Пленный фрезеровщик Алексея Учителя

Jul 22, 2009 14:10



Режиссер: Алексей Учитель

В ролях: Вячеслав Крикунов, Петр Логачев, Ираклий Мсхалаиа, Сергей Уманов, Тагир Рахимов

Год выхода: 2008

Производство: Россия / Болгария, Camera

Начитавшись противоречивых отзывов о фильме, решил сам посмотреть и сделать выводы. Посмотрел. Реакция однозначная - злость и ненависть. Попытаюсь рассказать, что я увидел, передать свой взгляд на фильм.

Итак, фильм начался. Едет колонна, её обстреливают, двух солдат посылают за подмогой. Злой подполковник, между делом приторговывающий оружием с боевиками, своих людей дать отказывается и советует поймать пленного, который хорошо знаком с местностью. Перед заданием бойцы разнообразят свой досуг: болтун Вовчик «шпилит» сисястую девушку Настю, а немногословный Рубаха садится кушать. Возможно, ему просто девушки не нравятся (как заподозрим мы немного позже), а возможно - не время сейчас, вот закончится война, тогда все «шпили-вили» будут. Пока что в фильме всё ровно.



Талантливый кинолог готовит собачек к облаве, не кормит их, чтобы те были злее. Командует голодной своре: «Тихо!» и «Голос!» Собачки, несмотря на голод и недовольство, слушаются. Вспоминается анекдот про крокодилов в цирке: «А ты знаешь, как нас здесь пиздят…»

Вот и операция по блокированию и захвату банды. Всё грамотно, чеченцы в ужасе бегут, теряя кал и боевиков. Рубахе посчастливилось догнать и сбить с ног молодого юношу. Тут-то и начались подозрительные странности. Вместо того, чтобы глядеть на врага глазами загнанного зверёныша, юноша роняет томные взгляды и призывно приоткрывает пухлые губки, типа «Если тебе одиноко, позвони мне…»



Друзья ведут пленного в расположение, где майор (он же кинолог по совместительству) восхищается: «Ишь ты, какой красавец! Я его у вас заберу, дам другого!» (Возможно, майор до этого торговал на Птичьем рынке щенками кокер-спаниелей.) Но Рубахе до того пленный понравился, что он принимает самостоятельное решение и убегает с Вовчиком и пленником к колонне, которая ждёт помощи.

До колонны путь неблизкий, путники делают привал. Рубаха разогревает на костре тушёнку и ласково предлагает чичу, но тот - гордый, не хочет. «Если он поест с нами, он не сможет нас убить», - поясняет Вовчик.

Вот на пути преграда: водный поток по колено. Вовчик быстро перебирается на другой берег, Рубаха советует пленному снять штаны, чтобы не замочить. Но гордый сын Кавказа лишает Рубаху и зрителей сомнительного удовольствия мужского стриптиза своим отказом. Он идёт вперёд и прыгает в поток, пытаясь уплыть. Рубаха отлавливает беглеца и заботливо переносит его на руках, вместо того, чтобы протащить за собой, схватив за загривок.



Вовка писает и смеётся, игриво крича пленному: «Ты чего подглядываешь?»

Бойцы узнают, что пленника зовут Джамал, что на языке гор значит «красивый». «Ты и правда очень красивый», - трогательно признаётся Рубаха. В этом моменте все зрители-геи должны расплакаться в умилении.

По пути им попадается деревня, в которой боевики держат пленного русского солдата. Поначалу Рубаха планировал обменять на него Джамала, но солдата убивают.

Рубаха достаёт из вещмешка вязаные шерстяные носки и дарит их пленному, «чтобы шёл быстрее». Дать ему пару хороших пиздюлин, чтобы тот шёл быстрее, ласковый солдат не догадывается. (Вполне возможно, что сообразительные бойцы даже предложили для увеличения скорости подопечного сделать тому минет, но, к сожалению всё тех же геев-зрителей, этот эпизод остался за кадром.)

«Ты усынови его!» - шутит над Рубахой Вовка. «Ага, а лучше - женись», - невольно вырывается у зрителей.

И - финал. Путники спрятались в кустах в опасной близости от проходящей мимо банды боевиков. Двое бандитов остановились прямиком напротив их укрытия и стали что-то лопотать, часто приговаривая «Джамал, джамал». То ли вспоминали нашего красавца, то ли делали комплименты друг другу (ведь как мы теперь знаем, «джамал» - значит «красивый».) И в этот момент пленный вдруг начал проявлять беспокойство. Ну, Рубаха взял да и придушил его.

Красивый горный пейзаж, печальная кавказская песня, конец фильма.



Что хочется сказать. Сам я не участвовал в боевых действиях, не довелось. Но я разговаривал не с одним ветераном чеченской войны, в том числе с Женькой, моим одноклассником, который участвовал в кровавом штурме Грозного в 1995-м. И этот фильм я считаю плевком в душу этим ветеранам.

Они рассказывали о той войне. О москвичках-снайпершах, воевавших на стороне боевиков и о том, как эти девочки попадали в руки нашим. О том, как черствеет душа человека на войне. О том, что порой приходилось убивать женщин и детей, когда не оставалось другого выбора.

И никто из них, слышите, никто не рассказывал о красоте пленных чеченских юношей.

Где вы, защитнички Учителя? Будете опять рассказывать, что никакого гомосексуального подтекста в фильме нет, это всё лишь мерещится воинствующим гомофобам? Чушь! Фильм снят по рассказу некоего Владимира Маканина «Кавказский пленный», написанному ещё в 1994-м году. Нате:

«…лицо юноши уже не удерживалось долго перед его глазами лицо распадалось, едва возникнув. Оно размывалось, утрачивая себя и оставив лишь невнятную и неинтересную красивость. Чье-то лицо. Забытое. Образ таял. Словно бы на прощанье (прощаясь и, быть может, прощая его) юноша вновь обрел более или менее ясные черты (и как вспыхнуло!). Лицо. Но не только лицо стоял сам юноша. Казалось, что он сейчас что-то скажет. Он шагнул еще ближе и стремительно обхватил шею Рубахина руками (как это сделал Рубахин у той скалы), но тонкие руки его оказались мягки, как у молодой женщины, порывисты, но нежны, и Рубахин (он был начеку) успел понять, что сейчас во сне может случиться мужская слабость. Он скрипнул зубами, усилием отгоняя видение, и тут же проснулся, чувствуя ноющую тяжесть в паху.»

Ещё вопросы будут?

Я не знаю, был ли Маканин на войне, но вот какого члена Учитель занялся съёмками на данную тему? Не проще ли было снять будни ласковых папуасов в дебрях Полинезии, или ещё о чём-нибудь, в чём он ни хрена не разбирается, но имеет огромное желание поснимать, не оскорбляя чьи-то чувства? Или очень уж хотелось «Оскара», как едко заметил кто-то на просторах интернета? Все составляющие для этого в наличии: международный проект, пейзажи, война, гомосексуальный подтекст.

«Наша Раша» про фрезеровщика нетрадиционной сексуальной ориентации смотрится куда как правдоподобней и удобоваримей. Учитесь у них, Учитель. Тьфу на Вас.


Previous post Next post
Up