садик, опять-таки, мешает, а не помогает, нормальному человеческому общению (как в случае с социализацией).
друзей человек выбирает сам, по ряду критериев, которые у каждого свои - психологическая совместимость, одинаковые убеждения, сходство интересов, общие цели, и тп и тд.
Ребенок в детском учреждении прежде всего научается тому, что общение должно быть:
1 - принудительным (только попробуйте не дружить с Васей - воспитатели очень озабочены, чтобы в группе не было изгоев, поэтому все будут обязаны играть с Васей)
2 - лишенным какого бы то ни было выбора (выбор ограничен только твоей группой)
3 - неизбежным (попробуйте найти возможность уединиться в садике)
при чем здесь понятие "друзья", я не очень понимаю. Поиск друзей с перечисленными условиями для взрослых может быть только в тюрьме. Детей же мы пытаемся убедить, что это и есть трепетное понятие "дружба", когда тебе некуда деваться с подводной лодки. ПОэтому люди вырастают, и думают, что вымученные, неискренние, и никому из обеих сторон ненужные фальшивые отношения - и есть дружба.
Ребенок имеет право выбирать круг общения. Он имеет право с кем-то хотеть общаться, с кем-то не хотеть. в случае домашнего воспитания родители могут предоставить ему этот выбор. Очень прошу не писать ничего подобного "у моего ребенка нет общения, мы ничего не нашли" - значит, не искали.
Иногда по комменатриям мне представляется, что домашнее воспитание должно выглядеть так: сидит-сидит мама у компьютера, вдруг звонок в дверь: "Скажите, а вашему ребенку друзья нужны? О, возьмите парочку!". или: "а социализацию заказывали? Куда ставить?". Если мы выбираем активную позицию в воспитании своих детей и соглашаемся, что ответственность за результат - НА НАС, то выходит, что НАМ надо что-то делать, а не ждать "звонка в дверь". Никто из сообщества не живет на необитаемом острове (пока что). Я в смысле условий для поиска общения живу в куда более тяжелых обстоятельствах, нежели большинство, тем не менее, мы общением обеспечены по самое некуда - иногда просим не приходить к нам, устаем. Подумайте как организовать что-то, посмотрите вокруг себя, прежде чем жаловаться, что в вашем районе вымерли все дети.
Теперь вернемся к теме друзей - итак, у ребенка должен быть выбор. Друзья - это не ежедневное принудительное общение в толпе. Мне кажется, что для нас, взрослых, это не понятие "друзья", почему дети должны мучаться в таких условиях? Кто мне приведет пример, что ребенок дружит со всей группой? (искренне, а не показательно).
"Ребенок там сам найдет друзей". Этого не бывает в реальности. "Дети, это новый мальчик Петя, ИГРАЙТЕ С НИМ". Любые конфликты должна разбирать воспитательница (где здесь научение разруливать конфликты среди друзей?). Если с ребенком не играют - воспитательница поведет его за руку к послушным девочкам и насильно заставит играть с ним. Это свобода выбора друзей?
Маленькие зарисовки из жизни: посмотрите на площадках - большинство детей общаются только с теми, кто из их садика. Они просто не умеют искать и завязывать новые отношения, даже если старые им совсем надоели.
Сидим в песочнице, подходит девочка возраста дочери и долго смотрит, как та играет. Я не выдерживаю: "ХОчешь поиграть с моей девочкой? Ты можешь познакомиться, она будет очень рада!" (Дочка улыбается и протягивает совочек). Девочка грустно говорит: "я не могу с ней знакомиться, она же не из моего садика!".
номер два - от моей знакомой. Девочка ходит по площадке с мальчиком, по всему видно, что ей очень не нравится с ним играть. Площадка полна детей. Знакомая спрашивает девочку: "почему ты не играешь с другими детьми?". ответ: "но ведь он из моей группы, я должна с ним дружить, а их я не знаю!".
спрашивается - где свобода тех самых навыков общения, которые нам так усиленно обещают развивать в садике?
Если домашняя мама представляет своего ребенка в песочнице - сразу "какой несамостоятельный, не может сам подружиться".Если садовского также представляет воспитательница и указывает детям, кого брать в игру - все ок, это сами дети решили?
Дружба это не обязаловка.
Выбор друзей и сохранение дружеских отношений зависит от чего угодно, кроме пребывания запертыми в одном и том же помещении постоянно.
Тем, кто думает, что ребенку "надо жить в коллективе", надо перестать смотреть так много советских старых фильмов. Сначала давайте поищем коллективы неразлучные в 30 человек. Это в какое-то поселение надо уехать подальше. На всех работах сейчас старательно уменьшают количество человек в одной комнате (у моего мужа отдел - три человека), хай-тек сидит в отдельных "кубиках". В "большом коллективе" ребенку придется работать, если только он пойдет в бригаду гастарбайтеров. Ребенку в жизни жить в семье, а не в коллективе. ПОэтому у взрослых людей такие семейные проблемы, и человек больше держится за сотрудников, чем за супруга - развод с легкостью, а работу поменять: "вы что, у нас такой дружный коллектив, я потерплю".
Я думаю, что если очень честно спросить себя, хотите ли вы повторения вашей системы отношений из детсада во взрослой жизни - вряд ли кто-то согласится.
для новеньких - у нас очень много материалов по тэгу "детский сад", и их полезно читать прежде чем рекомендовать садик. плюс предлагаю мой жж по тэгу "о детских дошкольных учреждениях", тоже пригодится. а после этого высказывтаь "свои мысли о саде".