СУДЬБА ВЕТЕРАНА
Изъятая бандеровцами звезда Героя через 65 лет найдена в бункере украинских националистов
«При вскрытии бункера организации украинских националистов, расположенного на территории с. Гирка Полонка Луцкого района Волынской области, была обнаружена Золотая Звезда Героя Советского Союза № 4142, по установленным сведениям принадлежащая И.С.Килюшику». Об этом год назад сообщил в письме губернатору Иркутской области главный редактор «Волынской газеты» Волынской области Украины В.А.Данилюк. Иван Сергеевич Килюшик, который живет в поселке Шумском Нижнеудинского района, 65 лет назад был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, но так и не был признан героем.
Иван Килюшик с дочерью Галиной.
Село Остров
Он родился в 1923 году в большой семье, которая жила в селе Остров Ровенской области. Граница с Польшей была рядом, и Иван хорошо владел польским, русским языками, ну а третий был его родной - украинский. Весной речка Стыр разливалась и отрезала Остров от берегов.
Именно это в 1941 году и спасло его от угона в Германию - надо было строить мост, взорванный самими же немцами при наступлении. Староста посоветовал Ивану обзавестись семьей - женатых в Германию не угоняли.
Сосватали ему невесту из местных. Девушку звали Аней. В оккупации в 1943 году у них родилась дочь Галина. Когда в 44-м погнали немцев, Ивана призвали в Советскую армию. Обучали недолго, всего три месяца, а дальше на фронт.
Подвиг рядового
Их завезли в Белоруссию, в Городецкий район, а оттуда марш-бросок до Западной Двины. По ту сторону реки находились немецкие части. Снаряды летели с того берега беспрерывно. Все вокруг горело. Форсировать реку под шквальным обстрелом было невозможно.
Из книги генерала Белобородова «Освобождение Белоруссии, 1944 год»: «В начале июля при подписании наградных листов я от командира 235-1-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Лукича Луцкевича узнал, что в районе д. Гринево по собственной инициативе плацдарм захватили минометчики третьего стрелкового батальона 801-го стрелкового полка. Здесь, обойдя противника, сдержавшего батальон, к реке первым подошел минометный взвод под командованием лейтенанта В.П.Симона. Он с парторгом роты, старшим сержантом Ф.И.Каменевым, и рядовым И.С.Килюшиком, не ожидая подхода пехоты, на бревнах и других подручных средствах начал переправу через Западную Двину. На минометчиков враг обрушил шквал ружейно-пулеметного и артиллерийского огня. Но плот с отважными воинами подошел к берегу.
Смелой атакой они уничтожили трех автоматчиков и пулеметный расчет гитлеровцев. Отразив несколько контратак, Симон и его боевые товарищи обеспечили переправу всего взвода, который быстро занял круговую оборону. За проявленное мужество и героизм при исполнении воинского долга весь состав минометного взвода был отмечен правительственными наградами. Лейтенант В.П.Симон, старший сержант Ф.И.Каменев и рядовой И.С.Килюшик были удостоены звания Героя Советского Союза».
Ничего не забыл о тех днях 85-летний Иван Килюшик. Он помнит, как под покровом ночи, в проливной дождь они втроем отыскали старую лодку, погрузили в нее миномет, а когда поплыли, вынуждены были утопить его.
- Потом достали, - вспоминает рядовой стрелкового полка, - зато лопаты, оружие, каска были при себе. В итоге группировка немцев была окружена, один за другим они начали сдаваться.
- Дальше мы шли маршем, - говорит старый солдат, - за сутки преодолевали сорок километров. Шли по направлению к Литве. Немцы люто сопротивлялись.
Награда
Он помнит, что это был прибалтийский городок Шауляй. Политрук ходил от взвода к взводу, записывал фамилии и расспрашивал о месте рождения. И фамилию Ивана записали. Через несколько дней прошел слух: в дивизию прибыл маршал Белобородов. На следующий день после его прибытия была собрана вся дивизия.
- Белобородов подошел к нам. Вместе с ним его помощники. Нас было человек двадцать. Каждому из нас он приколол на грудь Золотую Звезду Героя Советского Союза. И каждого обнял. Потом, конечно, был обед со 100 граммами.
Их всех тогда отправили в отпуск. Добрался до своей деревни в Ровенскую область и Иван. Он держал маленькую дочку на коленях, на его груди красовалась Золотая Звезда Героя, родные не могли на него наглядеться. Сбежались в дом Килюшиков односельчане, расспрашивали, не встречал ли на фронте кого из их родных.
Плен и репрессии
Гости разошлись, но вся семья была еще в сборе, когда в дверь хаты раздался стук. И тут же в ее проеме появилась фигура в форме советского офицера. «Откуда?» - этот вопрос почти машинально промелькнул в голове Ивана. Странный гость с угрозой в голосе спросил: «Дезертир?» И тут же, вскинув автомат, приказал: «Собирайся!». Когда Ивана под дулом автомата вывели на улицу, то он увидел, что дом окружен бандеровцами. Молодой боец был нужен им для пропаганды: мол, смотрите, в наших рядах даже сам Герой Советского Союза. Ивана же бандиты предупредили: «Если сбежишь, вырежем всю твою семью. И женушку с дочкой не пожалеем». Когда возвращались в расположение, Звезду Героя забирали, а к бойцу приставляли охрану. Так он находился у бандеровцев несколько месяцев.
А потом Советская армия разбила отряды Степана Бандеры. Иван Килюшик в это время был глубоко в лесу - как всегда, под охраной бандитов. И однажды один из охранников сказал: «Уходи куда хочешь».
Измотанный и опустошенный Иван появился в родной деревне в марте сорок пятого года. Пробыл дома он недолго. Родные и порадоваться-то не успели толком тому, что он вернулся живой, как пришли за ним офицеры КГБ. Дальше по схеме: трибунал, срок десять лет - якобы за агитацию молодежи на службу у Бандеры. Это был уже сорок восьмой год.
Его отправили на Колыму, а родителей с детьми и его жену с малышкой - в Нижнеудинский район. Родители оказались в поселке лесозаготовителей Балакшин Бор. Анну же с маленькой дочкой поселили в маленьком селе, в стороне от поселка Атагай. Молодая женщина не выдержала и вскоре сбежала из Сибири на свою родину. Долгие недели добиралась на товарняках, с маленьким ребенком на руках, в родное украинское село. Не успела отогреться дома, как на нее донесли. Анну вернули в Сибирь, правда дочку она оставила на Украине у родных. Жена приехала к Ивану на Колыму, когда их дочери было уже восемь лет.
Первый День Победы
Иван Сергеевич держит в дрожащих руках портреты обеих своих дочерей. На них они еще совсем девочки. Темноглазая Галя и светленькая Таня. «Наша послевоенная», - ласково говорит отец.
- Папа и сейчас все помнит, не забыл своего командира, товарищей, - вступает в беседу Галина. - С мамой нашей ему повезло - она всюду следовала за ним и никогда не жаловалась. С Колымы мы приехали к папиным родителям в Балакшин Бор - старые они совсем были. А когда их не стало, мама сильно уже болела, я к себе их с папой забрала.
У Ивана Сергеевича четверо внуков и семь правнуков. В семидесятых годах военком Нижнеудинска отправил Килюшика на родину, чтобы он попытался там решить вопрос своей реабилитации. И после он ездил туда с женой дважды. Однако на родине не захотели помочь герою. А в 1972 году Президиум Верховного Совета вдруг издал указ о лишении Ивана Килюшика звания Героя Советского Союза.
О своей истории Иван Сергеевич молчал долгие годы. Однако слухи расходились по округе. Не все верили, что и в самом деле он герой войны. У него не было звания ветерана войны и удостоверения об участии в ней. Заинтересовалась его судьбой педагог школы поселка Шумского Людмила Кузьменкова, ныне она глава администрации. Она обратилась в военкомат Нижнеудинска, где уже имеется целая папка переписки по «делу» Килюшика. Она съездила в Иркутск в военную прокуратуру. Общими усилиями удалось добиться для Ивана Сергеевича звания ветерана войны. 15 июня 2005 года в администрации поселка Шумского ему было вручено это удостоверение. В тот год он впервые за шестьдесят лет был приглашен на празднование 9 Мая. Но по сей день живет в его ослабевшем сердце боль. За долгие годы его жизни она так и не прошла.
Людмила Черных, для «СМ Номер один»
[
www.pressa.irk.ru]
[
www.gorodokn.ru]