Республика ШКИД или потерянное поколение?

Jul 04, 2012 17:44

        Сейчас в России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. Ещё 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах. 10% детдомов и интернатов не имеют элементарных условий, 48% требуют капремонта, 5 %  находятся в аварийном состоянии.

40% выпускников детдомов становятся алкоголиками, 40% попадают в тюрьму, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% могут устроиться в жизни (Источник: http://akparov.ru/node/56)

В последнее время все чаще стали появляться новости о преступлениях, которые совершают дети, выросшие в детском доме. Например, в Забайкалье трое детдомовцев забили насмерть пожилого ветерана с супругой, позарившись на его награды, и подожгли дом хозяев, в Кузбассе в марте 2008 года, в очередной раз сбежав из детдома воспитанники убили мужчину, с которым распивали спиртные напитки.

Недавно в Алтайском краевом суде был вынесен еще один приговор в отношении воспитанницы детского дома. 14-летняя девушка, чьи отец и мать лишены родительских прав, прошлой зимой сбежала из интерната и поселилась в подвале дома на улице 50 лет СССР, где познакомилась с 15-летним парнем, таким же «бегунком». Однажды, когда несовершеннолетние устроили попойку в своем подвале, девушка предложила собутыльникам найти обидевшего ее бомжа. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Алтайского края, она нанесла 18 ножевых ранений в шею, грудь и живот бездомного, вспорола живот и вскрыла вены на руке полуживого человека. Зверство, от которого содрогнулся бы отпетый рецидивист. За содеянное ребята приговорены к длительным срокам лишения свободы.





        Все чаще можно встретить мнения людей, что детский дом - место ужасающей деградации ребёнка. Будучи отобранными из семьи в 8-10 лет и придя в стены детского дома с навыками самообслуживания, с любовью к родителям, с сообразительностью и достаточным интеллектом, за год-два почти все дети превращаются в озлобленных, жадных лгунов, эгоистов и циников.

"Мать мальчика, отнятого из-за финансовых проблем семьи в детский дом в возрасте 11 лет и вернувшегося через полтора года в семью, отмечала с ужасом, что её сын был буквально морально растоптан.
        То, что он начал курить, уже не замечалось на фоне остального. Все прежние интересы ребёнка (довольно многочисленные, кстати) были забыты, все навыки - стёрты. Он перестал задавать вопросы, вообще чем-то интересоваться, кроме еды, сна и телевизора.
        Чаще всего он ничего не предпринимал по своей инициативе, без команды - но временами словно срывался и начинал исподтишка делать пакости всем подряд. Пойманный за руку - плакал, плач переходил в истерику. Некоторые реакции и интересы почти тринадцатилетнего мальчишки стали напоминать реакции и интересы пятилетнего ребёнка.
        В других же вопросах - в основном в вопросах грязи - он проявлял циничную осведомлённость.
        «Чистыми в душе у сына остались несколько крохотных уголков, которые он боялся показывать даже сам себе, - с горечью констатировала мать. - Он был весёлый, очень доверчивый, добрый, старался быть самостоятельным и очень этим гордился. А вернули какого-то страшного робота…»
         Понадобился почти год, чтобы мальчик - благодаря бесконечному терпению матери - вернул себе интерес к жизни и стал похож на себя прежнего. Но курить он так и не бросил. И недоверие к окружающим посторонним людям у него сохранилось.
        «Ма, - признался он, уже четырнадцатилетний, матери, - я там сначала пытался быть таким, как дома. Но там это невозможно. Все ломаются, кто из семей. Кто-то раньше, кто-то позже. Не ломаются только те, кто оттуда бегут. Я не сбежал только потому, что верил - ты меня вернёшь. Вот только в это и верил…»



        "Уже полмесяца Бурятия пребывает в шоке от рассказов ребятишек, находящихся в детском доме на Верхней Березовке. Как объясняет Маша: "В этом детдоме установлены почти "зоновские" правила: ребята постарше могут делать все, что хотят, жаловаться на них было бесполезно. Всю работу на деле выполняли "маленькие". Их "запрягали" стирать носки старшим, приносить им что-то с ужина и так далее.
        По словам Маши, воровство в детдоме тоже процветало. Зачастую, придя из школы, девочки обнаруживали в своей комнате настоящий погром. Многих вещей недоставало.
        Девятилетние Алексей Давыдов и Денис Смирнов тоже уверяют: подзатыльники от воспитателей - явление в детском доме обычное.
        - Постоянно то дернут то за ухо, то за волосы. Также постоянно стращают, что в "психушку" отвезут.
        Денис Смирнов до сих пор не может забыть о пьяном воспитателе, который бил его по спине скакалкой. А один из технических работников детдома, подозревая мальчика в воровстве хлеба из столовой, ударил его головой о кафель" (http://detibaikala.ru/smi/smi07.html).



        Конечно, есть детские дома, в которых этих мерзостей не допускают. Но все же описанные случаи довольно распространены, и это во многом объясняет заметную картину преступности воспитанников детских домов.

В чем же истинная причина существующего положения дел? Ведь в советское время, особенно на заре становления советской власти, выпускники детских домов зачастую были лучшими в своих профессиях, их ставили в пример, и уж конечно о преступности среди детдомовцев не было и речи.

Все дело в том, что в то время на детей возлагали особые надежды, была цель построения нового государства, нового общества, а для этого нужно было воспитывать в человеке высокие нравственные качества и прививать ему особые ценности, где важное место занимает стремление реализовать себя на благо общества, светлого будущего. Воспитатели своим примером и вдохновением в работе влюбляли детдомовцев в их будущие профессии, увлекали различными интересами в кружках, тем самым подталкивая их к реализации наружу.

Например, в январе 1934 года, увидели свет первые 10 фотоаппаратов "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные детской трудовой коммуной им. Дзержинского в Харькове. Эти "ФЭД"ы являлись копией Leica II. В "Педагогической поэме" А. С. Макаренко есть страницы, рассказывающие о том, как выпускались первые фотокамеры "ФЭД". "В 1932 году было сказано в коммуне:- Будем делать "Лейки"! ...И началась новая борьба, сложнейшая советская операция, каких много прошло в эти годы в нашем отечестве... Пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых...".



        Сейчас, в кожную фазу развития общества с господствующей психологией потребления и индивидуализма, трудно представить, что брошенным детям будут уделять такое пристальное внимание, в лучшем случае их обеспечат самым необходимым в материальном плане. Да и идеи построения нового общества уже нет, сегодня в почете погоня за быстрой выгодой, приобретение как можно больших материальных ценностей, не особо задумываясь о будущем. Поэтому дети из детских домов выходят практически на улицу, не умеют заработать себе на хлеб, социально адаптироваться.

Вдобавок, ввиду нашего российского уретрального менталитета противоречащие ему кожные ценности в России пребывают в архетипе, т.е. проявляют себя в наименее развитом виде, неадекватном требованиям современного общественного развития. А так как архетип кожного вектора это покража пищи, воровство, нарушение закона, игнорирование запретов, то в наших условиях повсеместно расцветает коррупция, в том числе и в детских домах.

Построение коллектива по принципу животной иерархии, так называемой "дедовщины" присуще группам людей, в которых существует угроза жизни членам такой группы, где идет постоянная борьба за выживание. Детдомовским детям приходится сталкиваться с огромным количеством психологических и материальных проблем, которые к сожалению, не решают специально созданные для этого учреждения. Неудивительно, что в таких условиях вырастают будущие преступники, уже приспособленные для жизни в маргинальной среде и адаптированные для пребывания в тюремных условиях.

Поэтому лишение детей необходимого обеспечения - это еще полбеды, главное, что они видят негативное к себе отношение, им показывают пример ненависти и равнодушия, который затем они выносят наружу в общество через свои действия. Дети понимают, что общество - это "враг", а с врагами позволительно делать все - убивать, грабить, насиловать.

Исправить все это можно только с полным осознанием причин создавшейся ситуации. Когда все будут способны отличать с одного взгляда архетипичного кожника, вора и проходимца, его, во-первых, никто не назначит на должность, связанную с воспитанием и обеспечением детей, а во-вторых, социальный стыд либо заставит его ограничить свое влечение к воровству либо вообще выдавит его из общественной жизни. Подробнее об этом можно почитать здесь http://www.yburlan.ru/biblioteka/korruptsiya-ili-zagadochnaya-russkayadusha-ii

Дети пребывают в стрессовых условиях, потому что у общества нет намерения вырастить их нормальными людьми и нет методики, как это сделать. Мы не умеем дифференцировать людей по их врожденным свойствам и качествам, поэтому не умеем воспитывать своих детей сообразно их свойствам.

К сожалению, сегодняшнее поколение детей, искалеченное «воспитанием» в детских домах, уже живет по своим архетипичным программам. Возможности развиться в безопасности им никто не дал, поэтому адекватного культурного и законопослушного поведения в обществе нельзя и ждать от бывших детдомовцев. Это еще одна боль кризиса постперестроечного времени.

Пока мы делим детей на своих и чужих, пока для нас все дети не станут своими, мы будем сеять разрушения в неокрепшей детской психике. Поэтому необходимо начинать прямо сейчас и прямо с себя с познания скрытого от нас внутреннего мира.Когда же человеку раскрывается мир психического другого человека, он автоматически начинает ценить его, т.к. понимает через себя, насколько ценно душевное равновесие. Уже одно это меняет намерение, человек начинает считаться с нехватками другого человека, желать предпринимать осознанные шаги навстречу ближнему. В то же время осознание своей природы дает силы для развития и реализации, и человек, желая создать себе условия для реализации, автоматически начинает задумываться о будущем. Следующий шаг  - начать заботиться о будущем поколении.

На сегодняшний день системно-векторная психология дает методику, с помощью которой можно изменить свои намерения, не дожидаясь социальной катастрофы. С новыми гуманными  намерениями у нас просто не будет брошенных и ненужных обществу детей. Детские дома станут страшным пережитком прошлого. А каждый взрослый сможет определять врожденные качества ребенка, его склонности и уже со знанием этого воспитывать его, давать ему навыки адекватной реализации себя в паре, в группе, и в целом в обществе.



По материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

детская психология, системно-векторная психология, статьи о детях, проблемы воспитания

Previous post Next post
Up