(Начало.
Оглавление.)
Расскажу об августовском стопе в
Дом для всех в Красноярске. В этом посте речь пойдет о первом этапе путешествия.
В самом начале я хотел уехать в Красноярск одним махом, добравшись туда автостопом за один день, но звезды сложились немного иначе: ко мне EMS-ом ехала посылка, и курьер ну никак не хотел ее доставлять где-нибудь часам к семи, а работал только с десяти. В результате я посмотрел на карту, и обнаружил, что можно за неполный день достопить до Новокузнецка, а дальше поспать в поезде, утром оказаться в Абакане и поехать в место мечты - к Саяно-Шушенской ГЭС.
Обратная дорога в Абакан и дальше в Красноярск обещала быть легкой, потому что трасса одна, населенных пунктов на ней почти нет, и можно застопить машину даже до самого Красноярска. К тому же, это должна была быть самая редко населенная территория из посещенных мною, что тоже интересно.
Стало быть, Ленинск-Кузнецкий пролетел быстро, в Новокузнецке водитель (мировой мужик!) довез до дома Николая, к которому
я ездил на свадьбу в марте. Новокузнецк в очередной раз поразил промзонами и своей протяженностью. Казалось бы, ну что там, полмиллиона жителей, какие могут быть масштабы... Ан нет, вот тебе промзона на несколько километров, а за ней очередной район, и так везде. В итоге выбираться на общественном транспорте на вокзал приходится сорок минут (!), и это на вечерних пустых улицах. Однако, однако. Но долго задерживаться не пришлось, поезд был почти впритык.
Когда рассвело, показались низкие хакасские горы без единого острого угла и почти пустынная местность. На редких станциях проявилась локальная хакасская особенность строительства заборов - их делают из длинных струганых досок не меньше человеческого роста и располагают одну к одной, аккуратно и без просвета. Недоумеваю, здесь такой дешевый лес или такое сильное стремление к приватности? Кстати, такие же заборы были и в окрестностях Абакана, а рядом с Майной и Черемушками уже появились и обычные штакетные оградки.
Одна станция запомнилась сразу - Ханкуль. Если раньше для меня это была минералка, то теперь еще и населенный пункт и озеро.
Фото: Павел Трапезников,
http://www.panoramio.com/photo/64008473 Первое, что бросилось в глаза в самом Абакане - дом со странными надписями:
На вокзале в качестве памятника стоит паровоз, как и в Новосибирске, Барнауле, Мелитополе...
Сам Абакан оставил впечатление очень чистого, ухоженного и компактного города. Водители настойчиво пропускают пешеходов, как и Новокузнецке и Ленинске-Кузнецком. Здесь приятно находиться.
Дома из такого кирпича еще встретятся в Красноярске:
Что характерно, в киосках удалось купить осмысленную карту города со схемой маршрутов общественного транспорта.Это ценно. А особенно покорила буквально десятиминутная доступность аэропорта, если ехать на маршрутке.
Так как времени было не слишком много, я отправился на позицию рядом с развилкой на Белый Яр для стопа к Саяно-Шушенской ГЭС. Вид в сторону Абакана:
И в сторону ГЭС:
Со стопом повезло, водитель ехал в Саяногорск и Майну и был явно рад показать для начала Майнскую ГЭС (321 МВт, питает Саяногорский алюминиевый завод), а потом довез и до Черемушек, где находится СШ ГЭС.
Майна оказалась очень похожей на Чемал и Эликмонар, такие же лесистые горы в непосредственной близости. Правда, дороги будут получше.
А вот и сама ГЭС:
Панорама кликабельна (7276х2049, 1.64 Мб):
Левая опора прекрасна:
Сбоку видно часть механизмов подъема заслонок водосброса:
Дальше мы направились прямиком в Черемушки, где было довольно мило:
Здесь я попрощался с водителем. Местные с трудом могли объяснить, как пройти к ГЭС, что меня удивило. В конце концов удалось понять, что идти надо по дороге "туда", хотя позже выяснилось, что по рядом лежащим рельсам в 30 минут каждого часа идет трамвай в сторону ГЭС (и в каждые 00 минут - обратно). Я отправился по дороге пешком, иногда оглядываясь, потому что было красиво:
И очень скоро стало видно береговой водосброс:
А слева скрывалась вертолетная площадка...
... и рабочее колесо турбины ГЭС! (Картинка кликабельна)
Что характерно, на колесе следы сварочных разрезов (зачем?). Интересно, было ли это колесо среди поврежденных в аварии 2009 года.
А немного погодя нашлась и смотровая площадка, с которой было лучше видно и водосброс (маааленьки точки на дороге слева - это машины):
... и плотину (кликабельно):
... и можно было порассматривать машинный зал (кликабельно).
Завершив протокольную часть и спрятав фотоаппарат, я купил еды и стал не спеша рассматривать плотину... Ощущение масштаба приходит не сразу... Нужно приглядеться к высоте фонарных столбов на верхней части плотины, нужно заметить, что проезжающий камаз перед машинным залом даже не выше нижнего ряда окон, посмотреть на трамвай справа - и постепенно соотнести всё это с размерами сооружения.
Это зрелище завораживает. Завораживает настолько, что никуда не хочется от него уходить...