Есть такие слова, которые сначала обозначают что-то хорошее, а потом их даже стыдно произносить.
Вот, например, «стильный». Сначала это было очень ёмкое слово, а потом стильными стали костюмы от Тома Клайма - и вот уже стыдно называть хоть что-нибудь стильным.
Или - «креативный». Сначала это было меткое определение, а потом появился даже журнал «креативное рукоделие», и…ну, в общем, испортили слово.
Мне кажется, такой процесс произошёл уже со словосочетанием «раннее развитие». Когда всё только начиналось, речь шла о том, что ребёнок раннего возраста - это не просто кулёк, с ним можно и нужно взаимодействовать. Сейчас же «раннее развитие» - это и Петерсон, и кубики Никитиных, и проныривания и много других «необходимых» для ребёнка нагрузок, а родители, которые не водят дошкольника ни в музыкалку, ни на айкидо, ни в Монтессори - это практически маргиналы и почти асоциальные элементы. Когда и как это произошло?
Причём и суть занятий исказилась - теперь надо впихнуть больше знаний за единицу времени.
Заикаться теперь про раннее развитие для меня абсолютно неприемлемо. Что приходит на смену? Своевременное развитие? Я не знаю пока.
Я вспомнила про исследование, в котором мам с детьми оставляли в комнате с развивающими пособиями, а психолог просил подождать и выходил. Было 3 реакции у мам: мама за всё хваталась, интересовалась, начинала решать головоломки и продевать нитку в бусины, мама вдумчиво с ребёнком брала пособие и аккуратно занималась совместно с ребёнком, мама не велела ничего трогать, пока не придёт специалист. Оказалось, что самые развитые (извините…) дети - у первых мам. У мам, которым многое интересно. У мам, чей интерес даёт пространство самостоятельному интересу ребёнка.
Мне близка очень точка зрения (не помню, чья), что высокий интеллект и одарённость - это прежде всего мотивация, а не размер мозга или количество связей между нейронами.
И грустна мысль, высказанная А.Казьминым на лекции, о том, что основная проблема детей, а потом и взрослых - это отсутствие инициативы, собственной активности. Что активность губится на корню в самом начале этим самым «ранним развитием», которое по сути есть впихивание знаний, как впихивание еды в младенца (у нас был тренинг кормления, когда мы ждали, чтобы «ребёнок» сам потянулся к ложке).
Вот напоследок
манифест, переведённый mila4ever:
Манифест ленивого родителя/Idle parent manifest
· Мы отвергаем идею, что быть родителем - тяжелый труд
· Мы торжественно обещаем оставить наших детей в покое
· Это означает, что они нас тоже в покое оставят, да
· Мы отвергаем безудержное потребление, которое захватывает наших детей с самого момента рождения
· Мы читаем им стихи и сказки без поучений
· Мы не чувствуем себя виноватыми, когда пьем алкоголь
· Мы отвергаем внутреннего пуританина
· Мы наполняем дом музыкой и смехом
· Мы не тратим деньги на семейные каникулы и выходные
· Мы лежим в кровати как можно дольше
· Мы стараемся не вмешиваться
· Мы выталкиваем их в сад и закрываем дверь, чтобы навести порядок в доме
· Мы оба работаем так мало, как это только возможно, особенно пока дети маленькие
· Время важнее денег
· Счастливый бардак лучше несчастного порядка
· Долой школу
· Мы наполняем дом музыкой и весельем
«Сможете - попробуйте!»