Интерурбан

Dec 08, 2017 07:55

Итак, ответ на вчерашний вопрос дали практически сразу. Эта система называется интерурбан - или пригородный, или междугородный трамвай. Родилась эта штука в конце позапрошлого века в Европе и США, а пик её развития пришёлся на конец 20-х - начало 40-х годов. Вы можете представить себе трамвай, на котором можно доехать от Нью-Йорка до Чикаго? А был и такой. Правда, с пересадками но, всё же. Но интерурбан - это не совсем трамвай. Да, внешне он на него похож, но может использовать более тяжёлый подвижной состав, рассчитанный на высокие скорости, и бОльший комфорт для пассажиров, нежели обычные городские вагоны. Нечто среднее между трамваем и пригородной электричкой.




На заглавном снимке - вагоны Pacific Electric Railway, "Тихоокеанской электрической" - системы в Южной Калифорнии, связывавшей Лос-Анджелес с его пригородами и соседними городами.

image Click to view



Система была весьма значительной по размерам, вот тут есть посвящённая ей статья. Помимо чисто пассажирских, на линиях использовали и грузовые трамваи, к которым цепляли обычные товарные вагоны:




В Европе интерурбаны получили распространение несколько меньшее, нежели чем в Северной Америке - европейцы больше тяготели к традиционным железным дорогам; однако, тоже имели место быть, в том числе, и в тогдашней Российской Империи - в Лодзи, например (территория нынешней Польши); там же - система Силезские трамваи, существующая с 1894 года, и соединяющая тринадцать городов; или трамвайная линия, соединяющая Вену и Братиславу; или бельгийский Береговой трамвай - трамвайная линия, идущая вдоль всего бельгийского побережья Северного моря, протяжённостью 67 километров. Даже в столичном Санкт-Петербурге в 1912 году начали строить линию от Нарвской заставы до Стрельны, а, в перспективе, она должна была протянуться через Ораниенбаум и Петергоф до Красной Горки - "Ораниенбаумскую электрическую линию", или, сокращённо, "Оранэлу" (нынешний питерский трамвайный маршрут №36 - её прямой наследник). Правда, европейские и отечественные интерурбаны отличались от американских использованием на них традиционных трамвайных вагонов. А вот в 1926 году в СССР появился самый, что ни на есть классический интерурбан - линия Баку - Сабунчи - Сураханы:



Правда, иностранным термином не любили пользоваться ни тогда, ни сейчас, и Баку-Сабунчинскую линию называли, и продолжают упорно называть просто электрической железной дорогой. Но это именно интерурбан в чистом виде, с использованием составов, построенных на базе обычных трамвайных вагонов (моторные вагоны строили на Мытищинском вагоностроительном заводе, а прицепные - на Брянском заводе "Красный Профинтерн").

Если же считать интерурбан просто пригородным, либо междугородным трамваем, то в СССР аналогов его было полно: трамвайная линия Челябинск - Копейск, существовавшая с 1961 по 1976 годы; линия Волчанск - Карпинск (1953-1965); трамвайная линия от посёлка Черёмушки до проходной Саяно-Шушенской ГЭС; да даже нынешний московский трамвай №6, в общем понимании определения "междугородний трамвай", таковым и являлся - ибо соединял два города, Москву и Тушино (до вхождения последнего в состав собственно Москвы). А сколько проектов так и осталось нереализованными - соединение Москвы и Ногинска, или, из недавних, линия из Москвы в Балашиху. Даже озвученный несколько лет назад проект легкорельсового транспорта, про который я писал несколько раз - тот же классический интерурбан. Увы, этот проект, до сих пор, так и остаётся проектом. Хотя Подмосковье продолжает массово застраиваться многоэтажным жильём, а новые транспортные связи не появляются. Такое ощущение, что власти о них просто даже и не думают.

И, всё-таки, сравнится с североамериканскими интерурбанами европейские и отечественные системы полностью не могут. Трамвай, ездящий со скоростями около 120 км/ч, а в отдельных случаях разгоняющийся до 160 км/ч - это круто! Правда, эти поезда уже больше напоминали не трамваи, а привычные нам электрички:




К слову, конкретно этот сине-красный четырёхсекционный состав эксплуатировался на линии North Shore line от Чикаго до Милуоки - а это была, всё-таки, больше лёгкая железная дорога, нежели трамвайная система. Вообще, грань, отделяющая трамвай от интерурбана, а интерурбан от жд, весьма размыта и сложна. Сейчас всё это можно назвать ЛРТ - легкорельсовый транспорт. Увы, погубила интерурбаны повальная автомобилизация тридцатых годов прошлого века. Иметь собственное авто считалось престижным, а автопроизводители и нанятые ими рекламщики рады были стараться всеми силами, что бы поднять продажи своей продукции. Да что там, дошло до прямой скупки акций трамвайных предприятий автомобильными корпорациями - которые, став их полноправными хозяевами, тут же просто закрывали эти системы. Даже специальные мультфильмы выпускали, показывающие "плохой трамвай". Эта история широко известна, в США, в 1972 году, была даже судебная тяжба в отношении автопроизводителей, уничтоживших трамвайные системы многих городов. Правда, суд окончился ничем, ибо вердикт его был - "Всё равно уже обратно ничего не вернёшь, так что оставим всё, как есть, и наказывать никого не будем".

Ну, а у нас сделали упор на электрификацию железнодорожных линий под пригородное движение электропоездов - ведь железная дорога, всё-таки, более универсальна в плане перевозки крупных или массовых грузов. Хотя интерурбаны тоже эксплуатировали грузовой состав - но это, в основном, были вагоны для перевозки почты и лёгких грузов:




Но, к примеру, что-то более тяжёлое тут уже не перевезёшь. Тем более, что линии интерурбанов нельзя назвать особо капитальными:




В США отдельные линии интерурбанов продержались до середины 1970-х годов. То, что осталось сейчас - уже, скажем так, нечто "по мотивам": линии Филадельфия - Мидия, Питтсбург- Лайбрари. Лос-Анджелес - Лонг-Бич - линия ЛРТ, построенная заново, но, при этом, точно на месте проходившего тут веком ранее интерурбана. Бостон - Риверсайд - тоже уже сложно отнести к интерурбану, хотя в некоторых источниках он таковым называется; он, к слову, эксплуатируется на бывшей линии обычной железной дороги. В Европе тоже остались линии, подпадающие под определение междугороднего трамвая - но, как я уже написал, используют они, в основном, обычный трамвайный подвижной состав. Вот двадцатиминутное видео о линии ЛРТ Вена - Баден:

image Click to view



Или трамвайная линия Гаага - Делфт:

image Click to view



Нам до такого, конечно, ещё расти, и расти. В общем, тема интерурбанов меня заинтересовала, буду, потихоньку, собирать имеющуюся информацию. Кстати, про американские интерурбаны, в своё время, было выпущено немало исторической литературы. Да и в музеях тамошних немало образцов того ПС осталось - в том числе, и пребывающих вполне на ходу, и катающих, по праздникам, фанатов, и прочих любопытствующих граждан.

А хорошо было бы прокатиться на таком вот трамвае - при том, что там, внутри, ещё был и буфет, в котором пассажирам предлагали жареные на электрогриле котлетки, которые можно было запить тут же сваренным горячим кофе:

image Click to view



Но пока всё никак не срастётся. Может быть, в будущем?...

ЛРТ, трамвай, интерурбан

Previous post Next post
Up