«There stood the Minar looking down with a supreme contempt upon our puny works round Sherpur...»
(Там стоял Минар, глядящий с величайшим презрением сверху вниз на наши хилые усилия вокруг Шерпура...),
The 67th Regiment's Chronicle of January 1881. Хроника 67 полка января 1881 г.
Сегодня расскажу об одной из ветерано-афганской легенде.
Во времена советско-афганской войны в 16 км. к югу от г.Кабула на перевале Гульдара стоял
«столб Александра Македонского» Minar-e Chakri . Такие столбы служили ориентирами армии Александра Македонского, как пограничные столбы-вехи поверженных территорий полководцем римской империи.
На нём было высечено: «Завоевал, но не покорил - Александр».
Из уст в уста передавалась данная легенда тем, кто приземлялся на аэродром Кабула - видел этот ориентир и достопримечательность Афгана. Это конечно только легенда. Всё на самом деле не так.
Граждане СССР похожи чем-то на афганцев. Нас е*ут, а мы крепчаем.
И это показало не только войны от времён А.Македонского и английского оккупационного режима, и наше интернациональное вторжение. Как и сегодняшнее американцев. Афганистан - это грабли вторжений.
Не нужно ни кого было учить. Сами свои шишки получаем. Не делаем выводов из истории....
Тонкая чёрная линия тени, отбрасываемая стрелкой солнечных часов - 27 метровым Minar-e Chakri, прорезает цепочку возвращающихся с задания советских десантников 357 ПДП. Буддистская башенная ступа, воздвигнутая в I веке н. э., была разрушена землетрясением в марте 1998. Фото В. Е. Тамарова, 1985.
Несного б авторе фотографии: Владислав Евгеньевич Тамаров (1966, Ленинград), русско-американский литератор и фотограф, участник Афганской войны, с августа 1984-го по апрель 1986 года в должности командира саперного отделения в/ч 48059 357 ПДП 103 ВДД (621 день из них 217 «боевые»), за время пребывания в ДРА полулегально сделал сотни фотоснимков любительской камерой «Смена». Медаль «За отвагу» и знак министерства обороны СССР «За разминирование». Автор ряда публикаций в российских и американских СМИ, не менее двух книг, одна из которых: «Afghanistan: Soviet Vietnam», изд. «Mercury House», май 1992; переиздание - «Afghanistan: a Russian Soldier's Story», изд. «10speed Press», ноябрь 2001. Работы Т. экспонировались на полутора десятках персональных выставок в Австралии, Франции, России, Японии, Чехословакии, Великобритании, Финляндии, Греции, США и России.
Chakari (Cakaray, Chakaray) , « منار چکـري», «the Minar-e Chakri Pillar», «Column of Minár Chakri», «Alexander's Column near Cabul» и т. д. ныне разрушившийся памятник буддистской архитектуры, т. н. «Столб Александра Македонского», приблизительно в 16-ти км. к югу от Кабула. Современное название Минар-и-Чакари часто интерпретируется как «Башня Колеса» - происходящее от санскритского «Cakra» - "колесо".
«Column of Minár Chakri», рисунок Charles Masson, выполнен а сент. 1836. Первая публикация в: «Horace Hayman Wilson, Charles Masson: Ariana Antiqua - A Descriptive Account of the Antiquities and Coins of Afghanistan», L., 1841, стр. 114-115.
Впервые о существовании Минар-и Чакри в Европе узнали в 1841 году. Тогда же, с лёгкой руки Чарлза Массона, зарисовавшего его в 1836, памятник получил название «Столб Александра Македонского» («Alexander's Column near Cabul»). Местная легенда о том, что подобные столбы будто бы приказал построить великий македонский царь, чтобы отметить ими границы своих владений, дожила до наших дней и получила широко распространение среди советских военнослужащих. На самом деле Minar-e Chakri моложе приписываемого ему возраста на четыре века и относится ко времени, когда на этих землях начал распространятся буддизм.
Однако исследования этих руин началось несколько ранее появления первых его изображений - ещё в 1833 году. Год спустя в журнале Азиатского Общества в Бенгалии Дж. Принцеп публикует упоминание о двух греческих минарах в окрестностях Кабула: «В одном из ущелий или овраге глубоко в горах, стоит греческая колонна, которая называется Сурх Минар ... Другой греческий памятник или Минар виден на большой высоте на гребне хребта...».
В конце 1833 года к столбам пробрался выдающийся знаток и собиратель древней нумизматики и глиптики Джеймс Льюис (16. 02. 1800, Лондон - 5. 11. 1853, Эдмонтон, Мидлсекс), более известный современникам под псевдонимом Чарлз Массон. Дезертировав с военной службы в Индии, Массон предался целиком своему увлечению, и коллекции Британского музея во многом обязаны ему своими собраниями монет и печатей, рукописи М. так же в основном хранятся в Британском музее и Британской библиотеке. Проявил интерес к «греческим столбам» исследователь гулдарской ступы трансильванец M. Honigberger, один из первых европейцев, занимавшийся на территории будущего Афганистана археологическими раскопками…
Цветная литография 1842 «Alexander's Column near Cabul», выполненная по рисунку Винсента Эйр’аВторое по времени изображение Минар-и Чакри - цветная литография 1842 «Alexander's Column near Cabul», выполненная по рисунку Винсента Эйр’а, лейтенанта бенгальской артиллерии, 1841 год. Национальный Музей армии, Лондон.
В 1838 мимо столбов проедет лейтенант Александр Бёрнс, он осмотрит нижний из «столбов» и упомянет его в своей книге, заметив: «Эти постройки являются, очевидно, не минаретами, более вероятно они имеют монументальную природу». Три года знаменитый «кабульский пленник», лейтенант В. Эйр не только зарисует поразившее его сооружение, но и запишет свои впечатления о нём:
«Мы двинулись по прямой дороге к Кабул, к колоне Александра Великого. <…> Мы остановились на полчаса. <…> Возобновив наш путь, мы снова вошли в холмы. <…> Дорога делает непрерывный подъём около нескольких миль к постройке Александра, одной из наиболее древних реликвий Древностей Востока <…> Когда мы достигли этого классического места, нашему взору предстал вид почти непревзойденного великолепия <…> По дороге вниз среди холмов слева был заметен другой греческий столб».
Пребывавшая в афганском плену в 1842 году леди Флоренция Сале Florentia Sale (1790-1853), впоследствии вспоминала: «Я неоднократно выражала желание посетить это место ... Я не раз с биноклем смотрела на эту колону из нашего лагеря на Сиях Сена поблизости от Кабула». За устроенный для охранников из своих средств стол с пловом и жаренной на вертелах бараниной, можно было получить разрешение на небольшую поездку за пределами тюрьмы, разумеется, в сопровождении насытившейся стражи. Увидев Минар-и Чакри вблизи, леди сделала неутешительный вывод: «Сам столб... весьма испорчен и на повреждённой базе, со времени знаменитых землетрясений, произошедших в период нашего плена, он потерял своё равновесие, и, скорее всего, рухнет в течение нескольких лет» (1846).
Имеется так же не опубликованное в настоящее время описание «Столба» из обнаруженного относительно недавно дневника британского капитана У. Андерсена.
Первая фотография Столба, выполненная приблизительно в сентябре 1881 года Дж. БёркомМежду прочим, Массон был первым европейцем, который увидел руины индийской Хараппы, описал их и проиллюстрировал в книге «Narrative of Various Journeys in Balochistan, Afghanistan, and The Panjab» (Повесть о различных путешествиях в Белуджистан, Афганистан и Пенджаб, изд. Ричард Бентли, Лондон, 1842). В качестве агента Ост-Индской компании он также посетил Северо-Западную пограничную провинцию и Белуджистан.
«Оn the way to his native Transylvania (Siebenburgen)», пишет о нём в своей статье Крис М. Дорн. Впрочем, Хонигбергер был настолько незаурядной личностью, что ему не помешает посвятить со временем отдельный материал.
По характерному оттенку построек, продиктованном цветом строительного материала, эти два Минара получили названия «Чёрного» (سیاه) и «Красного». Перед нами - первый из них, сложенный преимущественно из сланцевого плитняка.
Первая фотография «Столба», выполненная приблизительно в сентябре 1881 года Дж. Бёрком, посетившим «Столбы» с развед-патрулём британской оккупационной армии. В составе альбома из 46 фотографий, относящихся ко времени Второй англо-афганской войны. Национальный Музей армии, Лондон.
Обе колонны были, скорее всего, идентичны, и состояли из трёх архитектурных частей: прямоугольного уступчатого постамента, цилиндрической колонны с базой и двойного рустообразного закруглённого выступа, который венчали не сохранившиеся элементы: скульптурные либо архитектурные. Колонны, вполне возможно, представляли собой стамбхи (स्तम्भ), колоссальные колонны, которые, по верованиям древних индусов служат связующим звеном между небесами («сварга») и землёй («притхиви»). Этот мифологический элемент со временем превратился в деталь индийской архитектуры - колонну-стамбху, которая могла иметь различное сечение: пятигранное. шестигранное, восьмигранное, круглое. Ещё в добуддистские времена стамбхи возводились в честь богов - Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды и других; сооружались так же мемориальные и пограничные стамбхи. Приверженцы джайнизма сооружали дипа-стамбхи (колонны с источником света наверху) и мана-стамбхи (большие и высокие колонны). Одними из самых больших стамбх являются воздвигнутые в III веке царём Ашокой колонны и среди них колонна комплекса ступы в Вайшали (Индия, штат Бихар), украшенная эдиктами этого царя. Вайшали, между прочим, многократно посещался Буддой и там в 383 году до н. э. был проведён Второй буддистский собор. Считается, что в Вайшали Будда прочитал свою предсмертную проповедь.
Сурх (سرخ) МинарВАЙШАЛИ.
Сурх (سرخ) Минар, построенный почти у самого подножия горы, потерял своё завершение ещё в древности, сильно пострадал от времени и природы и, в конце концов, обратился грудой обломков, разрушенный землетрясением, произошедшим весной 1965 года.
Это происшествие послужило причиной того, что летом того же года группа учёных из Национального музея в Кабуле впервые произвела подробный осмотр и замеры второго «Столба». Выяснилось, что его высота без учёта, не сохранившегося завершения, составляла 27 метров. (88,5 фута). Несколько позднее (1975/1976) при новом обследовании «Столба» английские и афганские специалисты рассчитали максимальную первоначальную высоту сооружения - приблизительно 28. 6 метра (93, 8 футов).
Скорее всего, «Столбы» не были изолированными памятниками, построенными в ознаменование какого-нибудь особо почитаемого события. Такое мнение поначалу высказывалось специалистами, но в 50-70-ые годы поблизости от Минар-и Чакри обнаружили остатки построек, видимо, принадлежащих буддистскому монастырю. Отмечалось та же что наш «Столб» несёт в себе следы наследия греческой и традиционной персидской архитектуры. В 1987 Дж. Г. Ирвин высказал предположение, что эта столбообразная ступа символизировала собой «просветление» Будды, которое в буддизме Ханаяны отождествляется с его победой над демоном мрака Марой.
При обмерах 1965 года было зафиксировано неприятное и тревожное обстоятельство, подмеченное ещё за полтора века до того леди Сале: наклон ствола колонны составил немного более 4 °, это было наиболее хорошо заметно с юго-западной стороны. В верхней части «Столба» отклонение достигало почти 2 метров. (6,6 футов) от вертикальной оси. Этот наклон был не прямым, а изогнутым, и более выраженным с внешней стороны. Причиной наклона, скорее всего, стала сильная эрозия южной стороны Менар-и Чакри, вызванная преобладающими ветрами, действием дождей и льда в зимний период. Выветривание и эрозия разрушала слои раствора, скрепляющего облицовочные камни и громадное сооружение от быстрого разрушения спасало то, что башня не была полой: её внутренняя поверхность, как у обычных ступ была плотно заполнена цементным раствором, скрепляющим края кладки. Со временем колонна довольно заметно накренилась и словно ждала своего часа. 14 марта 1998 вечером все окрестные земли - от Пешавара до округи Кабула сотрясли серии подземных толчков, продолжавшихся с перерывами около двух часов. Слабые толчки ощущались даже в индийской столице. Земля колыхалась и гудела и с наступлением темноты. На следующее утро жители Кабула уже не увидели в отдалении привычный силуэт «Столба»: он лежал в руинах.Это был на редкость сейсмически активный год: серии землетрясений прокатились по всему Азиатскому материку - от Центральной Турции до Тайваня. Стихия продолжала бушевать и последующие месяцы: 30 мая 1998 года в Афганистане произошло землетрясение силой 6.9 баллов по шкале Рихтера. Основной удар стихии на этот раз пришёлся на северные провинции Тахар и Бадахшан, в результате подземных толчков было разрушено множество домов и погибли не менее восьми с половиной тысяч человек.
Автор фотографии «Столба Александра Македонского», вынесенной в начало страницы, уроженец Ленинграда, ныне живущий в США, как-то сказал, что «Afghanistan is as timeless as the massive column near Kabul built by Alexander the Great» првод: «Афганистан является как вневременной, как массивные колонки под Кабулом построен Александром Македонским» . Но ничего под нашим небом не бывает вечным. В марте 1998 года Афганистан лишился ещё одного древнейшего памятника своей истории и культуры.
«Минар-и Чакри» запечатлён в акварели российского художника Константина Зубрилина «Пограничный столб Александра Македонского»(«A boundary post of Alexander the Great»), ок. 1987. Единственный, довольно низкого качества скан этой картины, размещён ныне на страницах ряда интернет-ресурсов и за неимением ничего лучшего, придётся пока использовать его.
К. В. Зубрилин не «афганец». В 1987-88 годах он проходил службу в учебной танковой дивизии (батальон связи в гор. Коврове Владимирской области). Там им была выполнена серия акварелей по фотографиям Игоря Владимировича ЖЕЛТОВА, воина-афганца, служившего в одной из частей, дислоцировавшихся в районе горы Амина (в/ч п.п. 44647, 887 отдельный радиоузел осназ - Кабул или Лашкаргах), тогда старшего лейтенанта, ныне адьюнкта одной из военных академий в Москве, подполковника. Сканы акварелей из альбома, исполненного К. Зубрилиным в натуральную величину (формат А3) были в своё время переданы ныне покойному В. А. Григорьеву и, вероятно, хранятся у его брата.
Константин Владимирович ЗУБРИЛИН [1963], художник-оформитель, работает в театре и кино; окончил Московскую средн. художественну школу при институте им. Сурикова. В 1987 году окончил факультет живописи в Московском Государственном художественном институте им. Сурикова (руководитель Илья Глазунов). Декан факультета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» (Москва), с 1995 является руководителем курса, с 1999 - руководитель творческой мастерской по художественному проектированию интерьеров. Заслуженный художник Российской Федерации (указ президента РФ 11 июня 2011 г. № 784).
Выполнил художественное оформление спектакля Большого театра «Сказание о граде Китеже», телепроект «Старые песни о главном» (1995); художник к/ф «Романовы - венценосная семья» (2000), «Турецкий гамбит» (2005) и др. Один из авторов проектов памятников А. А. Столыпину и митрополиту Гермогену в Алесандровском саду (оба в Москве). Участник и автор более 30 выставок в России, США, Италии, Франции, Германии, Бельгии, Финляндии, Марокко.
Фото: Владимир Бурмистров бойцы 2 пдр у столба Македонского пер.Гульдара 1985г
Библиография:
Альбом афганских акварелей Зубрилина на
Art0fWar’e,
© В. Е. Тамров, 1985
© К. В. Зубрилин, 1987
© И. В. Желтов
© Art0fWar, 2006
© baktria, 2013
©
afg-hist.ucoz.ru, 2013 много взято отсюда
© desantura.ru
О Менар-и Чакри: Крис М. Дорн (Chris M. Dorn), «Afghanistan's Lost and Unsolved. Architectural Riddle of Great Antiquity», Общество Сохранения Культурного наследие Афганистана, 1999,
документ в формате PDF, к сожалению, при сканировании документа иллюстрации получились крайне низкого качества.
При написании текста использованы материалы англоязычного сегмента сети Интернет, сканированные файлы Национального музея Армии в Лондоне и текст статьи Криса Дорна (1998-99).
© Chris M. Dorn, 1998-2012
© baktria, 2013
© National Army Museum
Плакат из провинция Заболь Шахджой 1987 перевод:“крепче руки в борьбе с неверными, Аллах велик"
Есть и другие столбы..в Газнях столб султана Масуда
Провинция Герат, Герат, 1985.
Свежее фото Виктора Хоменко от 9 декабря 2013 года
При размещении у себя на сайтах, блогах и группах не забывайте упоминать автора и источник.
С уважением, Грачёв Вадим ©
desants.livejournal.comvdv-r ваш
desants