Предположим, что слово родилось как набор образов букв. Тогда предложение есть набор образов из слов. Т.е. одно развивается как обобщение из другого, а, следовательно, имеет общие законы формирования. Тогда
Объектно-ориентированной модели Буквицы, состоящей исключительно из согласных букв, соответствуют языки с
номинативной конструкцией предложения (подлежащее-сказуемое), а
эргативную конструкцию («созидающий -> создаваемый»), можно предполагать для набора из гласных букв.
Зачем дополнять объективное суждение субъективной оценкой? Всеобъемлющее суждение о явлении невозможно без сочетания объективного и субъективного опыта. Например, результат знаменитого
эксперимента с дифракцией электронов зависит от факта субъективного наблюдения за процессом: объективные показатели меняются через факт субъективного суждения.
Агенс (производитель действия) и
пациенс (носитель действия) в эргативной конструкции предложения, или слова, поскольку мы предполагаем развитие предложения как структуры из буквенных подструктур, имеют разные субъективные эмоциональные оценки одного и того же действия.
Как мы можем разделить гласные буквы по этому признаку?
Пары полных и кратких гласных - они как раз дают нам 2 равные группы.
Замечено, что значения корней русских слов, состоящие из слогов с одной и той же согласной меняются от ярких, эмоционально-окрашенных с открытыми гласными А-Э-И к спокойным значениям закрытых гласных Ы-У-О. Полугласные Ь и Ъ в этом ряду находятся где-то посередине, и обычно имеют абстрактные значения.
Попробуем структурировать гласные буквы в этом порядке, и посмотрим какой образный ряд в этом случае получится:
1. Азъ (созидающий) = Ярь (образ, образный)
2. Єсмь (определяющий) = Есть (бытийный, реальный)
3. Ѥэдо (познающий) = Иже (истинный, единый)
4. Ъєръ (творящий) = Ьєрь (сотворённый)
5. Ыєры (соединяющий) = ѣять (Зачатый, связанный Небом и Землёй)
6. Он (отделяющий) = Юнь (отдельное развитие, отделённый)
7. Укъ (зовущий, берущий) = Оукъ (отзывающийся, отдающий)
Получились 7 этапов некоего процесса, очень похожего на творческий процесс создания чего-либо, или процесс по
полной функции управления, который так же предусматривает определённую последовательность мероприятий.
7 этапов полной функции управления по В. И. Зубову
Результат неожиданный. Трактовка образов букв Буквицы во многом субъективна, и тут можно сделать однозначный вывод только о поразительной гибкости исследуемого инструмента (образной Азбуки). Возможно так же частичное соответствие одной и той же структуры нескольким метафизическим моделям.