Мне кажется, у вас тут типичное post hoc ergo propter hoc: раз "при Туполеве" дирижаблестроение выжило, значит, потому, что он не захотел его ликвидировать.
Да нет, всё проще: дирижаблестроение шло своей собственной дорогой - перпендикулярно как Туполеву, так и вообще всем остальным. До самого последнего времени никто не смел даже заикнуться о его ликвидации. Ни Каганович, ни Ворошилов, ни Межлаук, не говоря уже о фигурах мельче, вроде Ткачёва, Молокова и Туполева. Рухимовича был первым, он же оказался и последним. Я далёк от мысли, что именно за это самое он и поплатился (это уж слишком), но факт остаётся фактом.
Высочайшее покровительство - вот что это такое. А вовсе не туполевская благосклонность.
Впрочем, мне бы не хотелось углубляться в дискуссию о Туполеве: с ним я знаком мало, и больше по отдельным его "вкраплениям" в историю дирижаблестроения.
Грубо говоря, дирижаблестроение никому не было нужно, кроме Главного и кучки энтузиастов. Всем остальным - в лучшем случае никак. Пятое колесо у телеги, докука такая, блажь, начальству приязненная. А к концу превратилось в гранату с выдернутой чекой - никто не хотел связываться, брать на себя ответственность, все отпихивались, но помалкивали, никто не предлагал гранату зашвырнуть подальше.
У меня в книжке всё это так и описано. Гомункулус.
Я к тому, что направления, поддерживаемые Главным, обычно развивались (и освещались) гораздо интенсивнее. Хотя бы взять самолет-гигант "Максим Горький" и рекордные перелеты. Практическая их неприменимость при этом опять же никого не смущала - к моменту, когда "Максим Горький" и чкаловские перелеты гремели в прессе, и концепция бомбардировщика-гиганта, и рекордного одномоторного самолета представляли собой вчерашний день и были уже отвергнуты. Аналогичные примеры можно найти и в других областях, не только в авиации
( ... )
>Я к тому, что направления, поддерживаемые Главным, обычно развивались (и освещались) гораздо интенсивнее вот я согласен с этим тезисом. был бы у Главного явный интерес - половина журнала посещений была бы в фамилиях дирижаблестроителей, все протоколы ПБ и вся переписка с Кагановичем.
В общем да. Мы прекрасно знаем, как развивалось то или иное направление, когда тов. Сталин действительно проявлял в нем личную заинтересованность.
Тов. Сталину нравятся линкоры и вообще большой флот? На совещание вызываются адмиралы и внезапно ошарашиваются вопросом, сколько и каких линкоров они видят в будущем "Большом флоте", развертываются масштабные проектные работы у судостроителей и смежников, закладываются сразу четыре корабля, строится новый огромный завод на Севере и т.д.
Тов.Сталину нравятся тяжелые танки? Он самолично вникает в макеты и предоставленные конструкторами данные, требует снять одну из башен многобашенного варианта, на испытания в 1939-м выходят сразу три машины, включая будущий КВ.
Тов.Сталину нравятся(?) дирижабли? Нет ничего даже близкого к вышеописанному, отрасль была и осталась в "подвешенном" состоянии и в конце концов тихо ликвидировалась.
Вам и карты в руки. Надо же объяснить, каким именно образом этот престранный проект стоимостью как минимум 150 миллионов рублей, давший ничтожный выхлоп, существовал без чьей бы то ни было активной поддержки. Как его не закрыли, не сожрали в борьбе за заводы, за ресурсы?!
Вот с Тухачевским вы всё в своё время хорошо объяснили: обладал огромным влиянием и пропихивал своих "уродцев", отстаивал, вскармливал их в ущерб другим, правильным проектам. Однако ж его в конце концов вывели на чистую воду и в расход, и уродцев его ликвидировали.
А тут такой Уродец, что уродцы Тухачевского в подмётки ему не годятся! И жил 10 лет! А все вокруг только руками разводили. Могло такое быть в Советской стране?
Кстати еще один аргумент против Сталина - поклонника дирижаблей (СПД). ИВС очень не любил аварийность, с двадцатых годов ПБ запрещало ответработникам летать на аппаратах, потом принимало решения по борьбе с аварийностью, заседания ГВС ну и т.д.
Дирижабли, кажется, имели потери от катастроф выше, чем самолеты, в катастрофах гибло больше людей, медийная картинка была более яркая. Не думаю, что в таких условиях ИВС тайно лоббировал опасный транспорт.
Скорее какой-нибудь Михаил Моисеевич двигал это дело.
Reply
Да нет, всё проще: дирижаблестроение шло своей собственной дорогой - перпендикулярно как Туполеву, так и вообще всем остальным. До самого последнего времени никто не смел даже заикнуться о его ликвидации. Ни Каганович, ни Ворошилов, ни Межлаук, не говоря уже о фигурах мельче, вроде Ткачёва, Молокова и Туполева. Рухимовича был первым, он же оказался и последним. Я далёк от мысли, что именно за это самое он и поплатился (это уж слишком), но факт остаётся фактом.
Высочайшее покровительство - вот что это такое. А вовсе не туполевская благосклонность.
Впрочем, мне бы не хотелось углубляться в дискуссию о Туполеве: с ним я знаком мало, и больше по отдельным его "вкраплениям" в историю дирижаблестроения.
Reply
Reply
Грубо говоря, дирижаблестроение никому не было нужно, кроме Главного и кучки энтузиастов. Всем остальным - в лучшем случае никак. Пятое колесо у телеги, докука такая, блажь, начальству приязненная. А к концу превратилось в гранату с выдернутой чекой - никто не хотел связываться, брать на себя ответственность, все отпихивались, но помалкивали, никто не предлагал гранату зашвырнуть подальше.
У меня в книжке всё это так и описано. Гомункулус.
Reply
Reply
вот я согласен с этим тезисом.
был бы у Главного явный интерес - половина журнала посещений была бы в фамилиях дирижаблестроителей, все протоколы ПБ и вся переписка с Кагановичем.
Reply
Тов. Сталину нравятся линкоры и вообще большой флот? На совещание вызываются адмиралы и внезапно ошарашиваются вопросом, сколько и каких линкоров они видят в будущем "Большом флоте", развертываются масштабные проектные работы у судостроителей и смежников, закладываются сразу четыре корабля, строится новый огромный завод на Севере и т.д.
Тов.Сталину нравятся тяжелые танки? Он самолично вникает в макеты и предоставленные конструкторами данные, требует снять одну из башен многобашенного варианта, на испытания в 1939-м выходят сразу три машины, включая будущий КВ.
Тов.Сталину нравятся(?) дирижабли? Нет ничего даже близкого к вышеописанному, отрасль была и осталась в "подвешенном" состоянии и в конце концов тихо ликвидировалась.
Что-то здесь не стыкуется.
Reply
Вот с Тухачевским вы всё в своё время хорошо объяснили: обладал огромным влиянием и пропихивал своих "уродцев", отстаивал, вскармливал их в ущерб другим, правильным проектам. Однако ж его в конце концов вывели на чистую воду и в расход, и уродцев его ликвидировали.
А тут такой Уродец, что уродцы Тухачевского в подмётки ему не годятся! И жил 10 лет! А все вокруг только руками разводили. Могло такое быть в Советской стране?
Reply
ИВС очень не любил аварийность, с двадцатых годов ПБ запрещало ответработникам летать на аппаратах, потом принимало решения по борьбе с аварийностью, заседания ГВС ну и т.д.
Дирижабли, кажется, имели потери от катастроф выше, чем самолеты, в катастрофах гибло больше людей, медийная картинка была более яркая.
Не думаю, что в таких условиях ИВС тайно лоббировал опасный транспорт.
Скорее какой-нибудь Михаил Моисеевич двигал это дело.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment