Сегодня, стоя в супермаркете, заметил маму с дочкой, которые тщательно выбирали колбасу. Дочь вручала маме палочку сервелата, мама же утверждала, что нужно что-то приличнее, ведь они собираются класть ее с корзинку с куличами и яйцами, приготовленными для освящение в храме.
Помню как несколько лет назад я был перед Пасхой в Святогорской лавре, обедал я в трапезной для паломников. Еще был пост, а потому обед был довольно скудным, какой-то мутный суп на первое, несколько вареных картофелин и бурачок на второе. И как разительно все поменялось в день Светлого Христова воскресения. И дело не только в еде, попадавшей на столы, а то была уже праздничная трапеза, но в людях, которые гораздо больше разговаривали, улыбались, христосовались и делились друг с другом своими куличами.
Еще один эпизод был связан, наверное, с одной из самых необычных празднований Пасхи в моей жизни. В тот день я пошел с отцом Александром в донецкую колонию номер 124, где впервые за последние 6 лет должны были провести торжественное освящение куличей на центральном плацу. Вышла на улицу практически вся колония, большая часть из этих людей никогда не приходила в православный храм на территории, но хорошо, что вышли хотя бы сюда. Мы привезли прихожанам храма куличи, крашеные яйца. Прихожан было немного, человек 30, с ними совершили молебен, те, кто готовился с исповеди и причастию, смогли это сделать. Потом все происходило на улице. Заключенные приносили свои нехитрые пожитки и ставили их перед собой. У кого-то это были огромные ящики с множеством куличей и других продуктов, но в памяти у меня остался один наш прихожанин, перед которым лежал маленький пакет с несколькими печеньками, яблоком и небольшим куличом из тех, что мы привезли. Но вы бы видели радость в его глазах, уверен, что это была важная праздничная трапеза в его жизни. К слову, до конца своего срока, он старался всегда приходить в тюремный храм на службы.
Еще одна необычная трапеза, связанная с Пасхой, ждала меня в монастыре в Никольском, куда я попал с парой знакомых на Светлой седмице. Прогуливаясь по территории, мы помнили, что есть трапеза для паломником и пытались найти, где она проходит. Открыв одну из дверей, мы попали в большой зал, где монахи смиренно ели обед. Мы извинились и хотели выйти, поняв, что нам в другую трапезную, но нас усадили за стол, где мы смогли попробовать монастырской еды. Это была удивительная трапеза, на первый взгляд ничего необычного, но все было предельно просто и вкусно одновременно. В то время, когда все активно стучали ложками, негромко переговариваясь, один из монахов читал фрагмент из «Жития святых». Особенно меня удивил кусок чего-то белого на тарелке, я долго не мог понять, что это такое, пока не услышал: «А почему мороженое не берете?». Это оказалось обычное мороженное, которое внесло пару ярких красок в невероятно теплый апрельский день. Сегодня в рубрике не будет рецептов, в каждой семье есть свои сложившиеся традиции, да и не еда - главное в Пасхе. Это замечательный праздник Воскресения Христова, новой жизни, и символично, что он проходит всегда весной, когда биение этой самой жизни ощущается наиболее сильно. Хочу поздравить вас, мои читатели, со Светлым Христовым воскресением. Пройдет совсем немного времени, и мы будем приветствовать друг друга: «Христос воскресе!».
Хочу только напомнить, что выбирая хорошее место для празднования, для того, чтобы разговеться после поста, обратите внимание на
таверну гриль «Охота на зайцев», при поддержке которой выходит моя субботняя рубрика. В этой
таверне, расположенной в Донецке по улице Федора Зайцева 46в, умеют принимать гостей, отпуская их в конце вечера накормленными и отдохнувшими. Сам хожу и вам рекомендую. Хорошей и светлой Пасхи вам, друзья мои. С праздником!