За 4-самолетное истрозвено

Jul 16, 2024 22:39





Перестроение звена из трех и четырех истребителей (wikipedia)

В тридцатые годы в основе боевых порядков истребителей лежало звено из трех самолетов: командир звена (ведущий) и два ведомых летчика.

Считается, что по итогам войны в Испании, стараниями Вернера Мёльдерса Люфтваффе перешло к звену из четырех истребителей, что позволило немцам получить преимущество в воздушных боях над британскими и советскими авиаторами, которые продолжали использовать «устаревшие» звенья из трех-самолетов.

По возвращении в Германию Мёльдерс стал инспектором истребительной авиации и на основании своего испанского опыта «пролоббировал» переход от трёхсамолетных звеньев к тактике использования пар истребителей. Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса





Построение истребителей, внедренное Вернером Мёльдерсом. Osprey - Air Campaign 016 - Legion Condor 1936-39 The Luftwaffe develops Blitzkrieg in the Spanish Civil War

Была реализована новая истребительная тактика капитана Вернера Мёльдерса, разработанная для Легиона Кондор и Националистических ВВС. Это возможно благодаря новой технологии авиационных речевых радиостанций. Радиостанции позволяли самолетам летать с большим расстоянием в 200-200 м.300 м, в то время как командиры звеньев и эскадрилий еще могли командовать своими истребителями. Новая тактика была основана на паре истребителей и комбинации пар. Базовой единицей была пара истребителей («Ротте»), первый самолет летал впереди. Второй летал немного сзади и часто выше своего ведомого. Головной самолет смотрел вперед, а второй самолет прикрывал своего напарника, глядя в тыл и фланг. Когда к ним присоединилась еще одна пара, четыре самолета превратились в Шварм (полет), четыре самолета разбросаны по небу более чем на полмили с четырьмя самолетами (два ведущих полета немного вперед, два ведомых свисают немного назад) похожи на четыре пальца вытянутой руки. Дальнейшие Швармы можно было добавлять на разных высотах для создания крупных истребительных соединений. «Палец-четверка» был простым, очень эффективным в нападении и защите и давал пространство для маневра. Новая тактика также позволила истребительной эскадрилье покрыть гораздо большую часть неба, что позволило немецким и националистическим истребителям обнаружить их.противники раньше, а затем двигаться, чтобы получить преимущество в высоте и позиции. Источник: Osprey - Air Campaign 016 - Legion Condor 1936-39 The Luftwaffe develops Blitzkrieg in the Spanish Civil War (машинный перевод)



Перестроение звена из четырех самолетов. Источник: Osprey - Air Campaign 016 - Legion Condor 1936-39 The Luftwaffe develops Blitzkrieg in the Spanish Civil War

Начиная с Первой мировой войны и до воздушных боев в Испании в 1938 году, заставить истребительный строй развернуться на 90 градусов было сложной задачей. Маневр с высоким риском столкновения, если он не будет выполнен должным образом. Стандартный состав звена из трех самолетов, используемый во всех крупным военно-воздушным силам было неудобно маневрировать. Создав базовую схему «четыре пальца», капитан Мёльдерс создал новую система маневрирования. Чтобы изменить направление на 90 градусов, левая пара резко развернулась и стала правая пара. Правая пара еще несколько секунд летела прямо, а затем резко развернулась и стала левой. Весь маневр можно было выполнить за секунды. Большое расстояние между самолетами 200-300 м. минимизировало опасность столкновения. Построение «четыре пальца» и перекрестный разворот давали немецким истребителям огромное тактическое преимущество над противниками не только в Испании в 1938 году, но над Францией и Нидерландами в 1940 году. Источник: Osprey - Air Campaign 016 - Legion Condor 1936-39 The Luftwaffe develops Blitzkrieg in the Spanish Civil War (машинный перевод)

В седьмом номере журнала «Вестник воздушного флота» за 1931 год летчик-истребитель Дательбаум Владимир Антонович предложил перейти к звену истребителей из четырех самолетов.



Вестник Воздушного флота (орган Управления Военно-воздушных сил РККА, июль 1931 года.

За 4-самолетное истрозвено

В.Дательбаум

В тактическом отношения организация истребительного звена в три самолета имеет очень мало положительных сторон. По-моему мнению эта организация звена 3 самолетного состава слепо, по инерции, перешла в истребительную авиацию из авиации разведывательной и бомбардировочной, ибо последние появились гораздо раньше.

В самом деле: что хорошего даст построение истребительного звена 3-самолетного состава, хотя бы в строю клина? Круговой обзор? Уничтожение мертвых конусов обстрела? Взаимную поддержку? Ничуть! Только лишь стесняет маневр, этот могущественнейший фактор воздушного боя, и тем самым способствует рассыпанию звена в момент первой же атаки начавшегося воздушного боя.

Строй пеленга 3 самолетного звена тоже не годится: он еще в большей степени стесняет маневр звена в наружную сторону пеленга, во внутреннюю же сторону способствует расстреливанию (третий самолет, летя по большему радиусу, всегда отстанет). Какой же выход из положения? А вот какой. Организацию звена истребителей нужно сделать 4-самолетного состава. Истрозвено 4-самолетного состава делится на два полузвена. Первое полузвено: командир звена и мл. летчик и второе полузвено: ст. летчик и мл. летчик. Звено всегда летает попарно. Построенное таким образом звено колоссально выигрывает в маневренности перед звеном 3-самолетного состава. В тактическом отношении такое построение звена дает то преимущество, что цель можно атаковать сразу с двух сторон парами для распыления средств обороны цели. Затем увеличивается мощность огня звена, а с нею возрастает прицельность, ибо легче одновременно стрелять двум самолетам, чем трем. Строй в полузвеньях 4-самолетного состава всегда пеленг на установленных уставом дистанциях, интервалах и превышениях. В боевом порядке звена полузвенья летают всегда в строю пеленга обратном друг другу. Дистанция между полузвеньями 50 м, интервал 70-75 м и превышение второго полузвена над первым 50 м. Второе полузвено всегда летает со стороны противоположной пеленгу ведущего полузвена: если у ведущего полузвена левый пеленг, то оно летит справа и, наоборот, если у ведущего правый пеленг --- летит слева. Построение же второго полузвена в сторону пеленга ведущего невыгодно: сильно растягивает боевой порядок, мешает маневренности звена во внутреннюю сторону пеленга и затрудняет наблюдение командиру звена за всем своим звеном. При перестроении командиром звена летчика своего полузвена из одного. пеленга в другой, допустим из правого в левый, второе полузвено обязательно должно также перестраиваться с левой стороны на правую и наоборот. Этим обеспечивается быстрая взаимная поддержка одного полузвена другим (свободный маневр у обоих полузвеньев во внутреннюю сторону своего пеленга).



В отношении обзора обязанности в звене распределяются следующим образом: командир звена смотрит вперед, вправо и влево; летчик его полузвена смотрит вперед и вправо, если он в левом пеленге, и вперед и влево, если он в правом пеленге. Командир второго полузвена, т. е. ст. летчик, осматривает вперед, вправо и особенно влево, если он летит справа по отношению к ведущему полузвену; если же летит слева, то наоборот - вперед, влево и особенно вправо. В общем ведомые летчики, включая и командира второго полузвена ст. летчика, ответственны в наблюдении за воздухом со стороны обратной тому строю пеленга, в котором они находятся.

При организации 6-самолетного состава отряда в отряде будет: одно звено 4-самолетного состава и одно полузвено - командир отряда и мл. летчик. При 10-самолетном отряде: два 4-самолетных звена и полузвено командира отряда. Командир отряда обязан и должен входить в состав полузвена, т. е. иметь при себе одного летчика, ибо, если он летит один, хотя бы и впереди ведущего звена, то в воздушном столкновении в бою он так и останется один, будет предоставлен сам себе, никто не окажет ему в нужный момент помощи, и он легко может стать жертвой противника. Входя же в полузвено, он зсегда найдет помощь и поддержку со стороны летчика своего полузвена.

Затем при такой организации звена поднимается роль и значение ст. летчика. До сих пор разница в несении Функций и обязанностей между ст. летчиком и младшим не было никакой, она была лишь в ношении знаков различия, теперь же ст. летчик является командиром своего полузвена и несет всю ответственность за таковое.

Выгода организации такого 4-самолетного звена еще та, что в случае выделения для выполнения той или иной задачи пары самолетов, хотя бы на разведку, всегда наряжается полузвено, что безболезненно отражается на оставшемся полузвене. Оно всегда может быть присоединено к полузвену командира отряда. В 3-самолетном звене, если два самолета улетели на разведку, выполнять задание остается один, который трудно куда-нибудь пристроить. Сборные звенья 3-самолетного состава теряют еще больше в маневренности из-за неслетанности.

Затем уменьшается потребность в командирах звеньев. При 10-самолетном отряде их понадобится всего два, а при организации 3-самолетного звена командиров звеньев нужно три.

Вот те положительные стороны, которые по моему мнению вызывают необходимость реорганизовать истребительные звенья из 3-самолетного состава в 4-самолетные.



🏴 Подпишись на телеграм-канал

1940-е, Испания, Опыт Икс и Зет, ВВС РККА, 1930-е

Previous post Next post
Up