Фонарики на сверхмощных светодиодах

Nov 03, 2013 20:10

С некоторых пор стал обращать внимание на адски яркие фонарики на руле у некоторых велосипедистов. При этом обычно я желал про себя обладателям этих фонариков всяческих неприятностей - ибо большая часть этих чёртовых гиков меньше всего задумывалась о том, насколько эта хрень слепит, будучи нацеленной вдаль. Но светит здорово, это факт. Потом наткнулся в интернетах на волшебное слово CREE и, забив его в поиск и в ебай, открыл для себя целый мир. Я-то думал - оно всё так же стоит как самолёт, а там...

А там горстями предложения китайских фонариков по ценам до десятки, смотря по установленному светодиоду. Поковырялся я в предложениях, пораскинул мозгами в преддверии тёмного сезона, примерно уяснил разницу между CREE XP-E, XR-E Q5 и XM-L T6, да и купил себе фонарик на последнем диоде и с креплением для велосипеда за 10,59. Светимость обещали в "600 лм", но на эти все китайские "попугаи" полагаться не стоит, конечно же - да, T6 может дать в районе 800лм, но с током в три ампера.



Пришла эта фиговина, зарядил я туда три ААА батарейки и зажёг.

В. А. У.
Да, господа, светодиоды таки шагнули далеко вперёд. Один-единственный светодиод в этом фонарике светит как чёртов прожектор, ночью аж луч видно. Ну вы поняли, там не рефлектор, а линза - можно регулировать размер конуса света от где-то 90° до довольно узкого луча, когда на расстоянии в метр получается квадратик света где-то в 10 см интенсивности порядка солнечного луча. Сама фиговина сделана из металла, довольно грубо, но нельзя сказать чтобы плохо.* Конечно, я бы предпочёл пластик, потому что железяка уже чего-то весит, но, как я понял, только металл это тру. Сам диод выглядит так:



Нетрудно заметить, что "вам прислали гораздо лучший мех", то есть это типа даже не T6, а вовсе даже U2 (это диоды одного типа, просто U2 это выборка лучше). То есть, нет гарантии, что это не фальшивый/перемаркированный СREE, но даже если и так, то светит он всё равно впечатляюще. Самая моя большая претензия к фонарю, так это китайская система включения - пять режимов работы (три ступени яркости, строб и SOS перебираются кнопкой включения).

На этом месте я открыл для себя существование литиевых аккумуляторов в формате батарейки. То есть, всякие фонарики на мощных диодах выявили потребность в мощных источниках питания, и китайцы, ничтоже сумняшеся, переделали массовейший стандартный литиевый аккумулятор 18650** под батарейку. Такая фиговина может иметь до 3 ампер-часов при 3,7В и отдавать большие токи. Однако от "обычной батарейки" литий-ионную ячейку отличает то, что она всё же литиевая - при чрезмерном заряде/разряде могут произойти разнообразные неприятности, от порчи элемента и до его разрыва и загорания. Поэтому мировой разум стал делать "protected" батарейки, то есть защищённые от недопустимых вольтажей - к "попе" элемента приделывается такая дополнительная схемка, которая его отрубает за пределами рабочего диапазона напряжений. Брать следует только и исключительно такие.

Ну так вот, с литиевыми батареями фонарики типа светят ярче. Пошерудил я немного и купил наборчик из зарядки и двух защищённых акку. На них, как обычно у китайского продукта, написана сюрреальная ёмкость 4000 мАч; однако они же продаются на BuyInCoins*** и имеют там довольно хорошие отзывы - ёмкость 1700-1800 и защита реально работает.

В общем, пришли батарейки, воткнул я такую в фонарь, и что-то он не стал ярче гореть. Достал я тогда тестер и померил потребляемый ток. При максимальной яркости амперметр (он у меня до 0,25А) зашкалило, при средней 150 мА, при малой 50 (напряжение на диоде 2,9, 2,6 и 2,3В соответственно - в фонаре явно есть преобразователь напряжения). Допустим, на максимуме ток 300-450 мА, то есть потребляется до 1,5 Вт, и диод работает где-то процентов на 20 своего потенциала. Ну что ж, дольше проживёт... Потом померил сборку из трёх ААА, которая показала почти те же токи, к моему удивлению. Лишь чуть меньше. Так что данному фонарю литий вовсе не необходим, хотя китайский литий всё же выгодней, чем три хороших ААА. Ну и заодно запробовал, что за такой зверь - литиевые батарейки.



Что до практического применения, то это сказка. С таким фонарём на полной мощности можно смело ехать по тёмному лесу с почти нормальной скоростью, и света обычной фары на фоне этого прожектора даже не видно. Правда, во избежание ослепления встречных ездоков, я держал фонарь в руке и направлял когда надо вниз. Но так отчасти даже удобней, когда лучом можно водить по сторонам.

В общем - да здравствует прогресс в области светодиодостроения!
----------------------
*А вот крепления и задний фонарик на велосипед оказались негодными - первое слишком широкое, а второй вообще поломанный.
**Самая широкоупотребляемая ячейка, она везде - от ноутбуков до автомобилей Тесла.
***Кстати, торговле китайскими батареями серьёзно наступили на хвост новейшие правила безопасности авиакомпаний, запретившие или ограничившие перевозку литиевых батарей самолётами.

made in china, hitec, электричество, led, experience, devices, покупка

Previous post Next post
Up