С запозданием, но всё же посмотрел «Лето» 2018 года. Ну, тот самый, «фильм про Цоя». Смотрел, не читая отзывы в Интернете, не зная, кто его снял, не имея ни малейшего представления об истории создания фильма.
Я «киноман» с 30-летним стажем. Первые песни «Кино», которые появились у меня - «Группа крови» и «Война», я слушал ещё на стареньком бобиннике))) Тут вот пишут - реальный всплеск интереса к творчеству группы «Кино» появился после гибели Виктора Цоя. Я на секунду призадумался - а не так ли было в моём случае? - но тут же пришёл в себя - чувак, да ты же на его концерт специально ездил! Да, это было в январе 1990-го, в Красноярске. Посчастливилось.
(Фото сделал я).
Да, ранние альбомы группы «Кино» появились в студиях звукозаписи маленького сибирского городка уже после 90-го года. До сих пор в памяти свежо счастье обладания очередным альбомом))) Домашних я, наверное, замучил нескончаемым Цоем из колонок, но две мои младшие сестры до сих пор любят его песни)))
Вернёмся к фильму. Фильм мне понравился, так сказать, пришёлся по душе. Не знаю, сыграла ли решающую роль в этом музыка, звучащая в фильме - песни, знакомые с первых аккордов, или какая-то особая атмосфера фильма - но «послевкусие» просто отличное. Заряд позитива с лёгким налётом ностальгической грусти.
Фильм я бы сравнил со «Стилягами», только «Стиляги» по сравнению с «Летом» - попса, на мой взгляд. «Лето» получилось гораздо более «породистым» фильмом. Плюс «Стиляги» были зашкварены политотой. В «Лете» есть тоже «политические приметы времени» - персонажи спорят, например, какую фразу раньше услышат из новостей - «очередные сто тонн» или «дорогой Леонид Ильич». Но в «Лете» это как раз не выглядит желанием «пнуть совок», это органично вписывается в антураж. Я из детства помню, что мои бабушка и дедушка, например, тоже относились к престарелому вождю с изрядной долей скепсиса.
Исполнители главных ролей. Рома «Зверь» в роли Майка Науменко. Скажем так, справился отлично. Единственное, что мой глаз оказался настолько замыленным группой «Звери», что передо мной на экране постоянно был непонятно кто - то ли Рома, то ли Майк. Если честно, хотелось бы на эту роль не столь примелькавшееся лицо, но это сугубо субъективно. Далее. «Боб», он же БГ - Никита Ефремов. Похож, чёрт! Виктор Цой - Тео Ю. Как заявил Скептик, глядя в камеру - «Не похож!» - чем вызвал у меня бурю веселья. (Несомненно, персонаж Скептика - одна из козырных находок фильма). Подумалось - «неужели нельзя было найти более похожий типаж?» Но вот экранный «Цой» запел «Мои друзья» и как-то вопрос снялся сам собой. Я решил, что этого парня пригласили на роль Виктора за то, что он очень талантливо исполняет его песни. (Некоторые вообще решили, что в фильме звучит фонограмма в исполнении самого Виктора Цоя, но я-то, затеревший до дыр кассеты с «Кино» не мог не заметить талантливого воспроизведения, близкого к оригиналу). Так вот! К моему удивлению оказалось, что Тео Ю - германский киноактёр корейского происхождения, притом ни хрена не говорящий по-русски! Озвучил его Денис Клявер, а пел за него талантливый якут Пётр Погодаев! Зачем нужно было так заморачиваться с главным актёром - одному режиссёру известно.
Итак, краткий итог - технически фильм мне ОЧЕНЬ понравился. А вот что не очень понравилось, так это то, что сюжет фильма был составлен на основе воспоминаний Натальи Науменко, жены Майка на тот момент. Короче, поясняю: в основе сюжета лежит как бы взаимная любовь, вспыхнувшая между Цоем и Натальей. Тут же страдающий ревнующий под дождём Майк, в то время, как его жена и Цой страстно сосутся. Нет, в пошлость фильм не скатился, однако ощущения были не вполне приятные - «зачем я на это смотрю и зачем это сняли?» Скажу больше - в воспоминаниях Натальи они вообще там прилюдно целовались, а свою будущую жену Марьяну Цой якобы и не любил вовсе, а с неохотой женился, чтобы та отмазала его от армии.
Сразу вспомнился недавний скандал с Натальей Варлей, которая заявила, что Гайдай жаждал её комсомольского тела.
Стоп. Один мой умный знакомый сказал: «Если я покупаю вкусный хлеб, мне совершенно неважно, с кем спит булочник». Мы любим творчество Виктора Цоя, но зачем нам знать, что он когда-то, будучи 19-летним юнцом, сосался с чужой женой?! Можно было «взять рашпиль» и отхерачить у этой истории все выпирающие углы, чтобы она стала невинной, как песня «Восьмиклассница». Увы, не вышло, переперчили.
Если на то пошло, почему бы не снять исторический фильм о том, как Цой героически косил от армии в психушке? Вполне себе известный факт, имевший место быть. О, даже название у меня есть - «Пролетая над гнездом «Кукушки».
Нет, ребята, далеко не всё стоит обнародовать и экранизировать. Некоторые факты кому-то будет узнать неприятно, а кого-то они вообще могут оскорбить.
Но - что снято, то снято. А когда я узнал, что режиссёром фильма является Серебренников, я расстроился, потому что по ошибке спутал его с Красовским, снявшим «комедию о блокадном Ленинграде». Наверное потому, что оба замешаны в скандалах. Несмотря на это, я всё равно собирался похвалить фильм, а когда понял, что это разные люди, то мне сразу полегчало)))
Любопытно, что свой фильм о Цое собирается снять Алексей Рыбин, чья книжка «Кино» с самого начала» стоит у меня на полке. Будем с нетерпением ждать результата.
И ещё одна новость, но уже плохая: небезызвестный Алексей Учитель тоже давно вынашивает идею снять фильм на эту тему. И, зная его маленькие, так сказать, слабости, страшно себе представить, что же там будет. Как минимум Цой Учителя будет сосаться с самим Майком, а не с его женой...