Негров не обслуживаем! Даже министров!

Oct 10, 2012 13:08



Сегодня исполняется 55 лет с исторического момента: могущественный президент США извинялся перед премьером Ганы. За что?!




«Это привидения? Нет, это дипломаты США встречают африканцев, которые приехали искать себе инвестора!»

Гана - одна из небольших стран на западе Африки с относительно стабильной для региона политической системой и экономикой. Основное ее богатство - алмазы, бокситные руды и золото. Кроме того это родина Кваме Нкрума - первого лидера независимой Ганы, и по совместительству - легендарного борца за единство черного континента. Для Африки Нкрума - примерно как Че Гевара, поскольку считается отцом идеи Африканского Союза, федеративной политической модели, наподобие США или ЕС.





Когда в 1950-е Гана обрела-таки независимость от Англии, Нкрума предложил Лондону инвестировать в тяжелую индустрию, но бывшие хозяева страны предлагали настолько невыгодные условия, что их просто перестали слушать. Ганцы демонстративно отправили делегацию в США. Возглавлял ее Комла Гбедена - ближайший помощник главы Ганы, министр финансов. Англичане между тем были уверены в провале переговоров.




Кваме Нкрума для Африки примерно такой же авторитет, как Нельсон Манделла или Патрис Лулумба.

Но случилось непредвиденное. Ганцы проезжали придорожное кафе. Изнуренные поездкой участники дипломатического корпуса решили заказать апельсиновый сок. Но просьба африканцев так и осталась без ответа? Гбедене попросту ответили, что «черномазых тут не обслуживают».

На следующий день разгорелся колоссальный скандал. Все газеты США пестрели заголовками о правительстве Ганы, попавшим под расистскую раздачу. Президент Эйзенхауэр, спешно решивший уладить конфликт, пригласил Гбедену в Белый Дом. Через некоторое время американцы не только одобрили все предложения и бизнес-план ГЭС на Вольте, а также еще пригласили самого Кваме Нкрума посетить страну с официальным визитом. Звали его точно не пить апельсиновый сок, а подписывать бумаги об экономическом сотрудничестве - это был абсолютный успех!

Впрочем, исследователи вопроса склоняются к версии, что поступок Гбедены был специально срежиссирован Нкрумой, прекрасно разбиравшимся в политических хитросплетениях. На 50-е годы в США пришелся самый накал расистских кампаний, вылившийся в гражданские протесты Мартина Лютера Кинга. Негритянку могли оштрафовать за то, что она не уступила место белому пассажиру, а расисты обстреливали из винтовок места собраний чернокожих - местные шерифы же не только не пытались их арестовать, но и возмущались, говоря о «неотъемлемом конституционном праве - использовать оружие против негра». Эйзенхауэр, бывший в годы Второй Мировой генералом экспедиционных сил союзников, испытывал к чернокожим симпатии, поскольку африканцы наравне с белыми сражались против Гитлера в Европе и японцев - в Азии. Дабы пробиться к президенту, Нкрума и решился провернуть подобный ход.




Как военный, президент США Эйзенхауэр относился с чернокожим лояльно, поскольку в окопах цвет кожи не имеет особой важности.

За скандал американцы, денег дали, но не исключено, что негативный осадок в душе у ганцев остался. И в 1964 году, когда электростанцию все-таки достроили, Нкрума заявил о намерении открыть ядерный реактор уже... с Советским Союзом.




Родезийская карикатура на свержение Нкрумы. Если черные обожали в Африке президента Ганы, белые в Африке любили его гораздо меньше.

США измены не простили, а «зарвавшегося негра» решили наказать. Во время визита президента Ганы в Китай 1966 года военные, опиравшиеся на поддержку Вашингтона, осуществили переворот в столице. Остатки дни Нкрума прожил вне Родины, никогда больше не вернувшись в Гану. Реактор так и не доделали, хотя электростанция до сих пор - чуть ли не главное достижение всей Западной Африки.

Previous post Next post
Up