Идеология

Apr 06, 2013 14:10

Словом "идеология" (можно было бы сказать и "философия") мы обозначали то, что относится к предельному смыслу, ценностям и целям всей этой работы в целом. Об этом круге вопросов вспоминаешь очень часто, сталкиваясь и с практикой, и с тем, как эта практика обсуждается. И мы будем обсуждать идеологию работы с сиротами - по поводам и без повода.
А пока, чтобы было понятно, о чем речь, два примера, которые нами уже затрагивались.
1) Памяти Конфуция - про непригодность "сервисного" подхода к сиротскому делу и важность правильного именования
2) Несомненно, что вся система должна быть "заточена" на благо ребенка. Но одинаково ли все, кто говорят эту мантру, понимают это благо? Уже говорилось о дурных последствиях гипертрофированной заботы о безопасности, отучающей от самостоятельности. Но есть и другая сторона дела, она в цитированном мною воспоминании О.Седаковой о том, что говорил ей отец: что он ее воспитывает не чтобы ей хорошо было, а чтобы другим с ней хорошо было. Тут уже не только благо ребенка, но и и его нужность окружающему миру.
Развитие этих идей, подсказанным знакомством с опытом музыкальных детдомов:
http://gignomai.livejournal.com/540677.html

К идеологическим можно отнести и запись про Конвенцию о правах ребенка, где утверждаются два тезиса:
1. Право - это право действовать или не действовать; все другие употребления этого слова (например, право на жизнь) - метафоры.
2. Право (действовать) может быть предоставлено лишь тому, кто способен понять смысл и последствия действия и физически способен его осуществить, т.е. существу дееспособному. Ребенок, соответственно, может получать права лишь по мере обретения дееспособности. А взрослые обязаны - как часть их обязанности о нем заботиться - готовить его к этому.
Отсюда я делаю вывод, что декларирование прав ребенка без четкого оговаривания, подобно тому, как это делается в упомянутой декларации (а кстати, как можно убедиться и во многих отечественных нормативных документах - см. раздел "Законодательство"), дело в лучшем случае безвредно-глупое, а в худшем - вредное, т.к. соблазняет детей на неоправданные притязания, а взрослых - на небрежение своими обязанностями.
К идеологии можно отнести - пока дело не дошло до продумывания конкретной программы действий - и содержание вот этого постинга:
http://gignomai.livejournal.com/538364.html

Previous post Next post
Up