Правда ли, что детские книгистали более мрачными?

Jun 28, 2013 21:31


Литературный критик «Гардиан», знаток английской детской  литературы, Джулия Эккельшэйер, опубликовала свою новую колонку, посвятив ее на этот раз теме волнующей многих: так ли мрачна современная детская литература как кажется.
http://www.guardian.co.uk/childrens-books-site/2013/jun/24/book-doctor-childrens-books-darker-themes

Поводом для написания статьи стала реплика одной их читательниц, мамы дочек 9 и 11 лет.

«Мне кажется, что большинство книг из числа тех, что отмечены премиями, напичканы всякой чернухой. Сюжет многих  перенесен в безысходное депрессивное будущее, а некоторые рассказывают о смертельно больных детях. Даже в книгах о девочках и их дружбе, которые читают мои дочки, встречаются семьи, переживающие непростые времена. Неужели романы, полные увлекательных приключений, исчезли навсегда, уступив место книгам с пробелами?»
Сью


Ответ ДЭ как всегда мудрый и взвешенный. И опирается он не только на знание предмета, но, несомненно - и это очень важно - на личный опыт: ведь признанный критик еще и мама, вырастившая трех сыновей.
Итак, послушаем мнение эксперта:

Лучшие детские книги всегда обращались к сложным неоднозначным темам, которые вплетались в  прекрасно рассказанную историю. Современные сказки в этом ничем не отличаются от прежних.

В действительности большая часть детской литературы, даже книги, которые на первый взгляд кажутся развлекательными, приключенческими и только, рассказывают о  преодолении эмоциональных и физических трудностей. Но, говоря о книгах нашего детства, мы охотнее  вспоминаем именно приключения и благополучные счастливые концовки, и не сразу вспоминаем, что были в них трудности, испытания и беды.

Так, героини двух популярных и поныне повестей классика 19 века Ф. Х. Барнетт - «Маленькая принцесса» и «Таинственный сад» - оказываются в очень сложных ситуациях. Сара Крю после смерти отца превращается из богатой девочки в нищенку, и подвергается унижениям и издевательствам. Мэри Леннокс, прежде чем оказаться в Йоркшире и испытать целительные свойства таинственного сада, тоже пришлось хлебнуть немало горя .
 В книгах Эдит Несбит именно несчастье подталкивает развитие сюжета: все события в «Железнодорожных детях» последствия того, что отец попал в тюрьму.

Любимое чтение не одного поколения детей в 20 веке, книги  Э.Уайт «Паутинка Шарлотты» и М.Маджориан «Спокойной ночи, мистер Том», тоже затрагивают тему смерти. Но обе они  настолько богаты эмоционально и пронизанные такой нежностью и сопереживанием героям, что язык не поворачивается назвать «проблемными». Вырастая, каждое поколение читателей вспоминает и захватывающие приключения, и те  сложные и менее веселые размышления, на которые их подталкивали авторы.

Все это можно сказать и современных книгах.

Сегодня детская литература обращаются к современным проблемам: как семейным, так и глобальным. Кому-то эти книги могут показаться слишком откровенными, но у них есть несомненное достоинство:  они способны вдохновить детей на преодоление трудных ситуаций, показывать на литературном примере, что это возможно. 
 Например, книга Patrick Ness “A Monster Calls”. Это история о мальчике, чья мама больна раком, и о том, как непросто ему справится с этой бедой. Но авторская позиция очень деликатна: писатель уводит своего героя, а за ним и читателей,  в вымышленный мир, и получается,  что это уже не только рассказ о горе одного мальчика, а  шире - история  и о том, как ребенок преодолевает собственные страхи, неуверенность и находит в себе силы, чтобы справится с бедой.

Знаменитый детский писатель Майкл Розен, которому было присуждено звание Детский лауреат - т. е. тот, кто защищает детей и детскую культуру, - считает, что детские книги призваны заполнять пространство  «между миром детей и миром взрослых. Так или иначе, все детские книги прокладывают путь через эту территорию».

В современных книгах фантастические антиутопические миры заменяют исторические пейзажи книг прошлого - если раньше авторы переносились во времена исторических испытаний, таких как Французская революция или Вторая мировая война, то теперь они создают вымышленные художественные реальности, в которых персонажи-дети должны сами определять свои поступки, свою жизнь.

Эти новые литературные территории ничуть не мрачнее,  прежних исторических эпох, а  главное -  они предоставляют пространство, где наши нынешние сверх опекаемые дети, могут  сражаться с демонами, совершать подвиги... и взрослеть.

(Сокращенный перевод О.Мяэотс)

О детской литературе: история и теория

Previous post Next post
Up