(Untitled)

May 03, 2012 11:05

Пытался завербовать приятеля-агностика (Мишу) "к нам в атеисты". Он сопротивлялся. Я спросил, в чем главная проблема. Он ответил - неожиданно - что главная проблема в свободе. Он видит свободу воли как (возможное) доказательство бытия Божия. Присутствовавшие при разговоре спросили, как мы атеисты трактуем свободу, и я ответил, что мы трактуем ( Read more... )

Leave a comment

kusha May 3 2012, 17:02:29 UTC
свобода как факт природы -- это либо паралогизм (свободу, в отличие от времени и магнитных полей, не измеришь, очевидно, что это явления не одного порядка), либо следствие одушевления природы (и, соответственно, её пантеистического обожествления). удивлюсь, если узнаю о третьей опции.

Reply

kusha May 4 2012, 00:52:46 UTC
измеримость -- возможность применения матезиса как исторически сложившейся формы знания. собственно, я указал источники.

с философией сознания знаком довольно плохо, но свобода "как возможность начала причинных цепей" -- это, говоря исторически, и есть та самая свобода воли, так, как она рассматривалась уже схоластами, развивавшими идеи Августина, например, Дунсом Скотом (во втором томе Life of the Mind Арендт это подробно разбирает).

Reply

dennett May 4 2012, 01:02:00 UTC
хорошо
но я не вполне понимаю, что вы хотите сказать

Reply

kusha May 4 2012, 01:15:20 UTC
я хотел сказать, что то, что мы знаем об историческом формировании представлений о природе и о человеке, не позволяет так просто связывать природу и свободу (воли). "свобода как факт природы" лично для меня звучит как бессмыслица. аргумент вашего приятеля Миши нахожу поэтому работающим.

Reply

dennett May 4 2012, 01:25:35 UTC
да, понятно. но мне это кажется непродуктивным спором о словах вместо того, чтобы обратиться к существу дела

Reply

kusha May 4 2012, 01:33:27 UTC
да, это, пожалуй, непреодолимый барьер между американской и европейской традициями: первые почему-то убеждены, что слова свалились на них с неба и их можно использовать как данность, тогда как вторые убедительно показывают, что слова имеют историю, которой нельзя пренебрегать, иначе мы будем описывать не "существо дела", а лишь его расхожую, современную интерпретатору интерпретацию.

Reply

dennett May 4 2012, 01:49:44 UTC
мне кажется, тут речь идет о более простой вещи
вы не хотите обсуждать то, что я сказал, а хотите обсуждать то, что вы услышали
я с удовольствием поговорю об этом - у вас в журнале

по-английски это можно сформулировать точнее

when I speak I mean; you do not want to discuss what I mean - only what the words mean...

я понимаю, что это следует из ваших представлений о природе личности, языка и смысла -
у меня представления другие

эта разница делает общение между нами несколько затруднительным

Reply

kusha May 4 2012, 02:23:09 UTC
чтобы обсуждать, нужно понимать. я искренне старался понять, что такое "свобода как факт природы", не понял, затем понял, почему не понял, и сообщил вам.
т. е. дело не в том, что I do not want to discuss what you mean, а в том, что, как вы сами ниже говорите, затруднительным наше общение делает именно разница в представлениях. и эти представления, на мой взгляд, как раз расположены в различных плоскостях американской и европейской традиций. но это совершенно другая тема, так что ретируюсь.

Reply


Leave a comment

Up