"Одиночество в Сети" ( рецензия женщины-льдинки)

Aug 13, 2007 15:19

Женщины делятся на две категории: те, которые прочитали "Одиночество в Сети" Януша Вишневского, и те, которые хотят ее прочитать. После этой книги вы никогда не будут смотреть на мир прежними глазами.
Благодаря моей дорогой дальней знакомой П я перешла из второй категории в первую. И должна сказать, "Одиночество в Сети" действительно перевернуло мое представление о самой себе. Только прочитав эту книгу и сравнив свое мнение с восторженными отзывами посетительниц всяких литератутрных сайтов, ( и также с мнением дражайшей ДЗП, разумеется) я впервые поняла, что, в отличие от них, я - женщина с холодным сердцем, с холодной головой, с холодной душой. Ну что ж, придется теперь жить с этим знанием. Так что если вас возмутит написанное ниже, то не сердитесь, помните, что это рецензия от холодной женщины.

Кое-что о книге можно угадать уже из ее названия. Это роман о виртуальном романе. Об отношениях между мужчиной и женщиной, которые встречаются на просторах Интернета, флиртуют, поверяют друг другу сердечные тайны, постепенно влюбляются и наконец понимают что просто не могут не встретиться. Роман написан несколько лет назад, когда Интернет еще был сильно внове, а ICQ вообще была волнующей, манящей и сулящей удивительные приключения. Виртуальные же романы вообще представлялись экзотикой, безумной романтикой, либо же опасной глупостью, впрочем таковыми они по-прежнему представляются довольно многим. Каждый, кто переживал в своей жизни серьезный виртуальный роман (а я принадлежу к этому числу), читая книгу Вишневского может узнать на страницах себя и свои переживания. Надо отдать должное автору, он сумел очень хорошо уловить ощущения человека, как женщины так и мужчины, на разных стадиях виртуального знакомства, начатого совершенно случайно, затем заинтересовавшего чем-то неуловимым обе стороны, переходящего во взаимную влюбленность, восхищение друг другом, тоску, а затем в страстную потребность увидеться, все это не без примеси сомнений и страхов, и смог описать все эти ощущения достачно точными словами. По-видимому, у писателя был такой личный опыт, потому что никакие наблюдения за другими такого знания дать не могут.

К сожалению, имея такой мощный первоначальный порыв в своей книге, такое огромное преимущество на своей стороне, Януш Вишневский все же умудрился свой роман сильно испортить, сделать из того, что могло бы стать прекрасным литературным произведением, всего-лишь слезоточивое чтиво, хотя и вполне успешное. Что очень хорошо заметно, если у вас холодное сердце, холодная голова, холодная душа, некоторая толика начитанности и большая любовь все анализировать.

Посмотрим на героев. Она - прекрасна. И несвободна. (Хотя это понятно, иначе как еще в романе найти конфликт и движущую силу.) Успешна, красива, стройна, ухожена. На улицах ей вслед оборачиваются мужчины и даже клерки в агентствах путешествий, видя ее первый и последний раз в жизни, сломя голову бегут исполнять ее прихоти - например, приносить ей воду в хрустальном бокале и с ломтиком лимона на блюдечке. Она уверена в себе, и душа у нее так же прекрасна, как ее лицо и манеры. Короче, в ней незаметно ни одной отрицательной черты, кроме виртуальной неверности мужу ( Который, кстати, довольно-таки неприятный, черствый, самоуверенный и расчетливый тип, так что так ему и надо...). Итак, получается, она - совершенство? Подождите, пока не услышите описание Его.

В сравнении с Ним меркнет даже Она. Он, Якуб, - гений, бог секса и Иисус Христос одновременно. Един в трех лицах. Крупный ученый-генетик, которого рвут на части все научные институты мира, получающий всевозможные премии, звания и должности лет на двадцать- тридцать раньше, чем это обычно происходит в мире ученых. Разумеется, при этом он может в доступных словах изложить сложнейшие научные концепции так, что его поймет даже ребенок ( или Она). При этом он отнюдь не научный сухарь: в свободное от разгадывания кода ДНК время Якуб пишет стихи. И может цитировать километрами таких поэтов, про которых средний человек, как мы с вами, разве что только краем уха когда-то слыхал.

Его любило много женщин. И есть за что - он способен довести до вершин блаженства каждую, открыть ей же самой тайны ее же тела, доселе неизвестные, и в этом есть только один отрицательный момент: после него все последующие любовники будут казаться каждой его женщине жалкими, скучными, эгоистичными мальчишками. На всю жизнь они запомнят только Его прикосновения. При этом никого из них, кроме одной, первой, он не любил. ( Догадайтесь почему, потом проверьте себя, подсказка ниже) Он уважал их, стремился доставить им максимум наслаждения, (интеллектуально) стимулировал, но сердце его было от них закрыто. В последнее время он вообще склоняется к аскезе. И вот появляется Она...

Кроме того, он благороден, граждански сознателен, добр и вообще борец за демократию. Например, в молодые годы, во времена засилья в Польше коммунистического режима, рискуя повлечь на себя гнев властей, помогает организовать в США спасительную операцию маленькой дочке своего даже не друга, а так, приятеля. И это не единственный благородный поступок этого святого человека.

Кстати, для справки, сравните с этим портретом сведения о самом Януше Вишневском. ( можно легко найти в Интернете) У вас не возникает подозрения, что автор довольно много от себя вложил в Якуба? Но тогда пан Вишневский явно поскромничал, явно.

Хотелось бы понять мотивацию автора, делающего своего героя настолько идеальным, что у вдумчивого читателя сводит челюсть, все в ущерб реальности, в ущерб литературным достоинствам книги. Произошло ли это потому, что как я уже предположила, скромняга Вишневский списывал Якуба с самого себя и 'немного' увлекся? Или же это сделано для того, чтобы даже самые высокоморальные читательницы признали, что ради такого человека можно было героине и мужа бросить, и поплакали наравне с моральнонестойкими? Или же подобная идеальность и рвущая связи с реальностью многосторонность Якуба дает повод автору рассказать множество не относящихся напрямую к сюжету историй, которыми ему ну очень не терпелось поделиться? ( ниже об этом подробнее)
В любом случае, плохо, плохо, очень плохо. Почему, ну почему героиня должна влюбиться в "идеального для всех"? Неужели не хватило смелости описать героя имеющего и достоинства и недостатки, видать, побоялся пан Януш, что не сможет описать обыкновенного человека так, чтобы мы поняли, за что Она его уже заочно полюбила? Опасался, что закричим: "Не верю!". Перестраховался. В итоге "Не верю!" хочется кричать именно сейчас.

Основной сюжет книги, если его пересказывать в нескольких словах, предельно прост. Он и она начинают разговаривать, влюбляются, сомневаются надо ли встречаться, решаются на встречу, встречаются, а затем.... не хочу портить вам впечатление, если вы собираетесь прочесть эту книгу, так что скажу только, что затем происходит истинно славянский конец, который выжимает наибольшее количество слез и эмоциональных отзывов. Лучшее достижение автора жанра слезоточивого романа- когда читатели забывают, что герои - выдумка и восклицают: "Как она могла?!! А как он мог?! Да как они могли!? Ненавижу, ненавижу их за это!!!!". Об этом же мечтают создатели бразильских сериалов.
Авторские находки Вишневского в поворотах основного сюжета также довольно просты, растиражированы задолго до него: тут вам и разбившийся самолет, на который главный герой по счастью не успел, но героиня об этом не знает, уже оплакивая его; тут вам и несчастная, трагически и нелепо оборвавшаяся со смертью девушки первая любовь героя, оставившая его надолго с закрытой для женщин душой... Впрочем, сюжет, при всей своей примитивности, вполне увлекателен.

Но Вишневский не ограничился основной сюжетной линией. В книгу то и дело вкраплены воспоминания героев, либо же вовсе чужие истории. Поначалу эти отступления видятся как достоинство книги, но примерно к середине произведения эти чужие истории уже ничего, кроме самих же себя, в книгу не привносят, уже не двигают сюжет, уже не проясняют о героях что-то, что нам следует знать, зато растут и множатся как на дрожжах, заполняют собой все пространство, и читатель уже забывает, что там происходит с главными героями, где они, кто они вообще, о чем книга-то. Да зачем вам главные герои, почитайте-ка пока лучше подробную характеристику и развернутую историю жизни какой-то там Аси, подруги главной героини, которая появляется в самом сюжете ровно на пять минут в качестве сопровождения, и никак на этот самый сюжет не влияет, но зато жизнь ее грустна и печальна, а значит достойна двадцати страниц. После чего взгляд читателей выхватывает неуловимую тень главного героя, мы устремляемся за ним, но нет, Якуб опять скрылся во мраке, а вы почитайте пока историю его друга Джима, вообще к моменту основных событий уже благополучно помершего, но зато фигурировашего в предыдущих отступлениях. А заодно почитайте уж и историю жизни Джимовой матери, отца, сестры, бабушки с дедушкой и вообще всех его предков до седьмого колена, очень интересно. Тут мы наконец-то возвращаемся к героине, ура, но вот в ее кабинет входит секретарша с бумагами на подпись, и читатель уже кричит немым криком, пожалуста, нет, нет, только не историю секретарши, не надо, не надо..больше вынести невозможно....секретарша выходит из кабинета без истории, фух, пронесло.

Да, кажется пан Вишневский действительно увлекающаяся натура, растекся мыслью по древу, решил одной книгой объять необъятное. Рассказать не только историю любви и одиночества, но также выразить через протагонистов свои взгляды на генетику, науку, религию, коммунистический режим, демократию, неравенство богатых и бедных, поэзию, прозу, музыку, убийство животных, аборты и много чего еще. При этом вложил в уста главных и неглавных персонажей байки, гуляющие по сети, выдав их за свое исконное, даже не удосужившись проверить некоторые детали. Например, переврал историю Розалинды Франклин, и уж совсем оплошал, поверив в расхожий анекдот выдуманный противниками абортов, и вложив его в уста подруги Якуба как настоящую историю: " Чтобы вы сделали, если бы у матери с туберкулезом и отца-сифилитика, у которых один ребенок умер, другой родился слепым, двое-умственно отсталыми, еще один- глухонемым, обнаружилась очередная беременность ? Посоветовали бы ей прервать беременность? Поздравляю, вы только что убили Бетховена!". ( Ошибность этого легко проверить почитав любую биографию композитора)
Видно, жаль было пану Вишневскому резать по живому и обделить своих читательниц хоть на одну поучительную историю, байку или притчу.

И пару слов о манере повествования. Стиль не поражает. Хотя и не отталкивает. Приглаженная манера правильно выстроенных предложений, характерная для женских романов старого, романтического, образца. Изобилие синонимов к слову "прекрасный". Еда описывается так, как она всегда описывается в подобных романах - будто она сделана из картона и воска, но хотя бы не тошнит. Упоминается множество городов, дабы придать произведению космополитический оттенок: Варшава, Франкфурт-на Майне, Нью-Йорк, Новый Орлеан, Лондон, Париж, их улицы и гостиницы. Но за россыпью названий практически ничего не стоит, эти города только отдаются в мозгу гулкими словами, а картинок, атмосферы, не возникает. Иногда вдруг какие-то события ( обычно чья-то жизненная история) начинают подаваться крупными мазками, на ширпотребный манер Сидни Шелдона. Нередко, особенно в размышлениях Якуба, слышатся отзвуки Коэльо, когда автор обронит каплями драгоценных чернил несколько поучительных фраз и сам надолго замрет в восхищении от их глубокого смысла. Чувства юмора особенно не заметно, да и не к чему оно. И вообще, нельзя судить слишком строго: уровень в целом вполне соответствует добротному женскому роману.

Поэтому, если у вас горячее сердце, вы любите всласть поплакать, и несовершенство деталей не отвлекает вас от основной сюжетной линии, то вполне рекомендую прочесть "Одиночество в Сети", Януша Вишневского, оно того стоит.

И если у вас холодное сердце, как у меня, и вы любите покритиковать, как люблю это я, то тоже, в принципе, рекомендую.

ЛитерОтура, женскоЭ-мужскоЭ

Previous post Next post
Up