еще один важный пункт, который необходимо отметить в теме социализации - позиция ребенка. Как мы уже говорили, ребенок встает на позицию "воспитанника", "подопечного", его собственная инициатива крайне ограничена (если вообще имеется), но самое главное - он стоит на позиции "потребителя" - повара должны ему приготовить, воспитательница должна его развлекать и организовывать, и т.п.
Конечно,в семье тоже возможен вариант эгоцентричного положения ребенка и ублажения его всеми имеющимися родственниками, но все же обычно домашние мамы как-то стараются включать ребенка в бытовые дела (иначе просто не получится вести дом и хозяйство и заниматься еще чем-то кроме).
Так вот, социализация предполагает, что новая личность входит в общество и начинает с ним взаимодействовать. То есть - получать что-то от членов общества, и давать что-то членам общества. Ведущая деятельность взрослого человека - труд - так или иначе направлена на это самое общество (прямо или косвенно), и теоретически должна быть созидательной и приносить этому самому обществу пользу и способствовать его развитию. (Практически далеко не вся деятельность взрослых людей созидательна и уж тем более не все "социализированные личности" желают приносить обществу пользу).
Одна из проблем "садиковской социализации" та, что ребенок получает эту самую установку эгоцентричного потребителя, что у него формируется понятие - всегда должно быть какое-то учреждение, где от тебя ничего не зависит, и при этом тебе все должны. Не самая лучшая позиция для взрослого члена общества, так ведь?
Задача же семьи - сформировать у ребенка позицию активного члена общества. Первое его "общество" - это семья, и именно в ней у ребенка должны появиться первые навыки (именно навыки!) социальной активности и альтруистических действий (то есть - для других, а не только для себя): участие в бытовых делах, забота о ближних (сделать бабушке сюрприз и тп), постепенное измененение собственного статуса (В садике он все годы постоянный, в семье же трехлетний и шестилетний ребенок очень отличаются по степени участия в общих делах).
комментарии к этому посту скрыты. если кто-то хочет обсудить его - можно это делать в следующем, закрытом посте.
http://deti-v-semje.livejournal.com/1512051.html