Поступление в ВУЗ с помощью родителей
В советских карикатурах ярко проявляется противопоставление, с одной стороны, «интеллигенции», любой ценой стремящейся дать своим детям высшее образование, а с другой стороны, рабочего класса - класса-«гегемона», который снисходительно смотрит на предпринимаемые для этого титанические усилия. Научные работники воспринимаются как вспомогательный персонал, обслуживающий нужды производства и сельского хозяйства, а поэтому не имеющий самостоятельной ценности. Соответственно, получение рабочих профессий в техникуме или ПТУ по своей «полезности» для общества неизменно стоит выше обучения в ВУЗе.
При этом под словом «интеллигенция» в данном случае следует понимать не столько представителей профессий, требующих значительного человеческого капитала (врачей, учителей, писателей и т.п.), сколько жуликов, ловкачей и пролаз, стремящиеся максимально облегчить свою жизнь. Отличить этих граждан от «нормальных людей» можно по той мещанской атмосфере, которая окружает их на каждом шагу: мебельные стенки, фикусы, канарейки в клетках, нестандартная отделка квартиры и т.п.
Один из самых популярных сюжетов заключается в том, что родители всеми правдами, а особенно неправдами стремятся обеспечить спокойное будущее своим детям, чтобы жить им было «легко и сытно». В качестве одной из таких стратегий и рассматривается «устройство» сына или дочки в ВУЗ. Подобные карикатуры регулярно из года в год появляются на страницах журнала «Крокодил» в летний период.
Из "недостойных" способов поступления в институт на первый план выходит оказание давления на администрацию учебного заведения - приемную комиссию, ректора или декана факультета. Толпы мам, пап, бабушек, дедушек и прочих родственников атакуют кабинет ректора, чтобы «убедить» его принять их чадо в ВУЗ. В ход идут все возможные способы «убеждения»: уговоры, угрозы и т.п.
Взятки и подкуп сотрудников ВУЗа упоминаются крайне редко.
Немаловажную роль играют социальные связи: звонок в деканат «сверху» или наличие «руки» часто может решить гораздо больше, нежели любые, даже самые блестящие знания абитуриента. Дети сотрудников, естественно, принимаются в ВУЗ безо всяких экзаменов и в обход любого конкурса.
Роль самих абитуриентов в этом процессе исключительно пассивная. Как правило, они равнодушно и безучастно наблюдают за усилиями своих родственников. Всю жизнь они жили под их «крылышком», совершенно не заботясь и не думая о завтрашнем дне, проводя время в праздности и развлечениях. Поэтому и сейчас они абсолютно уверенны, что родители смогут обеспечить им безбедное существование в будущем.
Ребёнок в этом случае изображается в виде великовозрастного балбеса. Если это юноша, то непременно в заграничной одежде, с длинными волосами, сигаретой в зубах и бутылкой коньяка в руке или в кармане. Девушки отличаются от молодых людей лишь наличием яркой косметики: они также носят джинсы или брюки, курят и употребляют алкоголь. Родители на фоне своих детей выглядят маленькими и довольно жалкими. Они заискивающе заглядывают им в глаза, боясь хоть чем-то огорчить их.
Любопытно, что в советской сатире практически полностью отсутствует тема репетиторов или подготовительных курсов. По-видимому, это связано с тем, что высокое качество среднего образования (впрочем, точно также как и высшего) не подвергалось никакому сомнению. Человек, успешно обучавшийся в школе, должен был безо всяких проблем поступить в ВУЗ, полученных знаний ему должно было быть достаточно. Если же школьник учился плохо, то стать студентом он мог лишь благодаря своим спортивным достижениям или титаническим усилиям родителей.
Продолжение темы (2013)