Город Стоук-он -Трент в граффстве Стаффордшир имеет второе, народное название - The Potteries. ( Очень вольный перевод будет - “горшечники”) Стоук -не один город, а объединение шести небольших ( названия мне перечислять лень). Район славился мануфактурами по производству керамики не одно столетие. Типичный стоукский вид - ряд огромных глиняных печей для обжига (kiln) и дымящие трубы.
Англичане говорили: есть верный способ узнать, если среди ваших гостей выходец из Стоука - за обеденным столом он первым делом перевернет тарелку, чтобы посмотреть на штамп мануфактуры. Начиная с восемнадцатого века керамика из Стоука была известна далеко за пределами Англии, составляя значительную конкуренцию мейсенскому, севрскому, дельфтскому и даже китайскому фарфору, закрепляя за Англией титул “мастерской мира”. До сих пор такие марки как “Веджвуд”, “Минтон”, “Споуд” на слуху даже у тех, кто никогда не интересовался фарфором.
Сейчас история стаффордширской керамики попадает в печальную категорию "Все в прошлом". Большинство фирм разорились, позакрывались, перепрофилировались, перенесли производства в Китай и Малазию или были выкуплены компаниями из других стран.
Из всех керамических фирм, история фирмы "Веджвуд" пожалуй, самая яркая и оттого недавние события в судьбе этой марки выглядят особенно печально.
Джозайя Веджвуд, юноша из бедной семьи, уже имел за плечами большой опыт работы с керамикой, когда в 1759 году основал собственную компанию в Бурслеме ( одном из городов Стоука)
Впоследствии он расширил производство, купив поместье “Этрурия” и построив там большую мануфактуру. Помогло в этом богатое приданое жены, которую он, кстати, искренне любил и чьей руки долго добивался у ее строго отца.
Джозайя Веджвуд был настоящим гением индустрии. Талант изобретателя сочетался в нем с художественным вкусом, упорство экспериментатора с практичным умом бизнесмена, преклонение перед прогрессом с филантропической деятельностью. Он не только разрабатывал новые технологии, которые тут же осваивали другие фирмы, но и умел в выгодном свете представить свою продукцию. Сейчас мы говорим: понимал важность пиара.
Уже через несколько лет после основания компании Веджвуд впечатлил английскую королеву Шарлотту, подарив ей чайный сервиз "цвета сливок". Кремовая керамика ( creamware) производилась фирмами Стоука и ранее, но Джозайя сумел соединить в своей продукции изящество с утилитарностью.
В этом проявился один из многочисленных талантов Веджвуда - он умел взять уже существующую идею и придать ей блеск новизны, так что именно его продукция начинала пользоваться успехом. Королеве так понравился подарок, что она повелела присвоить этой керамике статус Queensware, а самому Джозайе - титул “Керамист Ея Величества”. Изящные кремовые тарелочки и чашечки Веджвуда тут же обрели бешеную популярность в Англии и за ее пределами.
Однотонные были доступны даже небогатым семьям, аристократия же предпочитала изделия покрытые цветным и позолоченным узором.
Веджвуд не ограничился английской королевой, а покорил своим мастерством и другую владычицу - Императрицу Екатерину Великую. В 1770 году Екатерина заказала Веджвуду скромный (по императорским меркам) столово-десертный сервиз на 24 персон.
Веджвуд отнесся к заказу тщательнейшим образом и создал кремовый сервиз с розовыми цветами и бордюром из семян - “Husk service” ( husk по англ. - внешняя оболочка семечка, шелуха).
Сейчас Husk-сервиз, или “Веджвудский Сервиз” как он стал известен в России, выставлен в Белой столовой Большого Петергофского дворца.
Екатерине произведение Веджвуда пришлось по вкусу и вскоре она сделала заказ поистине царский: столовый сервиз из 952 предметов. И не какие-нибудь листики-цветочки желала русская императрица лицезреть на тарелочках, супницах и блюдах, а “всю Англию у себя на столе” - 1244 вида английских дворцов, парков и замков. И чтоб ни один не повторялся и все были нарисованы исключительно от руки. Веджвуд был не столько польщен, сколько напуган масштабом предстоящих работ. Изготовление керамики обошлось всего в пятьдесят фунтов, а вот расписывание ее - в две тысячи, сумма для того времени баснословная.
Над заказом работали 30 художников, использовавших многочисленные гравюры и картины, одолженные Веджвудом из частных коллекций английской аристократии. На бордюре каждого предмета красовался шутливый герб с лягушкой - сервиз предназначался для Чесменского дворца, находившегося в местности, названной «лягушачьим болотом». К сервизу прилагался подробный каталог с описанием каждого вида. Несмотря на опасения Веджвуда, фирма справилась с заказом за год и получила прибыль в четыреста фунтов.
Сервиз “Зеленой Лягушки” находится в Эрмитаже, сохранилось около 750 предметов. Большинства видов, на нем изображенных, уже не существует.
Веджвуд видел смысл жизни в экспериментировании. Ярче всего это проявилось в создании ”яшмовой керамики” (jasper ware). Он пытался воспроизвести технологию древних егпетских, греческих и этрусских мастеров, создававших цветные вазы с матовой поверхностью и сложным лепным рисунком. После многочисленных экспериментов совместно со своим другом, технологом Томасом Бентли, Джoзайя Веджвуд добился необычайно прочной фаянсовой массы, удобной в обработке: благодаря ее твердости ее можно было легко резать, шлифовать и полировать как камень ( именно поэтому эту керамику назвали “яшмовой” так как она обладает твердостью яшмы) “Яшмовую керамику” выпускали нескольких цветов: темно красной, бледно зеленой, ярко-синей, но самым популярным стал голубой. По сходной технологии производилась "базальтовая керамика", имевшая черный цвет.
Далее Веджвуд занялся технологией нанесения на эти изделия тонкого лепного рисунка, чтобы добиться полного подобия древнегреческих и этрусских ваз. Это оказалось сложной задачей - при обжиге детали крошились и отклеивались, так что первоначально удавалось наносить лепнину только на очень небольшие плоские поверхности. Но Веджвуд и из этого извлек выгоду - его мануфактура начала производить яшмовые камеи с изящными фигурками на матовом голубом фоне, тотчас же ставшие модными. Дамы носили их как медальоны и броши.
В конце концов, через несколько лет экспериментов и крайнего недовольства собой, Веджвуду удалось создать материал “восковой бисквит”, который, при известном мастерстве, можно было наносить на большие изогнутые поверхности, добиваясь изящного барельефа.
Перфекционист Веджвуд понял, что добился желаемого, когда смог в точности воспроизвести античную Портлендскую Вазу, также известную как Ваза Барберини, и художественные эксперты признали копию соответствующей по качеству оригиналу. ( Кстати, в середине девятнадцатого века какой-то идиот-вандал в качестве хулиганской выходки разбил находившийся в музее оригинал. Веджвудовская копия помогла восстановить вазу из сотни осколков.)
Освоив новую технологию, мануфактура “Этрурия” тут же принялась выпускать вазы, блюда, подсвечники в античном стиле - интерес к классицизму как раз расцвел в Европе пышным цветом. Сначала декор веджвудовских изделий почти слепо копировал античные артефакты, впоследствии же лишь намекал на них, предоставляя мастеру больший простор для творчества.
Яшмовая керамика до пользуется популярностью у покупателей, и до сих намек на античность в декоре - обязателен.
Джозайе Веджвуду принадлежат несколько технических достижений, благодаря которым керамическая индустрия Англии шагнула сразу на несколько шагов вперед. и Стоук превратился из мелкого ремесленного производства в индустриальный центр. Так, он изобрел “пирометр” - термометр для измерения высочайших температур при обжиге. Реконструировал мельницы для перемалывания глины, печи для обжига и другие аппараты, применяемые на производстве. Веджвуд уважал потенциал чужих открытий и сотрудничал со многими известными изобретателями того времени. Например, он был дружен с Джеймсом Уаттом и первым применил паровой двигатель на керамической мануфактуре. Ему приписывают многочисленные нововведения в области маркетинга, такие как бесплатная доставка и даже предложение "купите один предмет, второй получите бесплатно".
Деятельностный характер Веджвуда впечатляет. Примечательно, что такого успеха этот человек добился, всю жизнь страдая от проблем со здоровьем - из-за перенесенной в раннем детстве оспы правое колено у Джозайи было деформоровано, а во взрослом возрасте ногу пришлось ампутировать. В возрасте сорока лет у него стало резко ухудшаться зрение - и его жена стала вести все записи за него. Умер он в шестьдесят пять лет, в окружении детей внуков, которые наследовали его солидную мануфактуру и репутацию.
Разумеется, соответствовать гению и трудолюбию такого отца было нелегко. В отличие от отца, сыновья и внуки Джозаййи Веджвуда выросли в достатке, получили прекрасное образование, путешествовали по Европе. Не то чтобы они выросли дураками и бездельниками, лишенными амбиций. Скорее душа у них не лежала к грязному, пыльному мастерству керамиста в тесном, задымленном стаффордширском городке, а стремилась к чему-то более достойному благородного джентльмена - вроде политики, банковского дела, писательства, естественных наук -и многие потомки Веджвуда добились значительных успехов на этих поприщах. ( Внуком Веджвуда по дочерней линии является Чарльз Дарвин)
Керамическое производство продолжалось с переменным успехом. Иногда фирма едва держалась на плаву, но, бывало, случались удачные идеи и сделки, которые приносили значительную прибыль и подкрепляли репутацию керамики Веджвуд.
Так, например, старший сын Веджвуда, Джосайя II, первым в Англии начал производство особенного тонкостенного сорта фарфора (bone china). До того момента этот хрупкий, просвечивающий фарфор доставляли из Китая за немыслимые деньги. Можно себе представить, какую известность принесли фирме Веджвуд эти изысканные изделия.
К сожалению, именно роскошь веджвудовского фарфора часто ставила экономическое положение фирмы под угрозу. Производство и ручная роспись каждой изящной тарелочки обходилась фирме так дорого, что продажа едва покрывала расходы. Надо отметить, что это было бедой не только Веджвуда, но и многих других стаффордширских мануфактур, многие из которых разoрились, создавая произведения искусства. Мануфактура Веджвуда устояла.
Более доступной посудой стал веджвудский синий “текучий” фарфор (blue flow china).
Фарфор с синим рисунком, заимствованный из Китая, был к тому времени освоен многими европейскими производителями посуды. Причина популярности именно синего цвета крылась в том, что этот цвет легче всего “переносил” глазуровку. Веджвудовский синий рисунок обладал интересной особенностью: при обработке его контуры слегка растекались ( потому и “flow”,) растушевывались, маскируя недостатки поверхности и прорисовки - этот эффект снискал ему популярность у публики. На посуде часто изображались пасторальные сценки в псевдокитайском стиле "Шинуазери".
В начале двадцатого века фирма Веджвуд прорвалась через экономический кризис, не исчезла и во Вторую Мировую Войну, а в пятидесятых-шестидесятых пережила еще один расцвет благодаря умному управлению Джозайи V, перенесшему фабрику на новое место за чертой города - для чистоты производства.
Веджвудский фарфор еще раз успел побывать символом стиля и роскоши, вещью, которую желала иметь каждая семья среднего класса. Фирма регулярно выпускала "исторические коллекции", повторяя популярные дизайны самого первого Джозайи и его потомков.
Пятый Джозайя оказался последним Веджвудом, управлявшим кампанией. Перед уходом на заслуженный отдых он передал бразды правления компаньону, не имевшему к семье никакого отношения.
После этого судьба марки не впечатляет. В 1986 году "Веджвуд" соединилась с компанией "Вотерфорд Гласс" и превратилась в "Вотерфорд Веджвуд." Управление стало избавляться от “всего лишнего” и ассортимент резко сократился. Руководство компании попыталось сделать продукцию доступной всем, разбавляя марку дешевыми предметами. Но конкурировать по доступности с китайскими заводами фирма, традиционно специализирующаяся на предметах роскоши, оказалась не в состоянии - не тот масштаб производства. За двадцать лет пришли и ушли несколько директоров. В 2008 году, с началом рецессии, фирма оказалась под угрозой, в январе 2009 фактически объявила о разорении, две тысячи мастеров остались без работы.
После чего фирму выкупила американская кампания KPS Capital Partners - и тут же объявила о том, что ради сокращения расходов и возврата прибылей производство будет полностью перенесено в страны Азии.
Кто его знает, что сказал бы на это первый Джозайя Веджвуд. В конце концов, через двести пятьдесят лет его керамическая мануфактура возвращается к тем, кого он всю жизнь пытался превзойти.