Чужие судьбы. ИБМ.

Jul 21, 2007 23:14

Сразу предупреждаю, что текст будет длинный, оптимизма в нем будет мало, но, тем не менее, эта история меня так потрясла, что я не могла

Сразу приношу извинения за опечатки - пишу вручную из Интернет-кафе.

Я уже писала, и не раз, что с детства росла в окружении психологов, психиатров, ученых, профессоров и других интересных людей. Что и говорить, если даже зачали меня на Международном Симпозиуме по проблемам создания искусственного интеллекта!

(Кстати, пользуясь случаем, хочу показать уникальный слайд - мой папа, доктор наук Борис Михайлович Петухов в день моего зачатия - позади него - телевышка, там проходил Конгресс)



И слушать разговоры с такими людьми всегда было интересно. Боже, какие дебаты велись иногда на кухне! Чашек вечно не хватало, а я была самая довольная - каждый из гостей кидал в мою бутылку из-под шампанского по 10 копеек.
Так я копила на розовую полосатую сумку. Самыми щедрыми были дядя Саша Следь, дядя Саша Асмолов и Андрей Гостев. Правда, когда позже Следь украл у нас половину библиотеки, я, разозлившись, маханула всю бутылку (для 1986 года там лежало около 58 рублей) в окно, а когда мы пришли в "Детский мир", авторитетно заявила на весь зал, что "Это самая дурацкая сумка, которую только мои глаза видели".
Между прочим, самый лучший способ избавиться от мечты - как следует эту самую мечту выругать

Сейчас в нашем доме тоже появляются гости, хотя и реже. Все заняты, причем половина психологов - бизнесом. Но когда они появляются, творится нечто.... мне привычное. Я сажусь на диван, где ведутся дебаты, развешиваю уши и впитываю в себя информацию, как тот робот из фильма "Короткое замыкание".

Последний наш гость - человек уникальный. Такого ума я не видела давно. Пожалуй, только у дедушки. К тому же это потрясающий рассказчик, человек с уникальными способностями (в 3 года решал задачки по высшей математике), который приехал из Парижа со своей женой, и здесь выяснилось, что жена больна раком...
Человек ведет нищенское существование, но нисмотря на это, никогда не теряет чувства собственного достоинства и еще попутно пытается помочь другим людям. И какого сегодня мне было узнать, что этот человек.....
создатель знаменитого самолета-невидимки - Стелс!

Назовем его ИБМ. Назовем - потому что таковы его инициалы. Человек, за которого дрались ведущие университеты мира, человек, которому поклонился Рональд Рейган, человек, именем которого назван целый город. Живое доказательство того, что порядочность в мире существует, и живое доказательство того, что человек из миллиардера превратился в самого обычного человека, который будет просить деньги на операцию своей жене...

Мы с мамой и папой решили им помочь. Дело еще и в том, что ИБМ занимается теми же проблемами, что и папа - геофизикой, и создавал то же, что и дедушка. Только дедушка создал экранолет - корабль на воздушной подушке, который может подниматься над уровнем моря, тем самым избегая штормов, а ИБМ создал Стелс - в представлении сие изобретение не нуждается...

Джон Гленн, патент и крах

В 1981 году, когда ИБМ создал свое изобретение, его пригласил в Белый Дом америтканский космонавт Джон Гленн. Он обнял ИБМ и со слезами на глазах сказал, что то, что он сделал - это уникальное изобретение, что это то, о чем мечтал Гленн годами. Они долго разговаривали, в итоге стали друзьями. Гленн направил ИБМ официальное письмо со всеми своими контактами и сказал, что в любое время дня и ночи, в любой день и час и год ИБМ достаточно обратиться к нему - и он поможет.
ИБМ в тот момент работал геофизиком в Канаде, в Квебеке. Американское правительство предложило ему переехать в Вашингтон. ИБМ открыл газету, прочитал объявления и увидел, что нефтяной компании А требуется геофизик. Когда он направли в Вашингтон свое резюме, к нему отдельно в Квебек приехал человек для интервью (собеседование). Что сделали для того, чтобы ИБМ с семьей туда переехал - все. Зарплата в 6 000 долларов (для 1981 года - огромные деньги!) новенькая машина для каждого из членов семьи, дом в 380 кв.м. с бассейном в 100 кв.м. и вышкой. Пока ИБМ и жена выбирали дом, им предоставили Хилтон, все - за счет компании. ИБМ бросает свою работу в Канаде, продает дом и едет в США. На тот момент он был человеком, за которого боролись все, его раздирали на части. В его оценочном листе были только самые лучшие отзывы. "Суперпрофессионал. Способен работать в самых жестких условиях, добиваясь максимально эффективного результата. Блестящий мозг", и т.д.
ИБМ приезжает в Вашингтон и идет на работу в тот же день. Едва он садится в свое кресло, в кабинет, к нему прибегает его начальник - Джон Маккалистер. Который объясняет ему, что ИБМ будет работать с Японие, но прежде всего ему, Джону, хотелось бы узнать, что он думает насчет Папуа-Новой Гвинеи? "Наша компания думает, бурить там скважину, или нет, мы бы хотели узнать ваше мнение. На работу дается две недели".
"Передо мной лежала такая мешанина, что я понял - просто так не разберусь. На карте было указано, что в этой зоне находится разлом земной коры. Я пошел в библиотеку, сел и просидел там три дня. Оттуда я узнал, что в этой зоне происходит сжатие земной коры, это была та информация, которая мне была нужна".
Дальше ИБМ рассказывал нам тонкости геофизики. Я-то все поняла, но не буду грузить читателей подробностями. Через две недели кропотливой работы ИБМ просчитал, что разлом пошел по траектории реверс - сейчас попробую нарисовать в Фотошопе.





При реверсе надлом земной коры происходит там, что одна часть наезжает на вторую - значит. При нормал происходит разрыв - в этом случае одна часть съезжает вниз. Иначе говоря, реверс - взброс, нормал - сброс.
А Маккалистер в течение двух недель кропотливой работы ИБМ ходит рядом и почему-то потирал ручки...
Работа была завершена, не успел ИБМ сказать, что он сделал карту и уже обозначил точное место бурения скважины, как Маккалистер схватил карту и выскочил за дверь...
ИБМ такая прыть удивила.
На следующий день, когда ИБМ вошел в офис, он понял, что что-то происходит. Сотрудники, которые вчера здоровались с ним и улыбались, сегодня избегали его. Секретарша испуганно смотрела на него из-за своего места и даже не подала кофе. В 2 часа дня ИБМ вызвали в кабинет главного начальника - назовем его Шлезингер. Вот тут и началась катастрофа...
Карта, сделанная ИБМ, полностью расходилась с картой одного из ведущих геофизиков страны - Мерфи. По плану Мерфи, в месте, указанном ИБМ, как нормал, был реверс, а в месте, где был надлом по траектории реверс, как раз был нормал. Карта прошла утверждения вплоть до президента А International, под бурение скважины выделили 18 000 000 долларов США. А Маккалистер был не согласен с тем, что сделал Мерфи, и не зная, как доказать свою правоту, решил воспользоваться опытом ИБМ.
"Шлезингер смотрел на меня так, что я готов был провалиться под землю по траектории реверс", - рассказывал нам ИБМ. Было решено послать двух геологов непосредственно на точку. Две недели ИБМ молился на то, чтобы он оказался неправ, потому что по трудовому закаонодательству США он имел право работать только в А, в Канаду вернуться не мог, дом ему предоставила компания, и если его уволят, он станет нищим...
Вернувшиеся через две недели геологи подтвердили, что ИБМ был прав. В тот же день Шлезингер грохнул кулаком по столу. Геологов, которые занимали ведущие должности, моментально обозвали "неопытными птенцами". А чтобы не выглядело странным то, что "неопытные птенцы" получают зарплату в 4 000 долларов, у геологов отобрали машины и снизили зарплаты до 600...
Весь офис стоял на ушах. Все негласна жалели геологов и ИБМ. Шлезингер принял решение вызвать ведущего геолога страны. Геолог был вызван и работал с картой ИБМ три недели. По завершении работы он встал из-за стола и на глазах у Шлезингера молча подал руку ИБМ. "Ваша работа гениальна", - сказал он.
Была созвана конференция. "Когда я вошел и увидел стол размером с посадочную полосу, у меня подогнулись ноги. За столом сидело человек 80. На одном конце стола был мой стул - я развесил карты, чтобы начать доклад. На другом стояло кресло Шлезингера - оно пустовало.
Шлезингер вошел, все встали. Он не дал никому и слова сказать. Молча подошел к карте ИБМ, ткнул пальцем в скважину, помеченную Мерфи.
- Мы должны были бурить здесь?
- Да, - ответил ИБМ.
- А вы предлагаете бурить здесь.
- Да, - кивнул ИБМ.
- Так вот, - палец Шлезингера вернулся к точке Мерфи. - Мы БУДЕМ БУРИТЬ ЗДЕСЬ!"
И вышел. Вслед за ним вышли остальные. С ИБМ остались только те два геолога, которые после понижения должностей примкнули к ИБМ, и Маккалистер, который схватился за сердце.
- И., ты понял, что он имел в виду?
- Нет, Джон. Я ничего не понял.
- Пойми, если он сейчас придет к Президенту А International, Президент скажет ему: "Шлезингер, кто здесь идиот"? (Who is the idiot)? И он будет знать, что идиот - ОН. А если он не придет к нему, он станет преступником, и компания потеряет 18 000 000 долларов.
ИБМ на негнущихся ногах вышел из кабинета, вошел в свой, сел и закурил. Так и сидел, и курил в шоковом состоянии, пока дверь не открылась, и не вошел... Шлезингер.
"Он смотрел на меня и не знал, что сказать. Он был красный от гнева, на щеках ходили желваки". Он медленно подошел к креслу, склонился над ИБМ и тихим злым шепотом сказал:
- Зачем вы это сделали? (Why did you do this?)
- Это была моя работа, - ответил ИБМ. - Я не знал о внутренней политики компании. Мне сказали работать над Гвинеей, я сделал свою работу.
Шлезингер долго смотрел на него... потом развернулся и вышел. Через 30 минут к нему прибежал бледный, на негнущихся ногах Маккалистер.
- И, где твои наработки?! Карты, чертежи, наброски, мне нужно ВСЕ!
И молча отдал свои работы по Гвинее.
- Ты ничего не видел, ты ничего не знаешь, ты этого не делал, забудь обо всем, - пролепетал Маккалистер и выбежал из кабинета.
В тот же вечер Маккалистера увезли - инфаркт.
Пока Джон отсутствовал, ИБМ понял, что над ним сгустились такие тучи, что не передать словами. Шлезингер давал ему задания, которые другие делали за месяц, и требовал сделать за три дня. Помощников ему не давали - ИБМ работал один. Ему помогали только те два геолога, которых вскоре уволили. Ребята плакали, когда уходили - "И, они тебя съедят! Уходи!"
Оказалось, геологы просили за И перед Шлезингером, чем ускорили свое увольнение.
Через два месяца Маккалистер вышел из больницы. В тот же день принесли оценочный лист деятельности ИБМ. Там крупным почерком было написано: "Олигофрен. Дебил. Шизоид. Истерик. Не умеет работать. Тупица. Лентяй". Маккалистер закрыл дверь и прошептал:
- И, это писал не я. Ты знаешь, как я к тебе отношусь. Это Шлезингер. И ты понимаешь, что я не могу ему возразить. Никто не может.
В течение месяца ИБМ получал оценочные листы. А в один прекрасный день в кабинет вошли два амбала.
- Вставайте и уходите.
ИБМ хотел взять свои вещи, но даже этого ему не дали сделать. В ящике стола осталось письмо с контактами Джона Гленна...
В тот же день вся семья была выброшена из дома, машины отобраны, закрыты карточки.
Что пережили они - говорить даже не надо, да и не буду. Через три месяца из газет ИБМ узнал, что скважина была пробурена в том месте, который указал ОН. А не Мерфи. И там оказалась нефть.

Изобретением ИБМ - Стелсом - пользуется компания Боинг. Когда ИБМ написал им с просьбой выплатить деньги за выкуп патента, Боинг ответили, что они знать о нем не знают, что Стелс делал другой человек и у них есть все чертежи.
Много лет ИБМ с семьей жили по нищей социальной программе в США, пока не нашли деньги, чтобы вернуться в Россию.

----
Когда ИБМ закончил свой рассказ, у нас начались дебаты. О них говорить не буду - слишком долго они шли, и слишком многое было сказано. Суть была такова: мы никак не могли взять в толк, почему ИБМ допустил такое отношение к себе, к своему изобретению, к этому чудовищному увольнению? Почему не искал письмо Гленна? Гленна он искал, но не нашел. Только узнал, что Гленн тоже его искал, и в A (естественно, Шлезингер) сказали, что ИБМ исчез в неизвестном направлении, хотя знали его настоящий адрес.
Мама связалась с Президентом Коллегии адвокатов, и выяснилось, что ИБМ еще и надувал Боинг.
В-общем, мы беремся за это дело. Решили восстановить доброе имя ИБМ, найти Джона Гленна, отстоять свой патент перед компанией Боинг.
Ййййеххоуууу, верно?
Хватит порядочным людям жить в нищете и в унизительном положении.



ИБМ.

чужие судьбы

Previous post Next post
Up