Выкатывания ВС. Риски, угрозы. Рекомендации по предотвращению

Apr 14, 2012 01:18

Недавно в Ростове выкатился наш В737-400 VP-BTA. Причем в условиях, когда вроде как и не должен был. Правда, выполнял он посадку на ВПП 22, печально известную своими выкатываниями - за год пять самолетов не смогли остановиться в ее пределах. Правда, в предыдущих случаях налицо были грубые нарушения правил летной эксплуатации - например, значительные перелеты. И даже выключение двигателей на полосе, как сопутствующий фактор.

ВПП 22 славится своим "бугром". С курсом 218 ВПП имеет положительный уклон начиная примерно с первой трети зоны приземления и, на удалении порядка 1000м переходящим в уклон отрицательный до конца ВПП. Боясь перегрузок (сколько о них писано, как и о причинах - традициях советского подхода) пилоты стремятся перелететь. В итоге - мягкая посадка, но только окончание пробега не там, где хотелось бы.


В нашем случае перелета не было, завышенной скорости не было, сцепление передавали 0.55 (после события замер такой же). Влажная ВПП. Самолет не должен был выкатиться согласно всем расчетам... но выкатился. Как в кино: "Газ полная, скорость третья.. А танк увяз".

Я участвовал в комиссии по расследованию. Не буду на этом останавливаться, сразу перейду к выводам и мыслям, которые появились.

Во-первых, как замеряют коэффициент сцепления? Его замеряют на удалении примерно 7 метров от оси (5..10 м по РЭГА РФ 94).

Ну а во-вторых, на таком удалении в зонах приземления данной конкретной ВПП бетон чистый. А вот в пределах 4 метров наблюдается достаточно большое скопление остатков резины. На большом протяжении. А ширина колеи В737-400 равна 5.23 метра, т.е. тележки движутся по 2.6 метра от оси. Вне зоны замерения Ксц.

Ну а в третьих, в конце пробега были найдены белые следы по линии торможения. Это  следы от эффекта "ревулканизации" резины, разновидность аквапланирования, которое имеет место былть на мокрых или влажных ВПП при блокировке колеса - резина нагревается, начинается процесс обратной вулканизации слоя резины, а влага под колесом превращается в пар, поднимая центр пятна сцепления ВПП.

И все это при Ксц 0.55 до и после события!

Много полезного для себя узнал. Мысли аккумулировал (постарался покороче) в очередном методическом материале.

Скачать материал

Почитать еще на эту тему на Skybrary.aero

Fly Safe, господа!

выкатывания

Previous post Next post
Up