- Привет! В Рияд?..
Вот этот молодой, не успевший еще загореть, парнишка, встретившийся со мной глазами и задавший вопрос, похоже, что и есть мой второй пилот. Ищет командира на рейс в столицу Саудовской Аравии. Что ж, парень, ты нашел меня! Обхожу длинный стол, ставлю сумку на пол, здороваюсь:
- Привет! Рад встрече. Меня зовут Денис, я из России.
- Рад встрече! Меня зовут Рияд.
Забавно! Летим с Риядом в Рияд. Парнишка тоже улыбается.
- Откуда ты родом, Рияд?
- Из Алжира.
- Алжир… - вспоминаю, с кем мне довелось летать из этой страны. - По-моему, у нас есть второй пилот Амели из Алжира? Я летал с ней пару раз… И еще экзаменатор, с ним я в Катманду слетал.
- Капитан Б.?
- Не-е, Б. - это слишком большой босс, чтобы летать со мной в Катманду. Я летал с обычным TRE*, седовласым. Знаешь его?
*TRE - (англ.) type rating examiner. Пилот-инструктор, экзаменатор.
Мой второй пилот кивает, улыбаясь.
- Давно в Оман Эйр, Рияд?
- Это мой третий рейс после проверки!
- Третий? Здорово! Добро пожаловать в Оман Эйр!
- Спасибо, кэптэн!
Достаю свой рабочий айпад из сумки, кладу на стол, включаю.
Айпад глючит. Вчера пришло письмо о необходимости обновления приложения Jeppesen Flite Deck Pro. Я, как дисциплинированный пилот, перед рейсом из дома запустил обновление… да только программа стала зависать.
- Рияд, у тебя получилось обновить планшет?
- Да, без проблем.
- А у меня что-то не так… Запускается и висит.
Рассказываю и показываю. В очередной раз перезапускаю обновление… толку нет. "Яблоко" зависло.
Чтобы не тратить время зря, иду к специально обученному специалисту - он сидит по соседству, в отделенной от большой комнатs дверью каморке.
- Салам аллейкум!
- У'аллейкум ассалам, кэптэн! Как дела?
- Спасибо, хорошо! Только вот Джепп Эф Ди Про что-то не хочет работать после обновления…
Если айпад не работает или вдруг ты его забыл - этот специалист как раз и обучен для того, чтобы выдать запасной, у него их в шкафу много. До сегодняшнего дня мне как-то не приходилось обращаться к нему за помощью.
Расписываюсь в получении нового огрызка технологий.
- Кэптэн, специалист завтра прямо с утра будет в офисе. Можете к нему обратиться.
- Спасибо, зайду!
- Хорошего полета!
Возвращаюсь к Рияду.
- Кэптэн, если вы не возражаете, можно мне глянуть ваш планшет?
- Да, конечно!
Второй пилот лезет в настройки.
- У вас геолокация отключена…
- Хм. Ну да, она в таком состоянии с первого дня, как мне девайс этот вручили, - говорю я, пока Рияд меняет настройки. Закончив, он запустил приложение… Опа! Все работает!
Развожу руками:
- Ты прирожденный айтишник, Рияд! Забавно, что до этого обновления проблем с обновлениями и в работе не было.
Из каморки высовывается специалист:
- Кэптэн, мне ответили из АйТи - надо включить геолокацию, тогда должно заработать!
- Спасибо, хабиби! Второй пилот уже решил эту проблему!
Улыбаясь, возвращаю ему запасной девайс. А ведь этот забавный эпизод довольно показателен. Не раз уже
говорил - пока программированием занимаются люди, безопасная беспилотная гражданская авиация невозможна!
* * *
Сегодня мы летим на "девятисотке" - Боинге 737-900ER. Специфическая модель, представитель третьего поколения семьсот тридцать седьмых - NG, next generation. Она на пару метров длиннее, поэтому изначально тяжелее и летит устойчивее. Л = Лайнер!
Пошаманив, конструкторы установили для нее увеличенные по сравнению с "восьмисоткой" взлетные массы - 85.1 тонн против 79 и 71.3 против 66.3 соответственно. И, что интересно, посадочные скорости на более тяжелой "девятисотке"… ниже, чем на меньшем собрате! Все 900ER уже в базовой комплектации имеют SFP - short field performance - так называемую "опцию для коротких полос". "Восьмисотки" такие тоже есть*, в моей предыдущей авиакомпании - Глобусе - их было несколько. В этой опции конструкторы немного "похимичили" с углами отклонения предкрылков, логикой их работы, с максимальным углом отклонения интерцепторов на земле. Двигатели быстрее переходят на режим наземной малой тяги… В сумме наличие SFP позволило снизить скорость на посадке, на взлете, а также уменьшить дистанции взлета, прерванного взлета и посадки. То есть, обеспечить возможность эксплуатации с коротких полос с бо́льшими весами.
*Точности ради, замечу, что есть такая опция и для остальных моделей Next Generation, -600 и -700, но мне на них работать не доводилось даже без опции.
Все замечательно, но даже на "восьмисотке" с SFP чувствуется, что поведение самолета изменилось - при приземлении он куда охотнее "хлопается" о землю, стоит лишь прикоснуться к ней колесами - это следствие увеличенного угла отклонения интерцепторов, щитков на верхней поверхности крыла, которые, открываясь на большой угол, резко сбрасывают подъемную силу. А на 900ER к этому добавилось еще и то, что самолет весьма охотно реагирует на установку малого газа перед приземлением. Как любят говорить старички, воспитанные на одном критерии летного мастерства, мягкой посадке: "Где малый газ поставишь, там и сядешь!" Правда, говорили они это про "четырехсотку"*… с чем я никогда согласен не был. А вот скажи они это про "девятисотку" - поддержал бы тремя руками!
*Боинг 737-400 - самая длинная и тяжелая модификация Б737 второго поколения, "классического".
Ибо так и есть. Стоит "на автомате" лихо, по-"восьмисоточному", поставить малый газ - если, например, самолет поддуло перед приземлением, и он не изъявляет желания садиться, - и "девятисотка" охотно идет вниз. Тянешь штурвал на себя, а ожидаемой (опять же, по опыту тысяч посадок на "восьмисотке") реакции нет. А дальше тянуть боишься - ведь "девятисотка" длинная, и на ней повышен шанс ударить хвостом о твердь земную!
Уж лучше ударить колесами.
А там еще и интерцепторы лихо открываются, допечатывая самолет к ВПП. Бумс! И вроде не грубо, "в Т.У.", как говорится, но неприятно.
Тем не менее, иметь опцию SFP приятно - скорости уменьшаются чувствительно, примерно на семь узлов. Пилоты А320, приходя на 737, поначалу ужасаются нашим скоростям на посадках. Говорят, что для них 135 узлов было много! Ну а для нас и 150 привычно*, не рекорд. Но все ж хотелось бы помедленнее, особенно, в аэропортах с крутой глиссадой.
*250 км/ч и 278 км/ч соответственно.
- Рияд у тебя есть опыт полетов на "девятисотках"?
- Нет, кэптэн.
- То есть, сегодня ты впервые полетишь на ней?
- Нет, нет! Я летал на вводе, один раз. Я подумал, ты имеешь в виду "есть ли у меня достаточный опыт". Его нет. - смущенно улыбается.
- Раз летал, значит опыт имеешь! - ободряю парня. Добавляю: - Ведь тебе рассказали, наверняка, о нюансах полетов на ней?
- Да… Не торопиться ставить малый газ на посадке.
- Ну и отлично! Ты знаешь о ней всё!
Углубляюсь в документацию. Погода обещает быть неплохой, но временами прогнозируются грозы. Гро-о-озы! Хех! Я настолько редко сталкивался с ними за этот год, что даже при всего-то "временами возможно грозы" в прогнозе сердце пристукивает. А ведь на протяжении стольких лет это было летней рутиной…
Ну-ну, "рутиной!" Не лучшее слово для описания московских летных гроз!
- Рияд, кстати… А ты летал в Рияд?
- Нет, еще не летал.
- Ну и ладно. Там нет ничего особенного. Разве что руление после посадки долгое. Погода, как я вижу, неплохая… Только грозы временами обещают. Ветер на эшелоне встречный за сотню узлов - ну, для зимы в этом регионе это нормально. Зато летом почти штиль. Здесь хорошо работается - "шит" встречается очень редко.
Это правда. "Шит" за два года попадался мне лишь несколько раз, на порядок меньше, чем за одно московское лето.
Редко, но встречается.
Ма-а-аленький такой "шит".
* * *
- Привет!.. Привет! Рад видеть!.. Привет!
Удерживая на лице самую дружелюбно-счастливую улыбку, обхожу стол в комнате для брифинга проводников, пожимая руку встречающимся по пути кабинным коллегам. Дохожу до старшего, знакомый парень-оманец, моего возраста. Только постройнее - на своей работе они сидят несколько поменьше, чем мы.
- Рад тебя снова видеть, Волид!
- Я тоже, кэптэн!
Занимаю место во главе стола. Ловлю на себе заинтересованные взгляды пяти пар глаз. Приступаю:
- Мы очень рады быть вашими пилотами на этом рейсе в Рияд. Меня зовут Денис, я из России.
Глазами передаю эстафетную палочку своему второму пилоту.
- Рияд, из Алжира…
- Волид, Оман…
- Джессика, из Тайланда…
По очереди каждый представляется. Продолжаю:
- Летим в Рияд два часа двадцать минут, на эшелоне три четыре ноль. Обратно - час сорок и три три ноль…
Оттарабаниваю стандартные фразы, кои я наловчился произносить чуть ли не с гарвардским акцентом - из полета в полет одно и то же, язык независимо от мозгов работает, с каждым разом все оборотистей. А ведь поначалу было непросто… Запинался, бывало… Ну а кто с первых дней в новом качестве чувствовал себя в своей тарелке? Мне подобные гении еще не попадались, а выборка за годы инструкторской работы была большой.
Едем в аэропорт.
* * *
Самолет на месте, но пассажиры, которых он привез, только-только начали выходить. Ждем.
Наконец, необходимые формальности завершены, сотрудница аэропорта открывает стеклянную дверь, отделяющую "накопитель" от телетрапа.
- Шукран! - благодарю девушку, получая улыбку миндальных глаз в ответ.
Приветствую поднимающийся навстречу прибывший экипаж - молоденький араб с одной полоской шевронов. Это стажер, проходит программу ввода в строй. А чуть позади идет командир - это его инструктор.
- Привет! Как самолет?
- Все хорошо. Разве что здесь на осмотре обратили внимание на проплешину на четвертом колесе. Должны заменить.
- Понял, спасибо! Хорошего отдыха!
- Безопасного полета!
Захожу в самолет, шагаю в кабину, вешаю на "прищепку" фуражку. Снимаю китель, аккуратно размещаю его в тесном кабинном гардеробе на вешалке. Фиксирую сумку ремнем слева от своего кресла, предварительно достав из нее желтую жилетку, фонарик и айпад. Планшет пусть пока полежит на кресле, а жилетку надеваю, фонарик кладу в карман - предстоит осматривать лайнер. Но пока что беру увесистый том бортового технического журнала и иду в салон бизнес класса - изучать, - освободив нашу тесную кабину для того, чтобы второй пилот мог начать выполнение своих процедур.
Листаю логбук. Дэйли чек* выполнен вчера… отлично. В предыдущих полетах замечаний не выявлено, если не считать известной мне проплешины и замены какого-то другого колеса, состоявшегося пару рейсов назад. Смотрю лист отложенных дефектов - их нет, все старые, что были, закрыты подписями. Кроме одной: "Просьба экипажу - выполнить автоматическую посадку с записью в журнале о результате". Ну да, сейчас середина февраля, в начале и посередине каждого месяца нас просят проверить работоспособность системы автоматической посадки. Предыдущий экипаж не закрыл эту запись (специально проверил еще раз). Похоже, что придется нам…
*Daily check (англ.) - один из видов периодического технического обслуживания самолетов. На Боинге 737-800 выполняется не реже, чем через каждые 48 часов (с некоторыми исключениями).
Предложить выполнить автопосадку второму пилоту в обратном полете в Маскате? Весьма соблазнительно! Он на капризной "девятисотке" не летал толком, а тут такая возможность под благим предлогом не дать ему ни одного шанса показать свое "мастерство"! Аж передернуло от такой подленькой мысли! Брр!
В прошлой жизни мне дюже противны были капитаны, которые летали по принципу: "Туда лечу я, обратно ты, автоленд. Мне проблемы не нужны". Моему второму пилоту как раз-таки нужна практика посадок на "девятисотке" - их в парке всего пять, и попадаются они нечасто. В общем, без вариантов - придется (если условия позволят) выполнять автопосадку на моем "участке" - в Рияде.
Возвращаю журнал в кабину, выхожу на телетрап, толкаю тяжелую дверь, ведущую на перрон, на лестницу, мысленно заткнув уши… но нет, именно на этом телетрапе сирена не звучит, если кто-то открывает дверь без прикладывания специального пропуска к магнитному замку. Обошлось без музыки, без "саундтрека нового аэропорта", как шутя я называю эти визги.
Любую дверь в новом вокзале можно принудительно открыть без магнитного ключа - это сделано в целях противопожарной безопасности. Однако, несанкционированное открытие приводит к истошному реву сирены. В первые месяцы, когда аэровокзал приходил в себя после открытия, двери периодически глючили, и то тут, то там, звучала эта "музыка".
Спускаюсь вниз, в прохладу февральского оманского вечера (+21!).
- Привет, брат Браво Танго! - традиционно приветствую нишу переднего шасси.
Неспешно обхожу бродягу, поглаживая его бока лучом фонарика. Дохожу до правой стойки шасси, подсвечиваю колеса… На верхней точке внешнего пневматика красуется одинокая залысина, не глубже первого слоя корда. Хмыкаю. В прошлой жизни на такую мелочь и внимания-то не обратили бы, вот еще - менять, когда пассажиры уже столпились перед трапом! Время терять!
С такой протертостью можно лететь. Но если протрется второй корд, то такое колесо пойдет на свалку. А так - его можно отремонтировать и снова эксплуатировать. Не раз уже отмечал в своих рассказах, как меня поначалу удивляло идеальное состояние пневматиков на наших самолетах. Теперь я к этому привык, а в глаза бросаются проплешины вроде этой потеряшки.
Заканчиваю осмотр, поднимаюсь на телетрап. На входе в него сталкиваюсь с инженером. Здороваемся.
- Кэптэн, вы ничего не заметили на осмотре?
- Заметил. Похоже, что колесо будете менять?
- Да, новое только что подвезли.
Не удивлен. Здесь это работает как часы. Минут пятнадцать - и новое колесо будет красоваться по соседству с чуть более старым.
А вот и наши дорогие и уважаемые пассажиры подоспели. Заходят в самолет, который чуть-чуть присел на левую стойку - потому что правую приподняли домкратом, чтобы поменять раненую шину. А мы с Риядом привычно готовим самолет к вылету.
* * *
Заменили колесо вовремя, но тем не менее у нас задержка - один пассажир не явился на посадку, пришлось искать его багаж. Лететь с багажом неявившегося пассажира, понятное дело, нельзя - небезопасно. Вдруг это не рассеянный потеряха, а злобный террорист?
От нечего делать запросили через
ACARS сводку фактической погоды в Эр-Рияде. "Дин-Дон!" - звучит колокольчик, информирующий о том, что запрос исполнен. Смотрим: ветер под 15-ю полосу, боковой. Видимость хорошая, облачность на высоте… на порядочной высоте. Погода выглядит неплохой!
Наконец, в кабину прибегает агент, показывает наклейку с найденной сумки, сама сумка демонстрируется нам снаружи, со стороны второго пилота. Второй пилот подтверждает, что видит багаж. Вручаю агенту подписанные перевозочные документы, благодарим друг друга. Уходит.
В кабину заглядывает Волид:
- Кэптэн, можно закрыть дверь?
- Можно! Приятного полета!
- Сэйф флайт!*
*Safe flight (англ.) - в данном случае пожелание безопасного полета.
Продолжение следует
Летайте безопасно!
Мой инстаграмМой канал на YoutubeКанал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен
Избранные рассказы о полетах:
"Путешествие раненого Фокса" "Казанский треугольник" "Побег из Нижнего Новгорода" "9/11. Или что делает профессию пилота нескучной" "Орднунг по-немецки. Приключения российских пилотов в небе Германии" "Нескучный полет в Салалу" "Катманду" Начало карьеры:
"Романтика прошедших лет. Химические полеты" "Ту-154, Норильск и коммерция" Рассказы об учебе автора блога на пилота:
"Вся жизнь мечта! Вся жизнь полет!" "Академия ГА. Реалии и воспоминания" "Истории из жизни "зажравшихся пилотов" Эти и другие рассказы о лётной работе на канале
Небесные истории Об авторе Мой инстаграм Мой канал на Youtube