Один в прошлом-I

Feb 04, 2014 13:44


Под Сергиевым Посадом в Подмосковье проходит уникальный эксперимент: доброволец реконструировал жизнь русского крестьянина на хуторе Х века.


Это научно-популярный, социально-психологический, историко-археологический эксперимент, в котором современный человек, человек двадцать первого века, добровольно заселяется жить на хутор, построенный в соответствии с источниками на эпоху десятого века Древней Руси, - говорит инициатор проекта «Один в прошлом» управляющий партнер Агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко. - Используя только аутентичные технологии, методы, предметы и материалы, он попытается прожить на этом хуторе шесть месяцев. Таким образом, мы следим за изменениями, которые с ним происходят как в плане здоровья и психического состояния, так и в плане изменения в вещах, которые его окружают. Также это смесь экспериментальной археологии, потому что герой на практике проверяет, как наши предки пользовались теми или иными вещами, которые у него представлены в виде копий, реконструкций и реплик. И во многом это история, потому что все постройки имеют исторические аналоги, и мы смотрим не только, как ведет себя главный герой, но и как ведет себя хутор в качестве постоянно действующего объекта, когда там живут, топят по-черному печку, что происходит с домом, хозяйством. Таких пролонгированных по времени экспериментов - а срок проекта более полугода- еще никто не делал. Были лишь небольшие проекты в области экспериментальной археологии, сроком на неделю или около того. Но отследить предметы в постоянном использовании в течение полугода - такого еще не делал никто.



ГЕРОЙ
«Меня зовут Павел Сапожников (или просто Сапог - примечание "ИП"). Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям».
Алексей Овчаренко: «Здесь не было такого, что мы строим хутор, заполняем его зерном, козами, топорами и т. д., а потом устраиваем кастинг из 50 актеров, какой лучше подойдет на роль. Во многом этот проект был создан для этого героя, и герой был создан для проекта. В большой степени он сам создавал этот проект. Здесь действует правило десантников, которые сами укладывают свой парашют, поэтому Паша участвовал во всех процессах, начиная от разработки концепции и планировки хутора и заканчивая тем, что на этом хуторе будет находиться. Он готовился, насколько ему это удалось - мы узнаём сейчас. Где-то явно не готов, где-то оказался готов, и это нормально».



ХУТОР
Практическая подготовка будущего хутора началась в конце апреля, с разметки участка под будущий дом, хозяйственные постройки и огород. Примерно в это же время были готовы первые эскизы хутора. За них хочется тепло поблагодарить художницу Наталью Овчинникову. На рисунке ниже изображен общий вид хутора, каким он представлялся до начала строительства. Сейчас хутор существенно отличается от своего первого прототипа на бумаге.



Многие факторы внесли корректировки в планы строительства. Непростая ситуация с залеганием грунтовых вод в окрестностях повлияла на расположение колодца. Приглашенный гидрогеолог определил ему место ровно посередине двора, чему Павел был несказанно рад.



Глинистая почва и засушливое начало лета не лучшим образом сказались на урожайности огорода. А проливные дожди августа вынудили строителей выкопать дренажные канавы вокруг всех значимых объектов и существенно сдвинули окончание стройки.

ДОМ
Отстроенный дом во многом совпадает с первоначальным проектом, хотя небольшие и существенные отличия все же есть. Например, в готовом доме всего одно волоковое окно в жилой комнате, по плану же их должно было быть два, и второе должно было располагаться в амбаре. На эскизе мы видим, что все три внутренних помещения изолированны друг от друга, каждое из них имеет свою дверь выходящую на улицу. В действительности же в доме четыре двери, на улицу из них выходят только две, а остальные соединяют помещения между собой.


Такое устройство дома полностью соответствует требованиям исторической достоверности. Вот цитата из книги «Древняя Русь. Город, замок, село»: «В древней Руси существовали постоянные типы сооружений и помещений, известные нам из письменных документов. Самую большую группу сооружений составляли избы и истобки. Известны хозяйственные постройки: медуша, погреб, клеть, скотница, житница, стая (хлев). Наиболее сложными сооружениями на усадьбах и хуторах были жилые дома. Разработке и совершенствованию построек древними строителями уделялось большое внимание. Усовершенствования диктовались самими условиями жизни, традициями, привычками и даже причудами владельца двора.



Основным типом сооружений в конструктивном отношении являлась срубная клеть. В срубах делались те помещения хозяйственно-бытового комплекса, где необходимо было сохранить тепло - избы, горницы, которые отапливались, и те помещения, где температура должна была быть постоянной, выше уличной, например хлевы, некоторые ремесленные мастерские. В срубах помещались житницы, амбары, клети, где хранилось ценное имущество. Каркасные строения возводились в том случае, если колебания температур в них не имело решающего значения: навесы, легкие хлевы для летнего содержания скота, пристроенные сени, крыльца, реже - мастерские».



В случае с нашим хутором все так и есть. Под одной крышей в срубе мы имеем хлев, избу, клеть. Все остальные постройки вынесены на улицу под легкие навесы. Основной дом имеет земляную кровлю и окладной венец. Внутри дощатые полы. Дом отапливается глиняной печью по-черному. Дым выходит через открытую дверь и частично через волоковое окошко. Щели между бревнами сруба законопачены мхом и замазаны глиной. Правда, в процессе эксплуатации построенное жилище обнаружило много недостатков, вызванных отсутствием опыта реконструкции подобных строений и скудностью имеющихся археологических данных. Выявились проблемы с вентиляцией при топке в черную, да и конструкция печки, которую выбрал Павел, тоже оказалась не совсем удачной. Секционная протопка сруба дает неожиданно больший и неравномерный коэффициент усадки древесины, отчего возникает постоянная необходимость в постоянной заделке и конопатке швов.



Тем не менее, внутри жилище оказалось на удивление уютным и грамотно организованным. Все под рукой и одновременно на своем месте.



Зольная полка, на которой Павел хранит всю посуду. Она, конечно же, пачкается, но не плесневеет, что является очень важным моментом.



Коровья шкура закрывает стену возле спального места. Она является дополнительной изоляцией от сквозняков.



А теперь посмотрим амбар. Тут все печально. На стенах заметна плесень. Амбар не вентилируется, что является очень большой ошибкой. Зерно, не поместившееся в короб, лежит на полу.



Хлев



Куры стали «пастись» только под крышей дома на не заснеженной завалинке. Никуда не разбегаются. Ветеринар показал Паше, как правильно определять несется курица или нет.



Единственный недостаток: гарь от печи везде. Одежда чернеет, даже если не носится. До сих пор не понятно, какие причины мешали нашим предкам делать дымоход и не коптить жилище. Может это был дополнительный метод избавления от насекомых?

ВЕЩИ

С собой на проект Павел взял следующие вещи:



Инструменты: 3 ножа, 6 топоров, 1 тесло, 1 лук, 4 наконечника для стрел, 1 пернач (оружие типа булавы), 1 копье, 1 гребешок для волос 2 комплекта жерновов, маслобойка, совочек для зерна, ножницы, кузница и сопутствующий инструмент, кремень и кресало, 10 игл.



Одежда и снаряжение: 5 пар обуви, 4 рубахи льняные, 1 рубаха шерстяная 5 пар обмоток, одни штаны льняные и одни такие же рваные, овчинная шуба, шерстяной плащ, одеяло из овечьих шкур.

ОБУВЬ



Постоянной носки в повседневной жизни средневековая обувь не выдерживает. Скорее всего, для нормальной эксплуатации Павлу понадобилось бы с дюжину пар на пару месяцев. Никакие пропитки, никакие масла и жиры не справляются с дождями и слякотью. Единственный выход, который пришел на ум - солома! Павел использует солому как носки и стельки, что хоть как-то оставляет ноги в сухости.



http://www.istpravda.ru/reconstructions/7026/
Previous post Next post
Up