Подъездные пути станции Щёлково

Jul 21, 2023 06:17

Тенденция ликвидации железнодорожных подъездных путей - не только столичная, увы. Какие-то предприятия, к которым эти пути раньше вели, переходят на перевозку грузов автомобильным транспортом, какие-то - просто ликвидируются. И так - везде. Поэтому лично я считаю (да и многие мои товарищи тоже), что пока что-то ещё осталось - лучше это зафиксировать на память...

Возьмём подмосковную станцию Щёлково Ярославского направления - а, точнее, линии Мытищи - Щёлково - Монино - Фрязево. Районный центр с когда-то мощной промышленностью, естественно, ещё и до революции имел много разных железнодорожных подъездных путей. Да и сейчас их здесь немало. Что бы не быть голословным - вот скрин современной яндексовской карты:




Хорошо видны расходящиеся к востоку и северо-востоку от станцииподъездные пути. Они-то нам и нужны. И сразу скажу: когда-то здесь были такие объёмы вывозного движения, что в Щёлкове пришлось создавать собственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта - сокращённо ППЖТ. Иными словами - здесь была своя собственная железная дорога, со своим управлением, и со своими локомотивами. А то, что я предлагаю посмотреть - увы, то, что от всего этого осталось.

Подъездной путь выходит со станции Щёлково - её видно на заднем плане:




А нам - в ту сторону:




За переездом - расхождение путей:




Депо Щёлковского ППЖТ:




Вообще, согласно приписке, в нём относительно недавно числились два тепловоза ТГМ6А, два ТГМ6Д, один ТГМ23В48, один железнодорожный кран и одна путейская дрезина. Кран я увидел. Осталного не заметил.

Вид назад, в сторону переезда. Слева за забором виден самопальный светофор. Да, это не РЖД:




Перед депо пути ППЖД раздваиваются - направо путь уходит в сторону щёлковского "Агрохима", Насосного завода, и завода ЖБИ. Но нам налево. Снова взгляд назад - слева здание депо:




А это - вперёд:




Монументальные ворота, декор которых выдаёт время их постройки:




За воротами - обширный пустырь. А когда-то это была территория Щёлковского витаминного завода. Помните эти витамины, в виде шариков-драже - которые когда рассасываешь - то сначала сладко - а в самом внутри его кислая начинка? :) "Ревит", "Ундевит", "Компливит"... вот тут их и делали. Номинально завод существует и сейчас, только под другим именем - но выпускает ли он что-нибудь - мне неведомо.

Бывшая проходная Витаминного завода. Предназначалась, видимо, для тех работников, кто шёл со стороны станции Щёлково:




Ну, а путь уходит дальше. Впереди виден переезд с улицей Краснознаменская:




Перед самим переездом - стрелка:




Это подъездной путь Витаминного завода:




Но он даже до въездных ворот не доходит - завален кучей песка а дальше обрезан. Возвращаемся на главный путь:




Обратите внимание на ещё один самопальный светофор. На сети РЖД вы таких не увидите. Основной путь тут уходит направо, пересекая Фабричную улицу. Здесь когда-то даже свой дежурный по переезду сидел:




А перед его будкой прямо ответвлялся ещё один путь - к предприятию, собственно и давшему Щёлкову жизнь - мануфактурной фабрике Людвига Рабенека, основанной в 1833 году. Он же Щёлковский хлопчато-бумажный комбинат имени Калинина, он же впоследствии производственное объединение "Славия". Всё это в прошлом, с 2004 года этого предприятия больше не существует. А путь шёл вот здесь, на месте тротуара. Здесь же был мостик через ручей Поныри (он же Воронок) - приток Клязьмы. В конце восьмидесятых пути разобрали (да они к тому времени давно уже не использовались), чуть позже разобрали и мостик, ручей заключили в коллектор, а над ним насыпали грунт:




Въездные ворота бывшей фабрики. На её территории было тоже своё путевое развитие:




А справа от бывшей фабрики располагается щёлковский микрорайон Соболевка, он же улица Новая фабрика. Я здесь гулял целых пятнадцать лет назад, и мне было интересно, что же здесь с тех пор изменилось. По левую сторону - вообще ничего:




А вот по правой стороне, на месте бывшей бани, построен новый многоэтажный домина. Его его покажу позже - а пока пойду в глубь Соболевки:




Нумерация домов тут роскошная - при том, что но всей улице Новая Фабрика домов двадцать:




Этот, что выше - 1962 года постройки. А этот - 1948:




И ещё два дома - левый 1962 года, а правый - 1954 (в предыдущей записи я их ошибочно посчитал довоенными):




Пятнадцать лет назад улица Новая Фабрика упиралась в Парк Клуба Октябрьской революции - сокращённо Парк КОР. Был в Щёлкове такой. Ну, как парк? В тридцатых - пятидесятых годах это был действительно парк. С танцплощадкой, с лодочной станцией, с тиром и книжным киоском, даже с памятником Сталину - который, согласно местной легенде, был снесён, а после этого закопан где-то в самом парке. Но потом парк полностью забросили, и он превратился просто в густозаросший, и сильно замусоренный лес. Почему его забросили - у меня есть одна версия, но я её озвучу чуть ниже. А теперь на месте парка -




Ой, как я не завидую будущим жильцам этих домов!!! Да, они стоят практически на самом берегу Клязьмы, в её излучине. Но... Прямо на другом берегу, менее, чем в пятистах метрах - Щёлковские городские очистные сооружения. В которые сливаются, пардон, отходы жизнедеятельности не только жителей Щёлково - но и Фрязино, Королёва, Ивантеевки, Пушкино, и других мелких населённых пунктов, находящихся между ними. И здесь, реально, вовсю воняет человеческими экскрементами. Всегда - разве что ветер будет западный. Впрочем, я это ещё в походе 2008 года отметил: Прямо за воротами начинается густо заросший деревьями спуск к Клязьме. Что здесь было - парк, или что-то ещё, уже не понять. Прямо за воротами - свалка мусора, слева - ещё одна. Воняет гниющими продуктами, и, пардон, человеческим дерьмом. Сдаётся мне, именно из-за этого и парк КОР, после постройки в 1968 году этих самых очистных, и стал непопулярен.

А кто же застройщик этого великолепия?




Баа, знакомые все лица! Названия другие, но адрес выдаёт небезызвестную компанию "Гранд". Застройщика фрязинского квартала 21-22, про который я кучу постов написал. Так что вот такие вот дела...

Самый оригинальный дом Соболевки - дом 370 по улице Новая Фабрика:




Дом 1957 года постройки, двухподъездный - и, при этом, с его восточного торца к нему пристроена трёхэтажная терраса. На первый этаж которой можно зайти аж с трёх сторон:




Когда-то давно он был смежным с другим, более старым домом - снимок 2008 года:




Любопытная архитектура, правда? А это, оказывается - перестроенная усадьба. Подробнее о ней можно прочитать вот здесь. А выглядело всё это примерно вот так:




Автор коллажа - не я, хотя и моё фото использовано. Ну, а за этим домом - выход уже к мостам через Клязьму. Но что бы продолжить - вернёмся к переезду через Фабричную улицу. А то мы, путешествуя по Соболевке, совсем забыли цель нашего похода. Будка дежурного по переезду весьма монументальна. Но я через этот переезд ездил со второй половины восьмидесятых - и, если честно, не помню, был ли тогда здесь ещё дежурный:




Обычно просто сопровождавший поезд сцепщик выходил на середину переезда, и красным флажком сигнализировал автотранспорту, что бы он остановился. Сейчас такая штука, наверное, не пройдёт - 100% найдётся уникум, наплевавший на какого-то непонятного мужика с флажком, стоящего по середине проезжей части. И не один.

Линия за переездом поворачивает направо - а слева виден тот самый новый дом, построенный по правой части улицы Новая Фабрика. Удивительно, что сюда не воткнули какую-то много-многоэтажную свечку - в доме всего десять этажей:




Да и архитектура неординарная. А слева видно ещё один самопальный нестандартный заградительный светофор - вот он с обратной стороны:




Кстати, если до переезда на рельсах был какой-никакой накат - то за переездом он стал мало заметен. Впереди за автодорогой - тот самый дом 370:




Кстати, автодорога, проходящая параллельно подъездному пути, построена относительно недавно - в начале 2020 года. До этого здесь были только рельсы, шедшие через заросли. Оглянемся назад:




А если посмотреть вперёд - то тут уже мосты через Клязьму. Поскольку солнце светило справа в объектив - то получился вот такой любопытный эффект - полоса справа:




Клязьма. Не, купаться в ней я бы не стал:




За мостом путь снова раздваивается:




Налево мы ещё вернёмся, а пока пойдём прямо. Чуть дальше - ещё одна стрелка:




Путь направо уходил на первый комплекс механобиологической очистки Щёлковских очистных сооружений. Но давно уже стал не нужен:




Поэтому возвращаемся обратно, и идём прямо. Впереди - небольшой переезд, ведущий к расположенному слева от пути бетонному заводу:




Вокруг - сплошная промзона, всякие суровые предприятия - видимо, от это телефон мой внезапно начал снимать всё в странных цветах:




Все обочины пути просто густо засыпаны стеклопосудой. Такое ощущение, что основной досуг местных работяг - либо до, либо после работы уединиться в этих кустиках, и уговорить фанфурик. При этом, похоже, тут никто не убирался лет десять, да и в мысли такое щёлковской Администрации не придёт. Это же не центральные Пролетарский проспект, и не площадь Ленина, да? Ну, да, не лицо города:




То, что тут давно ничего не ездило, по полному отсутствию наката давно уже понятно. А дальше уже и не проедет - даже если захочет:




Ещё дальше проезжая часть практически сливается с крайним правым рельсом:




А дальше - всё:




Пути дальше уходили на территорию асфальтобетонного завода, и за его воротами видно даже какое-то путевое развитие - но я, извините, через эту грязюку уже не полез. Где-то там дальше, согласно Викимапии, располагается мусоросортировочный завод. Не знаю, может быть, ему бы и пригодился этот путь - но сейчас имеем то, что имеем.

Ну, а в следующей части - пойдём налево :) Не переключайтесь!

Щёлково, подъездные пути, железная дорога

Previous post Next post
Up