Очень часто мне приходят письма, содержание которых отражено в названии этой темы. Обычно пишут люди, уже состоявшиеся в жизни, имеющие профессию, заработок, но не получающие от этого всего удовольствия.
И я, наконец, решил написать краткий универсальный обзор подобных вопросов.
Первое. Возраст.
Ограничений по возрасту для поступления в летное училище в настоящее время нет. Но если у Вас уже есть образование, полученное за государственный счет, то второе образование - платное. Лайфхак - если есть полученное бесплатно высшее образование, то Вы претендуете на получение бесплатного среднего образования - в среднем летном училище, которое, как это ни удивительно, выпускает пилотов, ничем, кроме диплома от выпускников ВУЗов не отличающихся.
Возьмут ли Вас в компанию в возрасте 30+? Все зависит от факторов, действующих в конкретный момент:
- от авиакомпании;
- от дефицита/избытка кадров на рынке;
- от Вашей личной подготовки.
Да, это правда - многие начальники, родом из СССР, с недоверием смотрят на "возрастного выпускника". И при прочих равных скорее возьмут помоложе. Поэтому рецепт простой - Вы должны быть на голову лучше всех остальных. Тем более, что всякие молодецкие забавы, мешающие относится к учебе серьезно, Вы, скорее всего, оставили в прошлом - это Ваше бесспорное преимущество.
Потратьте время учебы с пользой!
(ссылка) Второе. Здоровье.
Многие в свое время успешно "откосили" от армии и имеют соответствующие записи по этому поводу.
Это проблема. Сами ее в свое время создали, сами теперь ее и решайте. Но при прохождении первичного ВЛЭК Вы должны быть признаны годными к несению воинской службы, иначе у врачей будет о-о-очень много вопросов.
Третье. Где учиться?
Сложный вопрос....
Чаще всего в этом возрасте остается лишь вариант платного обучения. Вариантов несколько:
- Российские государственные летные училища.
Дорого, длительно, и непонятно за что платишь деньги - в случае обучения на платной основе. Плюсом является то, что многие летные начальники с радостью примут выпускника Ульяновска лишь потому, что у него есть диплом установленного образца, закрыв глаза на все пробелы в обучении. При условии, что они, конечно же, способны будут эти пробелы увидеть - ведь они тоже выпускники той самой лучшей в мире школы.
- Российские частные летные школы. Например, Челавиа. с 2016-го года благодаря заботе Росавиации это потеряло актуальность.
Да, собственно, этим примером пока можно и ограничиться - это единственное место, которое сегодня на слуху и которое более-менее дает шанс не быть вежливо посланным работодателем. Мне не доводилось иметь дело с выпускниками этой школы, поэтому я не могу судить о качестве. Но тоже не дешево.
Правда, я общался с владельцем всего этого, и мне очень понравился его энтузиазм.
Минусом является то, что многие летные начальники с недоверием относятся ко "всяким шарашкам", под которыми они понимают все, что не УВАУ, СПбГУ, СЛУ, БЛУ или ККЛУ.
- Зарубежные летные школы.
Тут вариантов много, они различаются ценой, удаленностью от России и качеством. Мне доводилось иметь дело с пилотами, обучавшимися в США и Западной Европе - эти парни, надо признать, подготовлены на порядок лучше выпускников российских ЛУ ГА.
При том, что срок получения лицензии значительно короче, чем в российских училищах. И само обучение дешевле. Казалось бы - отличный вариант...
Но, к сожалению, не все летные начальники, а так же государственные чиновники готовы признавать обучение в зарубежной летной школе как получение "специального летного образования". Скорее всего, ничего у вас не получится - я бы даже сказал, что большинство из них не готово - после Казанской катастрофы в отрасли началась самая натуральная паранойя, зачистка и охота на ведьм. Из одной крайности ("Все дозволено! Каждый может быть пилотом!") перешли в другую ("Запретить всё. На всякий случай").
В общем, вряд ли ваше Оксфордское лётное образование восхитит какую-либо авиакомпанию. Им подавай бугурусланцев, да ульяновцев!
Четвертое. Ситуация в отрасли.
"Возьмут ли меня на работу?"
Я не знаю, в каком году вы читаете эту запись - потребность меняется по синусоиде, и вполне может быть, что такого ажиотажа, как это было в 2012-м году, нет. В СМИ много пишут о дефиците кадров - это на самом деле так, но, важная ремарка - как правило, речь идет о командирах. Кандидатов на должность второго пилота всегда хватает для того, чтобы был выбор. Правда, благодаря уже вышеупомянутой заботе Росавиациии, дефицит кадров нарастает и среди вторых пилотов.
Что я могу сказать однозначно - если Вы не попробуете, то на работу Вас не возьмут однозначно.
Когда я учился (это были 90-е годы), то вообще не было никаких перспектив. В 96-м году конкурс в Бугурусланское Летное составлял 3 места на 1-го человека! Повсюду шло активное разорение летных отрядов и сокращение пилотов. Зарплата?.. Нет, о таком не слышали.
Однако, имея золотую медаль, я принял решение связать жизнь с авиацией. Через много лишений и невзгод прошел, однако, ничуть об этом не жалею.
--==(о)==--
Так что, если у Вас стоит вопрос: "Стоит ли идти, а вдруг чего?" - то в этом случае Вы все ещё недостаточно сильно мечтаете стать пилотом ГА, и не мучайте себя, меня и остальных. Возможно, оно Вам и не надо - ведь это не такая уж легкая профессия, как может показаться на первый взгляд. Вы думаете, что будете работать пилотом - в белой рубашке водить большие самолеты по синему небу, а может оказаться, что служите ездовым псом, через невзгоды и неприятности первозящим пассажиров, не всегда хороших и вежливых, из пункта А в пункт Б.
Стоит ли ради этого менять жизненный уклад, рискуя значительно потерять в привычном качестве жизни в ближайшие годы?
Решать Вам, не мне!
продолжение темы:
Геноцид российских пилотов в российском небе. Что выбрать - Россию или США для обучения?