Английский для детей: заставлять или убеждать?

Jan 19, 2011 10:38

Данный пост предназначен, в основном, для преподавателей и родителей, но, возможно, и остальным будет полезно почитать. Я хочу поделиться своими мыслями и предложениями касательно обучения детей. Речь пойдет о детках возраста 6-12 лет, т.к. работа с подростками носит немного другой характер.

Как и любая другая аудитория, дети более открыты, если атмосфера на занятии дружелюбная. Если они вас не боятся, то значит, не боятся и сделать ошибку, а значит - быстро перешагнут языковой барьер или вообще его не заметят. Однако, слишком веселая атмосфера на занятии опасна проблемами с дисциплиной. Чтобы их избежать, во-первых, чередуйте тихие занятия с активными, а  во-вторых, сочетайте дружелюбие со строгостью. У ребенка должно сложиться ощущение, что вы ему друг, вам можно доверять, но нужно вас и уважать :-).



Что касается мотивации, малоубедительными для ребенка являются аргументы, что знания им пригодятся через много-много лет или что-нибудь в таком духе. Им нужна награда здесь и сейчас, причем материальная. Дарите им небольшие подарочки за правильные ответы, разработайте систему поощрений. Например: 10 правильных ответов - наклейка в подарок. Важно не столько качество подарка, сколько его наличие. Такие поощрения очень сильно подхлестывают активность на занятии.

Маленькие дети совершенно естественно воспринимают то, что часть информации им непонятна и стараются эти пробелы побыстрей заполнить. Они не смущаются делать ошибки, но не стоит привлекать большого внимания к ошибкам, исправляйте их по возможности сразу. Лучше почаще хвалите :-) При обучении старайтесь привлечь больше языковой догадки, нежели аналитического мышления учеников. Говорите с ними на иностранном языке уже с первого занятия, подкрепляя свою речь картинками, жестикуляцией и т.д. Вы сами удивитесь, как быстро они начнут вас понимать.

Это правда, что самые младшие наши ученики запоминают самое большое количество информации. Однако, не все так просто. В отличие от взрослых, малыши не способны долго удерживать внимание на одном объекте. Им не подвластно концентрироваться одним усилием воли. Дети проявляют живой интерес. Поддерживать этот интерес и есть основная задача преподавателя. Одно из необходимых условий работы с детьми - частая смена деятельности. Иногда одно занятие продолжительностью в 90 минут включает до 25 различных видов деятельности! Это не значит, что все 25 - кардинально разные. Допустим, вы хотите посвятить половину занятия чтению. Можно сначала читать с доски, потом читать на карточках (в парах, затем по очереди), на стикерах, расклеенных по классу, а затем, в учебнике и рабочей тетради. Итого - 7 заданий, посвященных чтению. По сути, делали одно и то же, а по форме - разное. Таким образом, мы избежали рутинности.

Вот различные материалы, помогающие разнообразить урок иностранного языка.

Кому-то работа с детьми может показаться сложнее, чем со взрослыми. Но если вам удалось сделать свои занятия интересными и эффективными (что в данном случае почти синонимы) будьте уверены, вы получите огромную отдачу! Это и называется challenging but rewarding job!

обучение детей, Татьяна Черниговская, английский язык

Previous post Next post
Up