С некоторых пор стал обращать внимание на адски яркие фонарики на руле у некоторых велосипедистов. При этом обычно я желал про себя обладателям этих фонариков всяческих неприятностей - ибо большая часть этих чёртовых гиков меньше всего задумывалась о том, насколько эта хрень слепит, будучи нацеленной вдаль. Но светит здорово, это факт. Потом наткнулся в интернетах на волшебное слово CREE и, забив его в поиск и в ебай, открыл для себя целый мир. Я-то думал - оно всё так же стоит как самолёт, а там...
А там горстями предложения китайских фонариков по ценам до десятки, смотря по установленному светодиоду. Поковырялся я в предложениях, пораскинул мозгами в преддверии тёмного сезона, примерно уяснил разницу между
CREE XP-E,
XR-E Q5 и
XM-L T6, да и
купил себе фонарик на последнем диоде и с креплением для велосипеда за 10,59. Светимость обещали в "600 лм", но на эти все китайские "попугаи" полагаться не стоит, конечно же - да, T6 может дать в районе 800лм, но с током в три ампера.
Пришла эта фиговина, зарядил я туда три ААА батарейки и зажёг.
В. А. У.
Да, господа, светодиоды таки шагнули далеко вперёд. Один-единственный светодиод в этом фонарике светит как чёртов прожектор, ночью аж луч видно. Ну вы поняли, там не рефлектор, а линза - можно регулировать размер конуса света от где-то 90° до довольно узкого луча, когда на расстоянии в метр получается квадратик света где-то в 10 см интенсивности порядка солнечного луча. Сама фиговина сделана из металла, довольно грубо, но нельзя сказать чтобы плохо.* Конечно, я бы предпочёл пластик, потому что железяка уже чего-то весит, но, как я понял, только металл это тру. Сам диод выглядит так:
Нетрудно заметить, что "вам прислали гораздо лучший мех", то есть это типа даже не T6, а вовсе даже U2 (это диоды одного типа, просто U2 это выборка лучше). То есть, нет гарантии, что это не фальшивый/перемаркированный СREE, но даже если и так, то светит он всё равно впечатляюще. Самая моя большая претензия к фонарю, так это китайская система включения - пять режимов работы (три ступени яркости, строб и SOS перебираются кнопкой включения).
На этом месте я открыл для себя существование литиевых аккумуляторов в формате батарейки. То есть, всякие фонарики на мощных диодах выявили потребность в мощных источниках питания, и китайцы, ничтоже сумняшеся, переделали массовейший стандартный литиевый аккумулятор
18650** под батарейку. Такая фиговина может иметь до 3 ампер-часов при 3,7В и отдавать большие токи. Однако от "обычной батарейки" литий-ионную ячейку отличает то, что она всё же литиевая - при чрезмерном заряде/разряде могут произойти разнообразные неприятности, от порчи элемента и до его разрыва и загорания. Поэтому мировой разум стал делать "protected" батарейки, то есть защищённые от недопустимых вольтажей - к "попе" элемента приделывается такая дополнительная схемка, которая его отрубает за пределами рабочего диапазона напряжений. Брать следует только и исключительно такие.
Ну так вот, с литиевыми батареями фонарики типа светят ярче. Пошерудил я немного и купил наборчик из зарядки и двух защищённых акку. На них, как обычно у китайского продукта, написана сюрреальная ёмкость 4000 мАч; однако они же
продаются на BuyInCoins*** и имеют там довольно хорошие отзывы - ёмкость 1700-1800 и защита реально работает.
В общем, пришли батарейки, воткнул я такую в фонарь, и что-то он не стал ярче гореть. Достал я тогда тестер и померил потребляемый ток. При максимальной яркости амперметр (он у меня до 0,25А) зашкалило, при средней 150 мА, при малой 50 (напряжение на диоде 2,9, 2,6 и 2,3В соответственно - в фонаре явно есть преобразователь напряжения). Допустим, на максимуме ток 300-450 мА, то есть потребляется до 1,5 Вт, и диод работает где-то процентов на 20 своего потенциала. Ну что ж, дольше проживёт... Потом померил сборку из трёх ААА, которая показала почти те же токи, к моему удивлению. Лишь чуть меньше. Так что данному фонарю литий вовсе не необходим, хотя китайский литий всё же выгодней, чем три хороших ААА. Ну и заодно запробовал, что за такой зверь - литиевые батарейки.
Что до практического применения, то это сказка. С таким фонарём на полной мощности можно смело ехать по тёмному лесу с почти нормальной скоростью, и света обычной фары на фоне этого прожектора даже не видно. Правда, во избежание ослепления встречных ездоков, я держал фонарь в руке и направлял когда надо вниз. Но так отчасти даже удобней, когда лучом можно водить по сторонам.
В общем - да здравствует прогресс в области светодиодостроения!
----------------------
*А вот крепления и задний фонарик на велосипед оказались негодными - первое слишком широкое, а второй вообще поломанный.
**Самая широкоупотребляемая ячейка, она везде - от ноутбуков до автомобилей Тесла.
***Кстати, торговле китайскими батареями серьёзно наступили на хвост новейшие правила безопасности авиакомпаний, запретившие или ограничившие перевозку литиевых батарей самолётами.