16-17 мая 1933 года, совершавшие перелет по Европе, польские летчики капитан Е.Баян и капитан П.Дудзиньски на двух спортивных аэропланах пролетели над СССР по маршруту Варшава - Харьков Ленинград.
В ответ был подготовлен визит советских авиаторов.
Протокол ПБ № 141 от 15 июля 1933 г. п.106/97:
О полете наших самолетов в Польшу - ОП. Решено: а) для ответного визита в Польшу считать возможным 18 июля послать 2 самолета Р-5 с экипажами: первый - помкомвойск УВО Ингаунис и инженер инспекции ВВС РКК Мезинов; второй - командир 252 авиабригады Туржанский и бригадный инженер Павлов, по маршрутам: для первого - Москва - Гомель - Львов - Варшава - Лида - Витебск - Москва (с посадкой во Львове и Варшаве); для второго самолета - Москва - Витебск - Полоцк - Вильно - Варшава - Брест - Гомель - Москва (с посадкой в Варшаве); б) ассигновать на перелет 372 доллара.
Выписки посланы: т.т. Ворошилову - все; Артузову, Крестинскому - а; Гринько - б.
18 июля 1933 года делегация прибыла в Варшаву.
1. Встреча на аэродроме Окенце. Слева направо: командир 3-го авиаполка подполковник Władysław Kalkus, неизвестный, Мезинов, Ингаунис, Туржанский Mienzinow, полковник Людомил Райский, атташе Лепин, неизвестный, директор департамента гражданской авиации Польши Филипович.
2. Те же, но у другого самолета (обратите внимание на кабину летнаба) + Zdzisław Szczerbiński (никто не знает, кто это?).
3. Майор Рыль (Wiktor Ryl)приветствует Туржанского.
4. Туржанский и Павлов. Очень странный регистрационный номер - USSR-42?
5. Ингаунис, Мезин.
6. Самолет Туржанского и Павлова закатывают в ангар.
7. Заметка раскрывает интересные подробности прибытия советских самолетов.
Прилет советских летчиков в Варшаву.
ВРАШАВА, 20. (Тасс). Советский летчик Туржанский, совершающий перелет Москва-Витебск-Вильно-Варшава, снизился 18 июля на военном аэродроме близ Варшавы. Через час снизился советский летчик Ингаунис, совершающий перелет Москва-Гомель-Львов-Варшава, с остановкой во Львове.
Польская печать посвящает много внимания прилету советскх летчиков. Особое внимание уделяется тому, что оба самолета построены из советских материалов на советских заводах. Орган военного министерства "Польская сбройна" указывает, что визит советских летчиков имеет целью поддержать дружеские отношения обоих государств в области воздухоплавания, основу которым положили польские летчики Баян и Дукзинский, совершившие перелет Варшава-Харьков-Ленинград.
Начальник военной авиации Райский устроил в честь советских летчиков обед. Тов. Ингаунис послал начальнику авио-полка во Львове телеграмму с благодарностью за радушный прием. Программа приема советских летчиков в Варшаве намечает полет польских самолетов в Кракове и полет над горами Татры у польско-чехословацкой границы.
8. Визит советских летчиков в Краков. Ингаунис, Туржанский, Лепин.
9. Лепин, Ингаунис в Кракове.
10. Ингаунис, Туржанский, Лепин с польскими коллегами в Кракове.
11. Другая заметка почему-то пишет о шести советских летчиках. Обратите внимание на высокий статус поляков, принимающих "советскх летчиков, пролетавших мимо Варшавы".
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ВАРШАВЕ
Польский аэроклуб устроил обед в честь т.т. Ингауниса и Туржанского
ВАРШАВА, 21. (Тасс). - Советские летчики т.т. Ингаунис и Туржанский, в сопровождении начальника военной авиации полковника Райского, знакомились с производством польских истребителей, с состоянием первого авиационного полка, военным аэродромом, осмотрели машиностроительные заводы, авиошколу, аэродинамический институт, мастерские туристских самолетов.
Польский аэроклуб устроил для шести советских летчиков обед, на котором присутствовали начальник генштаба, генерал Консиоровский, высшие офицеры польской авиации, директора польских авиационных заводов, члены советского посольства во главе с т. Антоновым-Овсеенко и военным атташе т. Лепиным.
20 июля т.т. Ингаунис и Туржанский вылетели в Денблин для осмотра авиационной школы.
12. Газетная заметка об отлете советских самолетов.
Проводы советских летчиков в Варшаве.
ВАРШАВА, 24. (Тасс). - 21 июля советские летчики т.т. Ингаунис и Туржанский присутствовали на приеме, устроенном в советском полпредстве для представителей польской гражданской и военной авиации. Вечером директором общества гражданской авиации Филипповичем в честь советскх летчиков был дан обед. 22 июля советские летчики выехали в Москву. На аэродроме их провожали полпред СССР т. Антонов-Авсеенко, весь офицерский состав министерства воздухоплавания, представители министерств военного и индел и другие.
По словам Карла Радека, который находился в это время в Варшаве, советским летчикам устроили "необычайную" встречу, что отражало "переворот в польской внешней политике в пользу сближения с СССР".
Действительно, вскоре последовал визит в СССР польской авиационной делегации во главе с начальником военной авиации Райским, начались переговоры об открытии воздушной линии Варшава-Москва.
Другие материалы:
1925 - Визит итальянских летчиков в Ленинград 1933 - французская делегация в СССР 1933 - гибель польского летчика Юзефа Леваневского (брата советского летчика Сигизмунда Леваневского) над СССР 1934 - ТБ-3 в Польше, Риме, Париже 1934 - Р-5 Молокова в Париже и Берлине