«Лисов - это мой главный подарок судьбы».
В.Ф.Маргелов
"Говоря о мире, о солнце и радости, нужно помнить, что одними призывами к миру агрессора не остановить.
Он уважает только силу. Поэтому здесь, наверное, будут уместными слова из нашей десантной песенки:
"Задирам мы совет даем - шутить не следует с огнем!" Мир нужно не только завоевать, но и защищать!"
Лисов И.И.
Я расскажу вам сегодня о человеке, который создавал имидж Воздушно десантных войск.
Сегодня 25 мая 2012 г. ему исполнилось бы 100 лет.Он внёс предложение изменить головной убор, ввести
голубой берет. Инициатива нашла у В. Ф. Маргелова горячее одобрение, так как первые опыты показали, что солдатам берет голубого цвета, а не малинового, был по душе.
Выпускник
Объединённой белорусская военная школы имени ЦИК БССР (ОБВШ) (среднее военное учебное заведение («нормальная военная школа») в Минске в 1921-1941 годах.)
Первый руководитель первого десантирования экипажа внутри боевой машины (
"Кентавр") из военно транспортного самолёта - заместитель командующего по воздушно-десантной службе генерал-лейтенант
Иван Иванович Лисов.
фотоальбом Председатель Федерации парашютного спорта СССР
Председатель ФСО (спортивное ориентирование) до 1990 года .
Боевой, трудовой, спортивный и творческий путь генерал-лейтенанта, кандидата исторических наук, мастера спорта СССР, почетного президента Федерации парашютного спорта, первого председателя ФСО СССР Ивана Ивановича Лисова отмечен многочисленными наградами.
автор книг:
Лисов И. И. Крылатая пехота. Рассказы, очерки, воспоминания. Сост. Воениздат 1958г.
И.И. Лисов. С воздуха - в бой. Воспоминания десантника. Воениздат. Москва - 1961.
Лисов И.И. Десантники атакуют с неба. М. Воениздат 1980г.
Лисов И. Земля - небо - земля. М. ДОСААФ. 1973г
Лисов И.И. Избранницы неба: (О женщинах-парашютистках). - М.: Патриот, 1990.
Лисов И.И. Свободный полет. - М.: Мол. гвардия,1979.- 223 с. - история развития парашютизма, мировые и отечественные рекорды 1920-79 гг, женщины-парашютистки, перспективы развития парашютного спорта.
Павличенко В.Г. Романтика смелых (Предисл. И.Лисова).- Минск.: Беларусь,1970.
Лисов И. И. Секунды, равные жизни. М., 1997.
Лисов И. И. Десантники. М., 1968.
Овсянников К. А., Лисов И. И. Воздушно-десантная подготовка. М., 1960.
Маргелов В.Ф., Лисов И.И., Самойленко Я.П. Советские воздушно-десантные. 1980 г.
Лисов И.И. Воздушно-десантные войска.
А может и "испытатель куполов"(манекен) не зря зовтся Иван Ивановичем?
источник В те далекие годы головы молодых людей не туманили байками об альтернативной службе. И стать военным было престижно. Иван Иванович оканчивает военное училище и становится командиром пехотного взвода и заместителем командира части по физподготовке. Но в жизни молодого лейтенанта свою роль сыграл случай, разлучивший его с "царицей полей" и поднявший в небо. В родной Белоруссии, где Иван Иванович проходил службу в июле 1934 года, проводились крупные военные учения с применением парашютных десантов. Один из парашютистов получил травму и заменить его было приказано отлично тренированному спортсмену лейтенанту Лисову. На следующий день, по прибытии к новому месту службы, он в 22 года совершил свой первый прыжок, а последний, 574-й, ветеран ВДВ генерал-лейтенант Лисов совершил в 62 года! В 1941 году майор Лисов заканчивает высшую школу Генштаба и, как все, рвется на фронт, но командование поручает ему подготовку, обучение и переброску крупных сил парашютистов-десантников на наиболее ответственные участки фронта и в тыл врага. Так при его непосредственном участии была осуществлена крупная десантная операция в районе Мценска, где доблестные наши десантники закрыли гитлеровцам путь к Туле, а также операция под Юхновом, где десантники вместе с подольскими курсантами остановили полчища врага, рвавшегося к Москве. До 1943 года он готовит высоко квалифицированных офицеров-десантников. И только в начале 1944 года сбывается его мечта - он попадает на Карельский фронт. И здесь в полной мере проявляется его стратегический талант. Он был одним из инициаторов операции с применением лыжного десанта при переправе через реку Свирь, операции, которая сохранила жизни тысячам наших бойцов.
Далее Иван Иванович участвует в боях по освобождению Орши и через три дня попадает в родной Витебск, полностью разрушенный захватчиками. Последний год войны основные боевые действия десантников проводились в Венгрии, Чехословакии, Австрии. Самое непосредственное участие в этих операциях принимал И.И. Лисов. Иван Иванович был участником знаменитого Парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Кончилась война. Советский народ начал возвращаться к мирной жизни, и, с детства влюбленный в спорт, Иван Лисов успешно сочетает свою службу воина-десантника с тренировками спортсмена-парашютиста. В 1947 году он совершает первый спортивный прыжок, а через 2 года становится мастером спорта СССР. Более 10 лет являясь председателем Всесоюзной федерации, трижды избирается президентом международной парашютной комиссии и вице-президентом ФАЙ, а в 1984 году за особые заслуги награждается Большой Золотой медалью Международной авиационной федерации.
Растут успехи и в воинской службе. В 1951 году он закончил Высшую военную академию Генштаба, а в 1958 году генерал Лисов становится заместителем командующего ВДВ страны. С первых дней вступления
в высокую командную должность Иван Иванович стремится повысить всестороннюю подготовку офицеров-десантников. По его инициативе одной из основных дисциплин в подготовке десантников становится ориентирование, а в 60-е годы систематически проводятся первенства ВДВ по спортивному ориентированию, и не удивительно, что в 1979 году Иван Иванович Лисов стал первым председателем Федерации спортивного ориентирования СССР. Как шутит сам Иван Иванович: "Это мой 575-й прыжок". Он не стал "свадебным генералом", а с первых дней со всей своей кипучей энергией включился в работу, которой к тому времени было не в проворот. Наша страна еще не была принята в Международную федерацию (ИОФ) и наши спортсмены были лишены участия в крупнейших международных соревнованиях.
Иван Иванович, используя свой большой авторитет в международном спортивном мире, сыграл решающую роль во вступлении нашей страны в ИОФ. Его видели почти на всех крупных соревнованиях по ориентированию как за рубежом, так и в нашей стране, а иногда с компасом и картой он был не прочь "тряхнуть стариной". Однако его интересовал не только большой спорт. Так, когда возникли определенные сложности с проведением 4 всесоюзных соревнований ветеранов в 1983 году в Раменском районе, почетный гражданин г.Раменское Иван Иванович помог решить многие проблемы и оказал большую помощь в проведении этих соревнований. И это не единичный случай большой организационной работы И.И. Лисова на посту председателя ФСО СССР. Огромную роль он сыграл в развитии армейского ориентирования, и, может быть, благодаря этому, несмотря на все политические и экономические катаклизмы, международные соревнования армейских ориентировщиков успешно проводятся и сейчас.
В 1970-х годах Лисов стал принимать активное участие в развитии детского туризма и ориентирования: он был главным судьей Первого (Львовская обл., 1973 г.), Второго (Белоруссия, 1976 г.) всесоюзных туристских слетов-соревнований пионеров и школьников; Первых (Литва, 1974 г.) и Вторых (Ярославская обл., 1977 г.) всесоюзных соревнований пионеров и школьников по ориентированию. Генерал-лейтенант Лисов в должности главного судьи не был «свадебным генералом», а действительно руководил этими крупными мероприятиями. Он не вмешивался в работу судейской коллегии по техническим вопросам, уважая профессионализм специалистов, но с его стороны постоянно чувствовался контроль за действиями судей, постоянная помощь.
И.И.Лисов подключал к проведению соревнований свои возможности заместителя командующего ВДВ СССР, а они были огромными. Так, в Литве каждый инспектор дистанций имел в своем распоряжении круглосуточно машину «Газ» с водителем-десантником, у других служб также не было проблем с транспортом или радиосвязью. А для участников соревнований Лисов, возглавлявший Федерацию парашютного спорта, устраивал показательные выступления сборной команды СССР по парашютному спорту, вызывавшие у детей неизменный восторг.
На посту председателя ФСО СССР он работал до 1990 года и внес большой вклад в развитие нашего спорта, снискав огромное уважение ориентировщиков страны. Боевой, трудовой, спортивный и творче-ский путь генерал-лейтенанта, кандидата исторических наук, почетного члена военно-научного общества, мастера спорта СССР, почетного президента Федерации парашютного спорта, первого председателя Федерации Спортивного Ориентирования СССР Ивана Ивановича Лисова отмечен многочисленными наградами.
А гражданская позиция генерала Лисова И.И. очень коротко и здорово высказана в его книге "Секунды, равные жизни": "Говоря о мире, о солнце и радости, нужно помнить, что одними призывами к миру агрессора не остановить. Он уважает только силу. Поэтому здесь, наверное, будут уместными слова из нашей десантной песенки: "Задирам мы совет даем - шутить не следует с огнем!" Мир нужно не только завоевать, но и защищать!"
источник Правая рука генерала Маргелова
2 августа исполнилось ровно 80 лет всенародно любимым, «продуваемым всеми ветрами» воздушно-десантным войскам. Их смело можно назвать белорусскими, ведь у самых истоков создания ВДВ стоял уроженец Пинска легендарный Яков Мошковский, в нашей земле корни первого конструктора специальной парашютно-десантной техники гениального Павла Гроховского. Неоценим вклад в становление и развитие воздушно-десантных войск легендарного Бати - костюковичского богатыря, Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова, 25 лет стоявшего во главе крылатой пехоты, достигшей при нем своей наивысшей мощи. Сегодня, к сожалению, редко вспоминают имя еще одного заслуженного белоруса-десантника, заместителя Маргелова - генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Лисова. Это о нем Маргелов говорил: «Лисов - это мой главный подарок судьбы». Еще бы! На протяжении многих лет заместитель командующего - начальник воздушно-десантной службы ВДВ генерал Лисов был, выражаясь современным языком, главным имиджмейкером воздушно-десантных войск - никто больше него не сделал для пропаганды ВДВ, создания вокруг них особого ореола героизма и романтики. Кстати, благодаря Лисову у крылатой пехоты появился голубой берет - главная святыня десантника. Кандидат исторических наук, автор многочисленных статей, книг и сценариев фильмов о крылатой пехоте, член Союза писателей и Союза журналистов СССР, он был потрясающим рассказчиком. Особенно это вспоминается сегодня, на фоне бубнящих с телеэкранов что-то невразумительное, усердно переливающих из пустого в порожнее представителей многочисленных пресс-служб. Иван Иванович участвовал и в становлении первого воздушно-десантного училища, очень много сделал для развития парашютного спорта, создал Центральный спортивный парашютный клуб ВДВ, был мастером парашютного спорта СССР, судьей всесоюзной и международной категорий, членом Национального олимпийского комитета СССР, председателем Федерации парашютного спорта СССР, председателем парашютной комиссии Международной федерации авиационного спорта (ФАИ) и вице-президентом ФАИ. Боевой генерал, кавалер 9 орденов, за особые заслуги в развитии мирового парашютного спорта удостоенный (случай уникальный!) золотой парашютной медали ФАИ!
Приказано - прыгать!
Весьма символично, что родился этот удивительный человек в неформальной столице белорусских десантников - в Витебске. Иван Иванович Лисов - автор стольких крылатых поговорок и выражений, что и знаменитое «куда кривая выведет», не удивлюсь, тоже плод его острого ума. Улица Кривая, на которой он жил, вывела сына простого рабочего-сапожника витебской обувной фабрики «Прогресс» в люди и сделала настоящим человеком. Вместе с окрестными пацанами Иван учился в ФЗУ «Швейник» на ученика-механика по установке и ремонту швейных машин, а когда в 1929 году вспыхнул вооруженный конфликт на КВЖД, пошел со всей улицей в военкомат - записываться добровольцем в Красную Армию - на Дальний Восток. Но семнадцатилетнего Ивана витебский военком отправил не на фронт, а в Минск, в Объединенную Белорусскую военную школу им. ЦИК БССР. Здесь-то впервые и пересеклись его пути-дороги с Василием Маргеловым, который учился на курс старше. Самых лучших выпускников ОБВШ в качестве поощрения распределяли в Могилевский гарнизон, в передовую 33-ю Белорусскую дивизию 16-го стрелкового корпуса. В апреле 1931 года в 99-й стрелковый полк 33-й дивизии прибыл на должность командира пулеметного взвода Маргелов, а ровно через год в этом же полку доверили пулеметный взвод и отличнику Лисову. Вскоре в Белорусском военном округе начали создавать первые подразделения десантников. Бобруйск стал колыбелью для 2-го авиационного батальона особого назначения, а в стрелковых дивизиях формировались внештатные стрелковые батальоны особого назначения. Не осталась в стороне и 33-я дивизия, где отбор бойцов и командиров для осназа возложили на Александра Онуфриева. Мимо его цепкого взгляда высокий (рост 180 сантиметров), крепко сбитый, спортивный Иван Лисов не проскочил.
Из Могилева его откомандировали в Бобруйск, где на местном аэродроме 16 июля 1934 года после непродолжительного инструктажа - «жить захочешь - кольцо найдешь» - Лисов совершил первый в своей жизни парашютный прыжок. Совершил, как впоследствии, уже будучи генералом, с улыбкой рассказывал Иван Иванович, в полубессознательном состоянии. С закрытыми глазами с парашютом ПД-1 он просто вывалился из подвешенной под брюхом бомбардировщика ТБ-1 специальной фанерной люльки - «гробницы Гроховского», названной так в честь ее конструктора. После первого испытания его ждали прыжки с четырехмоторного гигантского тяжелого бомбардировщика ТБ-3, в фюзеляж которого буквально как сельдь в бочку «набивали» 30 десантников. Перед прыжком нужно было умудриться выбраться из самолета наружу, преодолеть мощный поток набегающего воздуха, зацепиться за гофрированную обшивку фюзеляжа и лишь после команды - отмашки сигнального флажка штурмана, ринуться в бездну. Легкопулементному взводу Лисова доставалось при этом больше других. Десантироваться приходилось с ручным пулеметом Дегтярева. А эта «железяка» имела 11 килограммов веса да целых метр тридцать длины. Совершая один из прыжков, Лисов из-за этого самого «дегтеря» чуть было не погиб. Решив отделиться от ТБ-3 поэффектнее, покрасивее, он решил пробежаться по двадцатидвухметровому крылу, но неожиданно зацепился за него стволом пулемета и кувырком свалился в неуправляемое падение. Поспешно открыв парашют, он только усугубил свое положение. Купол спеленал десантника по рукам и ногам, но Лисов не потерял самообладания и, дотянувшись до кармана, вытащил складной нож, прорезал им в шелковом полотнище огромную дыру и чудом вытолкнул через нее купол открытого в самый последний момент запасного парашюта. При посадке отделался лишь ушибами. Больше пострадал злосчастный пулемет - его ствол от удара о землю принял форму вопросительного знака. На этом десантный экстрим для Лисова не закончился. Совершая следующий прыжок, он отделился от ТБ-3 раньше времени и, упав на крышу дома, к ужасу его хозяйки, снайперски сбил дымящуюся кирпичную трубу. А во время первого ночного прыжка угодил аккурат в самое глухое болото и чуть было не утонул.
Столь интенсивная прыжковая подготовка с первыми белорусскими десантниками проводилась в связи с предстоящими крупными осенними маневрами, на которые были приглашены нарком обороны Ворошилов и наблюдатели из Франции и Чехословакии.
Купола над Тростенцом
9 сентября 1934 года в районе Тростенца под Минском армада бомбардировщиков ТБ-3 под прикрытием дальних крейсеров Р-6 и истребителей И-5 впервые в мире выбросила массовый десант из 589 бойцов-осназовцев. Под куполами парашютов успешно приземлился и на «отлично» выполнил поставленную задачу легкопулеметный взвод Ивана Лисова, ставшего одним из пионеров крылатой пехоты в Белоруссии. Здесь, под Тростенцом, по-моему, и должен стоять памятный знак, символизирующий рождение первых частей ВДВ в Белорусском военном округе. По итогам учений комвзвода Лисова наградили от имени наркома Ворошилова часами.
Весной 1935 года судьба получившего повышение по службе командира пулеметной роты Лисова могла круто измениться. В ВВС остро ощущалась нехватка летных кадров. Имевшего 6 парашютных прыжков Лисова направили в авиационную эскадрилью для стажировки в качестве штурмана-бомбардира самолета Р-5 с дальнейшим допуском к вступительным экзаменам в Военно-воздушную академию. Но во время одного из учебных полетов случилось непредвиденное. Не сошли с замков бомбы, а попытка Лисова дотянуться до заклинивших тяг-держателей и сбросить их вручную привела к тому, что он неожиданно вывалился из кабины. В беспорядочном вращении кольцо он найти не смог и с огромным трудом открыл парашют, рванув за шланг с вытяжным тросиком. Спасся чудом. Испытывать судьбу в качестве штурмана он больше не стал. Но нет худа без добра. Авиатора из Лисова не получилось, зато какого десантника получили ВДВ!
Когда в 1936 году на базе батальонов осназа в гарнизоне Боровское комбриг Федор Кармалюк начал формировать первую в Белорусском военном округе полнокровную десантную часть - 47-ю авиабригаду особого назначения, то никого не удивило, что на должность командира 1-й легкопулеметной роты 1-го легкопулеметного батальона он назначил старшего лейтенанта Ивана Лисова. Один из первых прыжков в новой должности стал для Ивана очередным испытанием нервов и характера. На только что поступившем на вооружение парашюте ПД-6 его снесло ветром на железнодорожную станцию, к которой приближался поезд. Один только Бог знает, как ему удалось уцелеть. Успевший затормозить машинист наблюдал невероятную картину: колеса его паровоза все же перерезали стропы парашюта и воистину родившийся в рубашке десантник оказался по одну сторону от пышущей паром махины, а погасший купол - по другую, но и это происшествие не смутило Лисова и не заставило усомниться в правильности выбранного пути.
Легендарный парашютист, один из будущих первых генералов-десантников, полковник Алексей Левашов, сменивший на посту комбрига репрессированного и расстрелянного Федора Кармалюка, увидел в молодом офицере грамотного, толкового, растущего командира и сначала выдвинул его на должность начальника штаба, а затем и командира 1-го воздушно-десантного батальона. Из Марьиной Горки (сюда перебросили 47-ю бригаду, переименовав ее в 214-ю) по рекомендации Левашова и начальника штаба бригады подполковника Александра Казанкина (будущего командующего ВДВ) в 1939 году капитан Лисов убыл в Военную академию имени Фрунзе. Он и там ходил в передовиках. Летом 1940 года блестяще проявил себя на стажировке в должности командира полка в Закавказском военном округе и стал слушателем Высшей специальной школы Генерального штаба Красной Армии.
С верой в победу
В учебные планы внесла свои коррективы война - спецшколу Лисов заканчивает ускоренно, как отличник учебы выпускается досрочно и уже в сентябре 1941 года служит помощником начальника разведотдела воздушно-десантных войск. Он рвется на фронт, его родная 214-я бригада громит фашистов, в ее составе воюет и его брат, военврач 2-го батальона Леонид Лисов. Не знал тогда Иван, что еще в августе в бою у деревни Холодники на Гомельщине Леонид был тяжело ранен и попал в плен. В списках без вести пропавших он будет числиться до 1944 года, до дня его освобождения из концлагеря в Польше наступающей Красной Армией.
Большие потери и нехватка кадров офицеров-десантников заставили руководство РККА открыть в ноябре 1941 года в Куйбышеве первое в истории ВДВ воздушно-десантное училище. На должность начальника учебного отдела училища требовался грамотный, толковый офицер-десантник. Направили капитана Лисова. На фронт Лисову удалось попасть только в 1944 году. Начальник штаба 300-го гвардейского полка (сформированного на базе 13-й гвардейской воздушно-десантной бригады) гвардии майор Лисов участвует в Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Любитель нетрадиционных оригинальных решений, он и здесь остается верен себе. Реку Свирь в районе Лодейного Поля его полк форсирует настолько мастерски, что после войны организацию и проведение этой операции признают классическими и будут изучать в академиях и училищах. Чего стоил хотя бы ложный десант с чучелами солдат и макетами техники на плотах. Двенадцать добровольцев-десантников, сопровождавших под шквальным огнем эту плавучую бутафорию и первыми ступивших на берег противника, удостоили звания Героя Советского Союза. Начальник штаба полка Лисов получил за эту операцию орден Отечественной войны I степени. Смелые и решительные действия боевых маневренных групп полка позволили не только прорвать 6 оборонительных полос противника и нанести серьезные потери 2-му армейскому корпусу финнов, но и не допустить взрыва плотины Нижне-Свирской ГЭС. Благодарные жители Лодейного Поля после войны присвоили Ивану Лисову звание почетного гражданина их города.
Нет задач невыполнимых
Став в 1947 году командующим ВДВ, генерал-лейтенант Александр Федорович Казанкин не забыл о лихом комбате 47-й десантной бригады. Подполковник Лисов получил должность в оперативном управлении воздушно-десантных войск. Здесь, в апреле 1948 года, он вновь встречается со своим бывшим однокашником по минской ОБВШ Героем Советского Союза генералом Василием Маргеловым, назначенным командиром 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Пскове. Пройдет время, и легендарный тандем из этих выдающихся личностей поднимет воздушно-десантные войска на вершину невиданной мощи, сделает из них особый, элитный род войск, способный с плацдарма под облаками «вогнать в тоску» любого противника. Они прекрасно дополнят друг друга - прямой, жесткий кандидат военных наук генерал Маргелов и дипломатичный, интеллигентный кандидат исторических наук генерал Лисов.
В ноябре 1957 года Лисов стал в крылатой пехоте главным парашютистом - начальником воздушно-десантной службы ВДВ, а через 7 лет в дополнение к этой должности получит «кресло» заместителя командующего воздушно-десантными войсками, в котором будет находиться до 16 декабря 1974 года, дня увольнения в запас. Истинный фанат парашютных прыжков, Иван Иванович Лисов сделал парашютно-десантную подготовку основой основ боевой учебы в ВДВ. В этом деле он умело использовал личный пример и к 1962 году имел среди всех генералов-десантников рекордное количество прыжков - 380! Сорок семь (!) раз покидала борт самолета и жена Лисова! На молодых солдат-десантников это действовало безотказно - прыгали все!
Летом 1959 года генерал Лисов лично возглавил первый массовый десант на воду, который проходил в сложнейших метеоусловиях. Низкая облачность, дождь, порывы ветра до 16 метров в секунду сделали эту операцию по-настоящему боевой, потребовавшей от десантников особого мужества и выдержки.
Когда на вооружение начали поступать мощные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12 и до 350 километров в час возросла скорость десантирования, то для выброски десантников разработали новый «скоростной» парашют Д-1-8, испытание и внедрение которого проходило при непосредственном участии генерала Лисова. Для десантирования техники использовались специальные парашютные платформы. В строю ВДВ в те годы стояли 7 боевых и одна учебная дивизия. Уровень их подготовки позволял решать любые задачи. Для десантирования частей ВДВ военно-транспортная авиация имела 22 полка на самолетах Ан-12 и 2 на могучих Ан-22 «Антей». Эта огромная мощь была с успехом продемонстрирована на крупнейших стратегических маневрах «Днепр» (вместе с техникой десантировались части 76-й, 103-й гвардейских дивизий и 350-го гвардейского парашютно-десантного полка) и «Юг» (на «врага» была сброшена 98-я гвардейская дивизия). Своеобразный мировой рекорд 10 марта 1970 года на учениях «Двина» в Белоруссии установили воины 76-й гвардейской дивизии: за 22 минуты с 280 самолетов Ан-12 и 4 Ан-22 десантировано 8 тысяч десантников и 152 единицы боевой техники! Вот это мощь!
В августе 1967 года с целью захвата на случай войны господствующих горных вершин и перевалов парашютно-десантный батальон 105-й гвардейской дивизии впервые десантировали на горное плато, расположенное на высоте 3.600 метров. На следующий год на Памире 36 воинов-десантников «пригорились» на высоте 6.100 метров, а еще одна группа - на 7.134 метрах! Для этих прыжков впервые разработали специальные парашюты альпиниста - ПА-1. Под руководством генерала Лисова велась и подготовка к первой в мире выброске бронированной боевой машины десанта с экипажем внутри. 5 января 1973 года с помощью парашютной системы «Кентавр» с самолета Ан-12Б была успешно десантирована БМД-1 с экипажем в составе подполковника Л.Зуева и сына Маргелова, старшего лейтенанта А.Маргелова.
Генерал, сценарист, журналист...
Огромное внимание уделял генерал Лисов и парашютному спорту, который при нем занял ведущее место не только в Вооруженных Силах, в советской стране, но и во всем мире. Он создал Центральный спортивный парашютный клуб ВДВ - настоящую парашютную академию Советской Армии. Начала работать Федерация парашютного спорта СССР, которую Лисов и возглавил. Под руководством генерала Лисова воины-десантники впервые в истории советского парашютного спорта стали абсолютными чемпионами СССР. Блестяще выступали парашютисты-десантники и на международной арене. В 1964 году они завоевали 164 (!) золотые медали и установили 26 мировых рекордов. Удивительно, как «режимный» генерал, допущенный к военным секретам особой важности, работал председателем парашютной комиссии Международной федерации авиационного спорта (ФАИ) и вице-президентом ФАИ. Как руководитель делегаций советских парашютистов и судья Международной категории он выезжал на соревнования в Австрию, Чили, Индию, Финляндию, Англию, Францию, ФРГ, Швецию, Югославию...
По его сценарию сняли фильм «В небе только девушки», который получил множество призов и демонстрировался более чем в 100 странах мира. Талантливые очерки генерала Лисова о воинах-десантниках с удовольствием печатали отечественные и зарубежные газеты и журналы, из-под его пера с одинаковым успехом выходили и учебные пособия, и художественные книги о парашютистах. Увлекательный, яркий рассказчик, он был частым и желанным гостем на телевидении, в трудовых и воинских коллективах, учебных аудиториях. Тысячи мальчишек благодаря Лисову связали свою жизнь с крылатой пехотой, стали под овеянные славой знамена воздушно-десантных войск.
9 июля 1967 года в «Домодедово» он руководил показательными прыжками десантников в ходе самого грандиозного в истории СССР воздушного парада, приуроченного к 50-летию советской страны. Завершал праздник десант из 1.000 крылатых пехотинцев! За отличное выполнение поставленных задач на этом параде генерал-лейтенант Лисов был награжден орденом Красной Звезды, четвертым за время его службы в ВДВ.
Особую памятную точку своей службе в армии Иван Иванович Лисов, которого по праву звали живой историей воздушно-десантных войск, поставил созданием в Рязани Музея истории ВДВ. И на пенсии он продолжал служить воздушно-десантным войскам, возглавляя до 1979 года военную кафедру Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, выпускники которой почти все прыгали с парашютом, пополняя кадры замполитов подразделений ВДВ.
В статье использованы фото
семьи Лисова и материалы сайта десантура.ру
При размещении у себя на сайтах, блогах и группах не забывайте упоминать автора и источник.
С уважением, Грачёв Вадим ©
desants.livejournal.comнайдите меня
vdv-r ваш
desants