«Большой побег» («The Great Escape»)

Dec 20, 2010 13:25



Попался мне недавно голливудский фильм 1963 года «Большой побег» (« The Great Escape»). Посмотрел я на актёрский состав и удивился: сплошь звёзды из «Великолепной семёрки» - Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Кобурн. Почему удивился? Да потому, что «Семёрку» знают все, а про этот фильм я никогда не слышал. Решил восполнить пробел.

Ну, что вам сказать? Фильм о войне. При просмотре становится ясно, почему он так и не стал у нас популярен. Не к таким фильмам о войне мы привыкли. Но - по порядку.

Попавших в плен британских и американских лётчиков собирают в один лагерь, находящийся в ведении Люфтваффе. Упоминается, что эти лётчики неоднократно предпринимали попытки к бегству, поэтому новый лагерь - особо строгого режима. Полковник Рэмси, старший у военнопленных, поясняет коменданту лагеря, полковнику фон Люгеру: «Долг каждого офицера попытаться убежать из плена!» Люгер грустно понимающе кивает головой, явно забывая, что у него тоже есть обязанности, как у коменданта: не допустить побега заключённых.

Прибыв на место, бравые пилоты разбредаются по лагерю и прикидывают, как можно убежать. По территории проходят бородачи в шинелях и высоких папахах: это русские идут валить лес. Чарльз Бронсон тут же ныряет в их строй, просит у «товарисча» шинель, берёт топор и вместе с толпой шествует к выходу. Но на выходе стоит фэйсконтроль, который без труда отличает цивилизованного пилота от заросшего русского мужика и просит его вернуться обратно в лагерь.

Тут же несколько молодцев видят припаркованные грузовики с еловыми ветками, залазят в них и прячутся, но фэйсконтроль опять не дремлет. Один русский был настолько суров, что шёл валить лес вилами, вот у него-то контролёр позаимствовал инструмент и давай тыкать ими в содержимое кузова грузовика. Тут же оттуда, игриво улыбаясь, выбрался пилот, свистнул, и остальные тоже повылезали с такими же счастливыми улыбками. Их так же вежливо попросили вернуться. Хулиганы, итить их мать.

Американского пилота, которого играл Стив Маккуин, звали «Король карцера», потому что он постоянно расстраивал немцев: хамил им, грубил, издевался и вообще, как мог, дрочил судьбу. Грустные немцы не знали, что с ним ещё делать и постоянно направляли в карцер. Американский зритель может в ужасе воскликнуть: «Но ведь в карцере не давали кока-колы!» Да, друзья, таковы были жестокие реалии той войны. Но, к счастью, немцы разрешали американцу проносить с собой в карцер бейсбольную перчатку и мяч, он их всегда брал с собой, чтобы развеять скуку. Бейсбольной биты, правда, у него замечено не было - наверное, лежала в прикроватной тумбочке.



Пилотам присылали посылки с родины, в которых был шоколад, консервы, кофе - всё это хранилось у них среди личных вещей. «Зачем он скупает столько картошки?» - спрашивали заключённые друг друга про американца. Ответ оказался прост: он гнал самогон к празднику 4 июля, и когда наступил День Американской Независимости, герой вышел на середину лагеря, поднял на флагштоке американский флаг, выволок две огроменные бутыли самогона и начал поить всех желающих. Немцы всё это видели, но подойти, видимо, стеснялись.



Всё это время пилоты готовили побег. У вас может возникнуть вопрос: зачем вообще надо было бежать из этого санатория? Я тоже до поры до времени не понимал, пока полковник не пояснил: «Мы убежим, и немцы пустят все силы, чтобы нас поймать, а фронт тем самым ослабнет!» Сразу вспомнился анекдот про неуловимого Джо, который не потому неуловимый, что поймать никто не может, а потому, что он на хрен никому не нужен.

К побегу подготовились основательно. Бежать должны были 250 человек, каждому сделали поддельные аусвайзы, сшили комплект гражданской одежды. Рядом с бараками, в которых делались подкопы, проводили репетиции хора, чтобы заглушить шум работ, а рядом разбили грядки, на которые таскали землю из вырытых тоннелей. Но немцы то ли были настолько наивными, то ли им всё было глубоко по фигу.

И вот, в ночь побега к бараку, в котором был вырыт подкоп, стали стекаться люди в костюмах, шляпах, с портфелями и даже чемоданами! В общем, все 250 уйти не успели, но 76 ушли. После чего в барак зашли немцы, погрозили пальцем, сказали «Ай-ай-ай» и строго-настрого запретили убегать. Почти всех сбежавших без труда выловило Гестапо, так как цивилизованные пилоты сразу пошли - куда бы вы думали? - правильно, на железнодорожную станцию! Предел фантазии.

Гестаповцы устало поглядели на наглецов и… расстреляли. Вот честное слово, при просмотре возникла мысль: ну хоть одна организация у немцев работала нормально.

А в лагере что? Комендант построил всех заключённых, произвёл поверку. Он спросил: «Сколько не хватает? А, семьдесят шесть? Ну, вольно, разойдись.» А когда он узнал, что Гестапо расстреляло пленных, едва ли слезу не пустил.



Я понимаю, что фильм снят на основе реальных событий, что были такие пилоты, которые сбежали из плена, были пойманы и погибли - их подвиг я ни в коем случае не умаляю. Но этот фильм, снятый незадолго после войны, наглядно показывает тогдашнее отношение американцев ко Второй Мировой - как к весёлому приключению. А немцы показаны чуть ли не коллегами, даром что со вражеской стороны: гуманными и справедливыми. Гораздо позже пришёл Спилберг и немножко намекнул, что, собственно, во время войны всё было не очень-то весело и красиво.

Резюме: не рекомендую нашим зрителям. По родственной теме рекомендую «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».

цинично, циничный пересказ

Previous post Next post
Up