В этом разделе предполагается размещать материалы трех категорий: 1) сведения о существующих исследовательских организациях и исследованиях, 2) библиографию ценных для нас исследований, 3) проектные идеи относительно лучшей организации исследований в этой области.
К нашему делу многое имеет отношение - от приближенных к практике обследований положения дел до высокой психологии и педагогики, правоведения и медицины. Явно не хватает библиографического, проблемно-тематически организованного указателя в Интернете и там же списка учреждений и лиц, занимающихся на этом поле исследованиями с описанием результатов их работы.
Материалы, опубликованные в жж gignomai:
От предмета к знанию о нем Кто исследует и готовит специалистов Исследования и подготовка специалистов в педвузахПлюс сведения об исследованиях, которыми мы уже воспользовались:
перегруппировка - о книге "Сиротство в России"
до чего я доискался - еще об одной нужной книге
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции - 9 декабря 2011 г. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012.
Первый том не представляет для нас интереса, а вот во втором есть, во-первых, раздел прямо по нашей теме -
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СЕМЬИ И ДЕТСТВА, в котором обращаю особое внимание на статью И.А.Бобылевой по материалам работы по профилактике и коррекции социальной дезадаптации выпускников детдомов. Но и в других есть кое-что. Под катом - СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ
Сабитова Г.В. Тенденции и проблемы становления системы социально-педагогической поддержки семей с детьми в России
Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Актуализация семейной политики в современном социуме
Аймалетдинов Т.А. Тенденции изменения образа жизни современной семьи в условиях информатизации общества
Носкова А.В. Что препятствует и что может способствовать решению демографической проблемы в России
Ильдарханова Ф.А., Галиуллина Г.Р. Этнокультурные традиции как основа укрепления семьи
Преображенская А.А. Семейная политика во Франции
Часть 2. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Иванова Н.П. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми в трудной жизненной ситуации
Заводилкина О.В. Анализ эффективности реализации региональных программ, направленных на профилактику социального сиротства
Бобылева И.А. Организационная модель региональной системы сопровождения выпускников
Соловьева С.В. Проектирование воспитательной работы в системе специального (коррекционного) образования
Валеева Р.А., Ильдарханова Ф.А., Искандрова Р.Р. Содержание организационно-педагогической деятельности по ресоциализации детей группы риска (муниципальный опыт)
Иванова Н.А. Актуальные проблемы семей с детьми (по материалам Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия))
Макарова В.А. Социально-педагогическая работа с молодой семьей
Пастухова М.В. Проблема ответственности отцов в воспитании детей
Семѐнов С.Ю. Формы психопрофилактической работы с семьей по противодействию вредным привычкам
Мирсагатова М.Н. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения детей
Осипова И.И. Социальные риски детства и проблемы воспитания
Иванченко Е.А. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Часть 3. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Дементьева И.Ф. Новые требования к семейному воспитанию в условиях поступательного развития российского общества
Крайнова М.С. Влияние структуры семьи на воспитание подростков: анализ зарубежных исследований
Царегородцева Е.А. Возможности семейного воспитания в формировании социальных потребностей ребенка
Загладина Х.Т.Новые тенденции в развитии межпоколенных связей и образовательное пространство
Толоконникова Т.В. Семейное образование как форма получения общего среднего образования
- перспективное направление семейной политики
Щербич Л.И. Формирование духовных и нравственных ценностей в семье: к постановке проблемы
Грибанова Н.С. Семейное воспитание - основа нравственного общества
Лысенко Н.В. Нравственное воспитание начинаетсяс семьи
Родионова А.Д. Семейное воспитание: нравственные основы развития подрастающих поколений и общества
Зонова А.В. Семья - источник патриотизма
Лазарук О.Н., Гущина Н.А. Детская субкультура в семейном воспитании
Борисова Т.В. Воспитание информационной культуры младшего школьника в семье
Кехлер Л.А. Единое воспитательное пространство «семья и школа»
Ибрагимова А.А. Взаимодействие школы и семьи при подготовке к ЕГЭ: социологический анализ
Карташев Н.В. Современное семейное воспитание: лечебно-педагогический аспект
Кудряшѐв А.В. Проблемы отечественной эмансипации второй половины XIX - начала XX вв. и семейное воспитание
Сидлецкая Н.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания в (специальной) коррекционной школе
Хамдуни Ф.Р. Нравственное воспитание в семье детей дошкольного возраста. Проблематика и анализ современных практик
Устиненко Е.А., Коростелева Т.М. Формирование осознанного родительства как важное условие реализации стратегий в отношении семьи и детей
Токарева Ю.А. Психолого-педагогическое моделирование эффективного отцовства
Белобровская Я.В., Гущина Н.А. Компонент родительства в родительско-детских отношениях
Часть 4. РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДРУГИХ ТИПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, СОЦИУМЕ
Варавин А.Г., Рохина С.Н. Приоритетные стратегии воспитания в учреждении среднего профессионального образования
Голованов В.П. Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования детей
Сковородкин В.А. Технологии организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы и реализация воспитательного потенциала дополнительного образования детей
Мучкаева Д.В. Этнопедагогические средства обеспечения преемственности в воспитании
Рудакова Ю.И. Патриотическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования детей художественно-эстетического профиля
Кукушкина Л.В. Воспитание в детской школе искусств «Гармония»: формирование гармонично развитой личности
Дерябина С.Г. Актуальность исследования особенностей экологического воспитания мальчиков и девочек
Вавилова А.В. Каникулярный лагерь как технология воспитательной работы с молодежью в современной России
Лобынцева С.В. Индивидуализация воспитания старших подростков в условиях профильной смены в детском образовательно-оздоровительном центре
Потаповская О.М. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Алферова Л.А., Кочетова Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях модернизации образования
Тюрина В.В. Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-строительных игр
Тарасова Е.И. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры
Павлов С.В. Компьютерные игры подростков: возможности и риски их использования в воспитании, образовании, социализации
Жигарева А.А. Основные проявления визуализации в различных сферах социума
Дмитриева В.Д. Социализация в детских организациях
Дружинин В.В. Опыт детского движения в России
Кульпединова М.Е. Особенности реализации принципов воспитания в детских общественных объединениях
Шлычков В.Р. Проблемы организации воспитательной работы и профилактики девиантного поведения военнослужащих в условиях реформирования ВС РФ
Шок Н.П. Основные направления гражданского образования в программах молодежных общественных организаций (на примере Москвы и Республики Коми)
2.
Сиротство в России: проблемы и пути их решения. Москва, ноябрь 2011Сборник неизвестных авторов. Представляет интерес как обзор устройства системы воспитания сирот и проблем, которые существуют в этой области. В конце - записи интервью со специавлистами, занятыми в сиротском деле.
Об этой книге см. в жж gignomaiПод катом - Содержание
Введение
1. Статистика сиротства и ее проблемы _____________________________________________6
1.1. Статистические данные по сиротству в России за последние5 лет(2005-2010 годы)
1.2. Сложности подсчета
1.3. Статистическая динамика сиротства(1993-2010)
1.4. Возврат детей в учреждения
1.5. Региональные различия
1.6. Социализация сирот
1.7. Ключевые цифры по проблеме
Выводы по разделу______________________________________________________________ 20
2. Основные акторы системы охраны прав ребенка_________________________________ 22
2.1. Выявление детей, находящихся в сложной жизненной ситуации
2.1.1. Система государственных инспекторов
2.1.2. Система комиссий по делам несовершеннолетних
2.1.3. Органы опеки и попечительства
2.1.4. Процедура лишения родительских прав
2.1.5. Возникновение статуса сироты
2.1.6. Институт детских омбудсменов
2.2. Система государственных учреждений для детей-сирот________________________ 32
2.2.1. Дома ребенка
2.2.2. Детские приюты
2.2.3. Детские дома
2.2.4. Интернаты
2.2.5. Социально-реабилитационные центры
2.2.6. Психолого-медико-педагогические комиссии
2.3. Устройство детей в семьи_____________________________________________________38
2.3.1. Усыновление/удочерение
2.3.2 Опека и попечительство
2.3.3. Приемная семья
2.3.4. Патронат
2.3.5. Наставничество
2.3.6. Процедура оформления усыновления
3. Государство и НКО: уровни ответственности____________________________________44
3.1. Государство: федеральный и региональный уровни
3.2. НКО: федеральный и региональный уровни
Выводы по разделу_______________________________________________________________ 49
4. Проблемы в области борьбы с сиротством______________________________________50
4.1. Экономические проблемы
4.2. Юридические проблемы
4.3. Социальные и культурные проблемы
4.4. Педагогические проблемы
4.5. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном
сознании
4.6. Организационные проблемы
4.7. Стратегические проблемы борьбы с сиротством
Выводы по разделу_______________________________________________________________ 55
5. Подходы к решению проблем в области борьбы с сиротством____________________ 56
6. Краткий обзор лучших практик_________________________________________________ 59
Выводы по разделу_______________________________________________________________ 62
7. Анализ экспертных интервью__________________________________________________65
Заключение_____________________________________________________________________69
Список использованных источников______________________________________________ 72
Приложения
Приложения №1 - 10, расшифровки экспертных интервью
3.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ: УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22-23 июня 2010 г., г. СмоленскУстроитель конференции - Фонд "Расправь крылья", ведущий масштабную работу в области социальной адаптации выпускников
Под катом - Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ: ОПЫТ РЕГИОНОВ
И.А. Бобылева.Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений
Н.В. Владимирова, К.К. Венников.Юридические и психолого-социальные аспекты сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве
Р.А. Малахова. Опыт Владимирской области по созданию условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В.А. Мальцева.Из опыта работы интернатных учреждений Курганской области по социальной адаптации воспитанников
Н.А. Михайлова.Из практики взаимодействия субъектов профилактики социального сиротства
И.Е. Доненко.Региональная система сопровождения выпускников как социальный проект государства и НКО
РАЗДЕЛ II. ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.И. Полушкина.Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения
Т.И. Ашихмина.Межведомственное взаимодействие -важнейшее условие эффективности Центра
Н.Н. Ракитина. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений
Г.В. Дьячкова. Информационно-методическая работа Центра как составная часть модели постинтернатного сопровождения выпускников
А.В. Паневин.Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения
И.А. Михалева.Проект «Жилье»
М.Н. Каретникова.Проект «Маленькая мама».
А.И. Киселев.Проект «Трудоустройство»
А.И. Игорева.Медиа-группа и школа журналистики
М.М. Попкова.Организация досуга
РАЗДЕЛ III. ТЕХНОЛОГИЯ КУРАТОРСТВА - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАТА ВЫПУСКНИКОВ
О.В. Решетников. Профессиональная роль и содержание деятельности специалиста по сопровождению выпускников интернатных учреждений
М.В. Новикова.Технология «управления случаем» в практике кураторства
Т.П. Борисова.Социальная адаптация сирот в профессиональном училище
З.Н. Кузубова, Е.С. Янченкова. Взаимодействие кураторов в процессе сопровождения выпускников интернатных учреждений
Г.Н. Александрова. Планирование в рамках компетентного подхода в работе куратора
С.Н. Садовая. Работа куратора в техникуме
Е.А. Груздова.Сотрудничество Гагаринской школы-интерната с Центром поддержки выпускников интернатных учреждений «Расправь крылья!»
Н.И. Шаматурина. Работа по восстановлению родственных связей
Е.А. Базылева. Делая добро!
О.В. Пузенкова.Социальные практики и социальные пробы
З.А. Секирина.Православная семья как форма социализации
РАЗДЕЛ IV. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина.О задачах и содержании работы по подготовке выпускников интернатных учреждений при вхождении в самостоятельную жизнь
А.В. Найдёнова.Конкурс социальных проектов как механизм создания системы профилактики социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
О.А. Лебедь.Первые итоги реализации проектов
Н.Г. Травникова, Г.Р. Замалдинова. Результативность проектов по подготовке к самостоятельной жизни глазами воспитанников
И.В. Вдовенкова, О.Л. Гатина, М.А. Исаченкова.Опыт реализации программы подготовки к самостоятельной жизни в Демидовской школе-интернате
Г.А. Соколова.Первые шаги в самостоятельную жизнь
Н.С. Бирюкова.Проект «Дорога к дому»
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫПУСКНИКОВ
Е.В. Селенина.Клуб поддержки выпускников как модель постинтернатной адаптации
А.А. Григорьева.Социальная гостиница
Г.Р. Замалдинова.«Сетевое собрание» как условие взаимодействия государственных и общественных структур, нацеленных на помощь воспитанникам и выпускникам учреждений для детей-сирот
А.А. Капустин.Первый открытый форум выпускников интернатных учреждений Смоленской области
О.Н. Решетникова.Проблемы социальной интеграции воспитанников интернатных учреждений и роль добровольцев в их преодолении .
Г.Р. Замалдинова, В.А. Барабохина, Н.Г. Травникова. Выпускницы детских домов о готовности к самостоятельной жизни
А.С. Гезалов.«Сиротская стая»
РАЗДЕЛ VII. УСПЕШНОСТЬ СИРОТ ЗАВИСИТ ОТ НИХ САМИХ.
Вера Шевалева, Валентина Шеренкова.О чем мечтают дети
Слава Галицкий.Школьные годы - чудесные.
Анна Кенель.Мои мечты
Дарья Лазарева.Поскорее домой!
Екарерина Павлова.История одной мечты.
Галина Чернова.Наша подготовка
Юрий Федоров.О себе
Светлана Дроздова.Первые трудности
Максим Федосенко.Первый год.
Василий Журавлев.Я прожил этот год не зря
Сведения об авторах
4.
Социальный атлас российских регионов на сайте Независимого института социальной политикиПолезный источник сведений о регионах - для программирования деятельности.
Тематические обзоры
Типология регионов
Портреты регионов
Интегральные индексы
Грантовая программа в регионах