Генри Форд, несостоявшийся банкир.

Mar 20, 2020 23:02





Генри Форд. Есть ли тайны в его биографии, известной всем американским школьникам?
Успешное индустриальное производство невозможно без сопровождающего проект долгосрочного низкопроцентного кредита. Любой успешный производственный проект имеет в своей команде банк, который кредитует его на долгосрочных льготных условиях. Это главное правило любой истории успеха. Правило это работало 100 лет назад, работает оно и сейчас. Некоторые корпоративные историки указывают, что индустриальный проект, например моторостроительной корпорации Cummings, развивался в тесном сотрудничестве с финансирующими его банком, а другие забывают сказать о важной роли финансистов в успешном проекте.
Кто же был банкиром у Генри Форда и почему о нем забывают рассказать биографы, мы попробуем разобраться.
Генри Форд был прихожанином Епископальной Англиканской церкви. Отпевание его проводилось в Епископальном соборе Св. Павла в Детройте в 1947г. Похоронен он на кладбище этого собора.
Генри Форд был банкротом два раза, пока не нашлись подходящие финансисты автомобилестроительного проекта. Впрочем, другие автопроизводители США в начале 20 в банкротились часто и практически никто не избежал этой участи.
в 1899 г Генри учреждает компанию Detroit Automobile Company. Эта компания производила гоночные спортивные автомобили и обанкротилась в начале 1901г, продав всего 20 автомобилей по 125 000 долларов за штуку. Не помогло компании то, что одним из ее учредителей был мер Детройта и финансист William Maybury.
Второй компанией Форда была компания Henry Ford Company основанная в 1901г. Форд в ней был наемным главным инженером и миноритарным акционером. Кроме Форда учредителями этой компании были финансист William Murphy. Хотя бизнес идеей компании было производство автомобиля лоукостера с ценой до 1000 долл, Генри основное внимание уделял разработке автомобиля для гонок и, в результате, эта компания тоже обанкротилась. Недовольство работодателей Форда отсутствием успехов в бизнесе стало причиной его разрыва с William Murphy и Форд в 1903 году привлек инвесторов для учреждения третьей компании со своим участием - Ford Motor Company.
После ухода Форда, в обанкротившуюся компанию William Murphy привлек инженера механика Henry Leland и инвестицию от своего родственника, который был директором детройтского отделения Германо-Американского банка. Компанию передумали банкротить и переименовали по имени французского основателя г Детройт, Антонио Кадиллака, на площади имени которого и стоит здание Германо-Американсского банка -Cadillac. С этого момента бизнес пути компаний Форда и Кадиллака разошлись надолго.

Калиллак выпускал автомобили премиум сегмента и дела у компании шли хорошо. В 1909 г Леланд продал контрольный пакет компании Кадиллак за хорошие деньги - 4,5 млн долл, холдингу Дженерал Моторз.

Холдинг GM был учрежден американским бизнесменом французского происхождения Вильям Дюрантом. Дюрант не занимался производством автомобилей, он скупал перспективные предприятия. Дюрант купил в 1904г завод испытывавшего финансовые трудности автопроизводителя ирландского происхождения Бьюика, а в 1907 году открыл General Motors Holding Company, которая скупила и консолидировала 13 автопроизводителей и 10 производителей автокомпонентов, включая компании Cadillac (1909), Oldsmobile, Oakland Motor Car ( позднее переименованный в Pontiac) и др. В 1916 г совместно с автогонщиком Louis Chevrolet, GM учредил еще одну компанию по производству автомобилей, собственно Chevrolet.
GM, GE и Du Pont с самого начала финансировались банкирами с Волл Стрит. В 1930 г в совет директоров GM входили Junius S Morgan, другие члены JP Morgan, директора First National Bank, Bunkers trust, семь директоров Du Pont и Owen D.Young член совета директоров GE, и директор FRB of NY в 1927-1935 годах *.
Производитель сельскохозяйственных машин International Harvester Company, который контролировал 85 % рынка США был учрежден JP Morgan Company в 1920 году.

После продажи Cadillac, Henry Leland продолжал работу с GM до 1917 г и в дальнейшем ушел из нее чтобы организовать новое производство автомобилей, на этот раз класса люкс, под маркой Lincoln. Автомобили Lincoln собирались на базе производимых GM по госконтракту мощных авиамоторов V 8 и V12.
Без долгосрочного банковского финансирования компания Lincoln долго не протянула и ее в 1922 г купил за 8 млн долл, половину стоимости, Генри Форд.

В США было много талантливых инженеров, изготавливающих машины, но Форд, или тот, кто ему помогал, отличался от умением организовать производственный процесс и привлечь средства из разных источников.
Напомню, что он был прихожанином Англиканской церкви, то есть поддерживал активные связи с бизнесами британского происхождения.
Кроме рискованного проекта производства автомобилей в СЩА, Генри в 1904 учредил совместно с британскими инвесторами компанию The Ford Motor Company of Canada, как филиал Ford Motor Company, которая владела всеми фордовскими патентами и имела право продавать автомобили на всей территории Британской Империи, за исключением Великобритании и Ирландии. В самой канадской компании Форд владел 13 % акций.
Производственные мощности полного цикла производства автомобилей у канадского филиала находились в г Виндзор, Онтарио. Этот завод производил автомобили и трактора для Канады и отправлял комплекты для сборки в других странах Британской Империи. Бизнес Форда за пределами США рос не менее активно, чем в самой Америке.
В 1911 г открылся первый сборочный завод Форда за пределами Северной Америки - в Манчестере, Великобритания, где в цехах старого трамвайного завода начали собирать автомобили Модели Т.
Во главе британского предприятия Генри Форд назначил опытного британского торговца автомобилями Персиваля Перри, который в кратчайшие сроки сформировал в Великобритании дилерскую сеть для автомобилей Форд и развернул рекламную компанию. В 1913 г в Британии было произведено 6000 машин, что составило 30 % рынка.
1916г, Персиваль Перри открывает сборочную фабрику автомобилей Форд во Франции - Bordeaux as Société Française des Automobiles Ford
В 1917 г был открыт тракторный завод в г Корк, втором по размерам городе Ирландии. Трактор назывался Fordson - Форд и сын.
В 1926 г Форд открыл сборочные заводы колониальных странах Британской Империи: в Индии, Малайзии, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Колониальная администрация потеснила других производителей автомобилей из США и Германии, чтобы дать преимущество имперскому производителю из Канады.
Германская дилерская сеть Форд была открыта в 1925 г, а сборочная площадка легковых автомобилей Форд Т была организована в 1926г Берлине.
Марте 1929г, GM купила 80 % германской компании Опель. В ответ на это Форд открывает полный цикл автопроизводства в Кельне, на северо-западе Германии.
В 1928 г Форд построил еще один автомобильный завод в Британии, в пригороде Лондона Дагерхаме, возле глубоководного порта на Темзе. Руководили этим предприятием три американских директора и четыре британских. Акции предприятия продавались на бирже. Форд Дагерхам стал крупнейшим автозаводом Европы. Он работал на рынки европейских стран и стран Ближнего Востока.
Не удивительно, что бизнес Форда и других учредителей компании быстро рос, находясь под покровительством британских бизнесменов, финансистов и имперского админресурса. Обратим внимание, что между годом учреждения Форд Канада и открытием завода в Лондоне прошло 24 года. Это говорит об успешном завершении одного кредитного цикла проекта и начале другого, более масштабного цикла кредитования.
В США бизнес Форда складывался и радужно, но и скандально тоже. На первом месте по известности это антисемитский скандал 1918-1927годов.
Причин у скандала может быть три. Первая причина может лежать в том, что британские покровители Форда получили протекторат над Палестиной в 1922 г и им срочно нужны были переселенцы туда. Газета «Дирборн Индепендант», заводская многотиражка Форда, выходившая почти миллионными тиражами, напечатала 91 материал антисемитского характера с 1920 по 1922 годы, что, возможно, по задумкам авторов, способствовало эмиграции в Палестину.
Анисемитский конфликт был исчерпан в 1927 г, когда на судебном разбирательстве Форд принес свои извинения.
Второй и более важной причиной скандала могло служить то, что Форду нужны были дешевые кредиты, а срок возвращения старых долгов истекал в 1927 г.**

Третьей, самой вероятной причиной, было желание Форда начать собственный банковский бизнес.
У Форд Моторз дружба с банкирами незаладилась. GM в первый раз обогнала Форд Моторз по количеству проданных автомобилей в 1927 году. Собственную кредитную компанию Форд Моторз получил только в 1989 году, уже после смерти Герни Форда II в 1987 году, купив Associates First Capital Corporation у Gulf Western. Открытая аж в 1959 году Ford Motors Credit Company, была аутсосинговой.
Банкиры открыть банковский бизнес в США Форду не позволили, зато Форд и банкиры достигли в 1927 г компромисса по вопросам долгов и дальнейшего финансирования. О таком варианте развития событий нам говорит тот факт, что Форду удалось открыть Форд Банк только в Германии в 1926г и этот банк работает до сих пор.
Таким образом, секрет воплощения американской мечты заключается в том, - как говорит персонаж фильма «Список Шиндлера», снятый на деньги «Форд Мотор Компании»,- что сначала нужно найти хорошего финансиста.

* 1930 году ни одна из автомобилестроительных фирм не входила в десятку крупнейших индустриальных компаний США. Крупнейшей компанией тогда была GE с активами в 500 млн долл  и прибылью за 1929 год в 71 млн долл.
** В 1927 году Генри  Форд, также, запретил использовать свое имя в публикациях переводных материалов на антисемисткую тему https://www.jta.org/1934/05/15/archive/ford-condemns-use-of-his-name-in-nazi-anti-semitic-articles
Интересно, что британский форд- автопромышленник Уильям Моррис, виконт Наввилдский (1877-1963), - Austin, Morris, Vickers, Supermarine Spitfire- тоже ранее симпатизировал фашистами и антисемитам, но в 1934 году публично разрорвал с ними связи и внес щедные донаты в Фонд Освобождения Евреев в Нацистской Германии.
https://www.jta.org/1934/07/20/archive/britains-henry-ford-denies-fascist-link-with-a-relief-check
Previous post Next post
Up