Малая авиация. Полет на АН-2

Aug 15, 2012 09:44

Продолжение. Список всех частей отчета Летний берег Белого моря

Все, наверно, слышали про малую авиацию, но далеко не все представляют, что же это такое в российских реалиях. А поскольку на Летнем берегу Белого моря дороги отсутствуют как класс, до Летней Золотицы, Лопшеньги и Пертоминска мне пришлось добираться самолетом АН-2. Самой что ни есть малой авиацией.

Есть в Архангельске предприятие с чудесным названием ОАО "2 АОАО", то есть 2-й Архангельский объединенный авиаотряд. С кем он объединенный, я так и не узнал, зато накушался прелестей нашего провинциального сервиса по самое не балуйся. Например, забронированный за 3 недели и выкупленный за неделю вперед билет не значит ровным счетом ничего. Даже при его наличии вас сначала могут посадить в самолет, а потом выгнать вон, объяснив это отсутствием места и предложив улететь следующим рейсом через три (!) дня. Да и вообще достать билет на некоторые направления - очень большая проблема, которую можно решить только благодаря хорошему знакомству. Либо приезжать перед самым вылетом и надеяться, что наберется еще кучка страждущих улететь, и для них организуют дополнительный рейс.


Подлетаем к деревне Лопшеньга

АН-2 очень интересный самолет. Здесь нет никаких автопилотов и прочих радостей современной авиации. Все 13 пассажиров находятся в руках двух пилотов, которые почти все время полета дергают какие-то рычажки, щелкают тумблерами и держатся за штурвал.


Полет проходит на высоте около 400 метров, хотя практический потолок для этого самолета в 11 раз больше, но на этой высоте пришлось бы уже раздавать пассажирам маски и тулупы.

Я предлагаю вам пролететь маршрутом Архангельск - Пертоминск - Лопшеньга - Летняя Золотица и обратно и посмотреть на местные "аэропорты" и сам АН-2 снаружи и изнутри.

Официально этот красавец носит название "поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом" и был запущен в производство в 1947 году. До появления самолёта АН-3 он был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации. Хоть я и не нашел этому подтверждения, по словам одного пилота и начальника бывшего аэропорта г. Онега, рекорд высоты на АН-2 составляет 13000 метров, но на специальной обогащенной топливной смеси.


Вот так сверху выглядят непроходимые болота, которые отмечаются на карте длинными штрихами.


Если повезет с погодой, как мне один раз из четырех перелетов, то полет превращается в очень красивую прогулку. Расчалочное крыло во всей красе.


Пассажиры снимают полет. Это не очень просто, так как старое поцарапанное стекло сильно бликует, а местами просто мутное. Для съемок нужно изворачиваться, поскольку сидеть приходится спиной к иллюминаторам.


Летим со скоростью 170 км\ч, температура за бортом почти 20 градусов. Полетный час этого полувекового старичка стоит 42 тысячи рублей.


А вот так выглядит сам салон самолета. Дверь в кабину пилотов не закрывается. Багаж едет тут же. Половина пассажиров уже вышла, а до этого кое-кто даже не мог опустить ноги вниз из-за коборок и сумок в проходе.


На подлете к Пертоминску самолет делает вираж.


Аэропорт в Пертоминске. Короткая остановка, чтобы забрать груз, и снова поднимаемся в небо, летим дальше в Лопшеньгу.


Типичный берег в этих местах. Песчаные дюны, отвоевывающие место у леса и болот. Машины здесь иногда ездят, но прямо по песку близко к воде, там он плотнее. А для преодоления рек приходится забираться вглубь леса.


Очень симпатичная деревня Яреньга. Сюда самолеты не летают, я до нее потом специально дошел пешком из Лопшеньги по берегу моря около 20 км.


Перед посадкой в Лопшеньге снова делаем вираж над морем.


Вот оно - Белое море сверху. В такую погоду не очень-то белое :)


После непродолжительной посадки в Лопшеньге летим в конечную точку маршрута - Летнюю Золотицу. Пассажиров осталось совсем мало.


Снова заглянем к пилотам. Они уже готовятся к посадке, опять дергают рычажки и ручки.


В Летней Золотице самолет встречает пол-деревни. Кстати, никакого трапа нет и в помине, женщину с костылями затаскивали в самолет всем миром.


В Летней Золотице самолет стоит недолго. Выгрузились-погрузились и обратно. Поэтому если самолет прилетел на полчаса раньше, то на эти же полчаса раньше и улетит. Мало ли что у вас написано в билете.


Быстрая погрузка - и назад в Архангельск. До следующего самолета теперь 3 дня. Бывает и хуже, в некоторые деревни они летают только раз в неделю.


Аэропорт в Летней Золотице. На переднем плане - туалет. На заднем - неудачно приземлившийся месяц назад самолет и смявший в гармошку одно крыло. Вы что-нибудь слышали об этой аварии? Сколько таких было тут? К счастью, никто не пострадал.


Взлетно-посадочная полоса. В дождь она сплошь покрыта огромными лужами, из которых при посадке самолет поднимает тучу брызг.


Так получилось, что из Летней Золотицы я не смог улететь вовремя. После красивого заката, который я снимал до часу ночи, утро меня встретило ливнем и гнущимися к земле от шквального ветра деревьями. Но поскольку сразу рейс не отменили, а лишь откладывали то на час, то на полчаса, а с базы, где я остановился, связи с начальницей площадки не было, я выпросил ключи от аэропортовой избушки и обосновался в зале ожидания.


Вот здесь мне предстояло провести 6 томительных часов.


Долгих, нудных, скучных часов. Без термоса чая и поморского бальзама было бы совсем тоскливо.


Ну а поскольку просто так сидеть было скучно, я отправился исследовать "аэропорт".


Комната начальника аэропорта, или как тут называют, "площадки", находится на 2 этаже, куда надо подняться по лестнице.


Вот отсюда происходит связь с экипажем самолета, передаются разные сводки, а также продаются билеты. И хотя есть печка, зимой здесь наверняка очень холодно.


Почувствуй себя начальником аэропорта! Автограф на память.


Улетаю из Летней Золотицы в Лопшеньгу. Вид на деревню сверху.


Начальник аэропорта Лопшеньги встречает самолет.


Вывеске всего день. Нарисована силами начальника аэропорта. Вообще в подобных аэропортах начальник площадки один отвечает за все. И вывески рисует, и билеты продает, и самолеты ведет, и взлетную полосу косит, и аэронавигационные знаки мастерит.


Прилетели в Лопшеньгу. Здесь мне предстоит провести не один, как планировалось изначально, а целых три дня, раньше самолета не будет.


Ну а пока начальник площадки Илья Иконников вещает. Человек он, конечно, интересный, но жутко невезучий. У меня после общения с ним остались противоречивые чувства. Вроде бы и видно, что никого не хочет обидеть и всем стремится помочь, но именно из-за его ошибки меня так бесцеремонно ссадили с самолета в Пертоминске на обратном пути.


Вот он на рабочем месте. Хотя из главных инструментов тут лишь допотопная рация для связи. Компьютер уже его личный.


На стенах - инструкция по производству полетов, схема ориентиров видимости и старые переводные наклейки с самолетами.


После непривычно короткого разгона самолет снова поднимается в небо, чтобы лететь дальше в Летнюю Золотицу. Через полчаса он прилетит обратно, чтобы забрать пассажиров из Лопшеньги в Архангельск.


Солнце прорывается сквозь тучи и красивыми пятнами раскрашивает пейзаж.


В общем, АН-2 оставляет незабываемые ощущения. Совсем не похоже не полеты на больших самолетах. Все дрожит, самолет как живой, из окон сквозит, а при сильном ветре хорошая болтанка. Что в сочетании с конскими ценами на билеты и крестящимися перед взлетом пассажирами переводит эти полеты в разряд очень интересной экзотики.


Список всех частей отчета Летний берег Белого моря

Оформлено с помощью «Обрамлятора»

zeiss18/3.5, отчет/летний берег, зенитар16/2.8, ан-2, малая авиация, фото/пейзаж, zeiss85/1.4, canon5dmk2, canon35/1.4

Previous post Next post
Up