Попробую порассуждать
на тему - что есть такое творческий труд на благо современного общества с точки зрения духовного роста.
Для простоты изложения определю духовный рост как движение с нижних миров в верхние. Оказавшись глубоко погруженным в невежество, человек стремится выйти из него, как, к примеру, выбраться из трущоб, где жизнь похожа на ад и очень мало человеческого. Однако выбраться из трущоб физически недостаточно, нужно эти адовы трущобы вывести из себя - изменить свое мировоззрение и перестать воспринимать мир через призму выживания в условиях насилия. Суть же невежества в том, что человек ограничен в понимании причинно-следственных связей между своим поведением и его последствиями. И чем выше подниматься из ада, тем больше ответственности за свои слова, мысли, поступки, образ жизни и деятельность. Наша реальность сегодня вынуждает нас детально вникать во все, чем живем в своей повседневности, и любыми способами показывает нам несоответствия в движении снизу вверх.
Рассмотрю через пример. Вчера на доске объявлений библиотеки увидела рекламу от нового коммерческого музея. С точки зрения духовного роста библиотека и музей есть храмы, очищающие человека от грубых слоев невежества, через подобное размещение рекламы бизнесмен проникает в глубину подсознания, к доверию. Но что там в начинке этого музея? На рисунке и в названии он представлен в виде Форта (забор с четырех сторон), внутри кузнечная мастерская, восковые фигуры, шашлычная. По сути это типичный бизнес-проект, который можно слепить в любом месте. И если не задумываться над смыслами, то в туристических местах будет очень востребован для рядового потребителя, и это похоже на колесо обозрение, которое ставят в любом месте скопления людей.
С точки зрения духовного роста такой бизнес-проект удерживает его создателя от движения вверх. Творческий подход к делу предполагает тесные взаимные связи с разными сферами, новый продукт должен органично быть связанным с разными слоями по месту своего пребывания, он должен быть частью целого. Первое нарушение: слово «музей» имеет глубокий смысл, это хранилище истории, культуры, и это способ просвещения, даже для коммерческого проекта, а не место для покушать шашлыки среди восковых фигур. То есть подмена понятия, в который закладывался определенный смысл.
Второе нарушение: отсутствие исторической связи с местом: фортов здесь не было, зато есть курганы, петроглифы, культура проживающих этносов, а также память о проживающих ранее народов и цивилизаций. Для движения вверх нужно глубоко проникнуть в тему, проникнуться его культурой и историей, найти то, что интересно самому и показать это. К примеру, интересна одежда, или интересно питание, культура, образование, ритуалы, орнаменты, да много чего еще, и провести самое настоящее исследование - как в этой местности разные цивилизации обустраивались, поработать с антропологами, историками, в государственных музеях и библиотеках, культурой и искусством. И воссоздать подобное, чтобы можно было погрузиться с научной достоверностью в хронологический срез разных эпох. Такие музеи можно создавать в разных местах, опираясь именно на местное, плюс современные технологии, например, видеоигры, дающие возможность дополнить реальность и побывать там, в той эпохе. С точки зрения успешности бизнес-проекта он не наберет столько доходов как алкогольные маркеты, шашлычки и клубы. Но это путь на выход из невежества, когда идешь сам и выводишь других, на языке буддизма это можно обозначить так: вместо наработки кармы учиться жить по дхарме.
Науку можно обвинять в ее отсталости, однако там накопилось уже достаточно открытий, которые может использовать бизнес, думая не только о прибыли, но и о просвещении, тем самым давая ресурсы на развитие и самой науке.