Студенческая жизнь глазами художников "Крокодила". Часть 2

Nov 12, 2010 09:09

Поступление в ВУЗ с помощью родителей




В советских карикатурах ярко проявляется противопоставление, с одной стороны, «интеллигенции», любой ценой стремящейся дать своим детям высшее образование, а с другой стороны, рабочего класса - класса-«гегемона», который снисходительно смотрит на предпринимаемые для этого титанические усилия. Научные работники воспринимаются как вспомогательный персонал, обслуживающий нужды производства и сельского хозяйства, а поэтому не имеющий самостоятельной ценности. Соответственно, получение рабочих профессий в техникуме или ПТУ по своей «полезности» для общества неизменно стоит выше обучения в ВУЗе.

При этом под словом «интеллигенция» в данном случае следует понимать не столько представителей профессий, требующих значительного человеческого капитала (врачей, учителей, писателей и т.п.), сколько жуликов, ловкачей и пролаз, стремящиеся максимально облегчить свою жизнь. Отличить этих граждан от «нормальных людей» можно по той мещанской атмосфере, которая окружает их на каждом шагу: мебельные стенки, фикусы, канарейки в клетках, нестандартная отделка квартиры и т.п.

Один из самых популярных сюжетов заключается в том, что родители всеми правдами, а особенно неправдами стремятся обеспечить спокойное будущее своим детям, чтобы жить им было «легко и сытно». В качестве одной из таких стратегий и рассматривается «устройство» сына или дочки в ВУЗ. Подобные карикатуры регулярно из года в год появляются на страницах журнала «Крокодил» в летний период.

Из "недостойных" способов поступления в институт на первый план выходит оказание давления на администрацию учебного заведения - приемную комиссию, ректора или декана факультета. Толпы мам, пап, бабушек, дедушек и прочих родственников атакуют кабинет ректора, чтобы «убедить» его принять их чадо в ВУЗ. В ход идут все возможные способы «убеждения»: уговоры, угрозы и т.п.















Взятки и подкуп сотрудников ВУЗа упоминаются крайне редко.







Немаловажную роль играют социальные связи: звонок в деканат «сверху» или наличие «руки» часто может решить гораздо больше, нежели любые, даже самые блестящие знания абитуриента. Дети сотрудников, естественно, принимаются в ВУЗ безо всяких экзаменов и в обход любого конкурса.








Роль самих абитуриентов в этом процессе исключительно пассивная. Как правило, они равнодушно и безучастно наблюдают за усилиями своих родственников. Всю жизнь они жили под их «крылышком», совершенно не заботясь и не думая о завтрашнем дне, проводя время в праздности и развлечениях. Поэтому и сейчас они абсолютно уверенны, что родители смогут обеспечить им безбедное существование в будущем.







Ребёнок в этом случае изображается в виде великовозрастного балбеса. Если это юноша, то непременно в заграничной одежде, с длинными волосами, сигаретой в зубах и бутылкой коньяка в руке или в кармане. Девушки отличаются от молодых людей лишь наличием яркой косметики: они также носят джинсы или брюки, курят и употребляют алкоголь. Родители на фоне своих детей выглядят маленькими и довольно жалкими. Они заискивающе заглядывают им в глаза, боясь хоть чем-то огорчить их.











Любопытно, что в советской сатире практически полностью отсутствует тема репетиторов или подготовительных курсов. По-видимому, это связано с тем, что высокое качество среднего образования (впрочем, точно также как и высшего) не подвергалось никакому сомнению. Человек, успешно обучавшийся в школе, должен был безо всяких проблем поступить в ВУЗ, полученных знаний ему должно было быть достаточно. Если же школьник учился плохо, то стать студентом он мог лишь благодаря своим спортивным достижениям или титаническим усилиям родителей.

Продолжение темы (2013)

студенты, молодёжь, родители, СССР, высшее образование

Previous post Next post
Up