Разорение, банкротство, потеря тайны, а в итоге - оглушительный успех
1. В конце позапрошлого века, в 1893 году Калеб Брэдем (Caleb Bradham), фармацевт из Северной Каролины, из города Нью-Берна, в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать прохладительный напиток собственного производства. Старания молодого человека увенчались успехом, и на свет появился Brad’s drink (Напиток Брэда). Изначально напиток состоял из сахара, газированной воды, ванили, масел и орехов «кола» и позиционировался как «укрепляющий, веселящий, улучшающий пищеварение».
Первый выпуск Pepsi Cola был начат в одном из сооружений семейного дома Калэба
2. Но названием создатель был недоволен: нужно было что-нибудь более звучное. После некоторых раздумий, в 1898 году он дал напитку привычное для нас название - Pepsi-Cola. Существуют две версии, объясняющие происхождение слова «Pepsi»: согласно первой, имя напитка появилось от названия одного из составляющих напитка - пепсина, согласно второй - «Pepsi» происходит от слова «диспепсия» (расстройство пищеварения).
Барни Олдфилд и Генри Форд
3. Новый напиток стал популярным довольно быстро, и уже через несколько лет, в 1903 году, Брэдхэм создал компанию Pepsi-Cola Company и зарегистрировал торговую марку.
В этом же году появилась и первая реклама Pepsi: « Отличный, освежающий, укрепляющий напиток. Он способен помочь при нервных расстройствах, головных болях, истерии, меланхолии. Отличный стимулятор перед гонками». Так рекламировал Pepsi пионер-первопроходец автомобильных гонок Барни Олдфилд в газете New Bern Sun Journal.
Калеб Брэдхэм в своей лаборатории (фото из музея истории города Нью-Берн)
4. Все шло хорошо, пока в 1921 году в США не обрушился сахарный рынок. Доходы Pepsi-Cola Company резко пошли вниз, и в итоге она обанкротилась. В 1923 году состоялся суд по делу о банкротстве, на который Калеб Брэдем вынужден был представить рецепт своего сиропа и присягнуть в истинности этой информации. Так разорение компании открыло миру секрет формулы Пепси-колы.
5. Несмотря на то, что рецепт Пепси-колы известен всему миру, повторить точный вкус напитка «pepsi» пока никто не смог. Хотя на первый взгляд все довольно просто: 750 фунтов сахара, 1200 галлонов воды, 12 галлонов карамели (жженого сахара), 12 галлонов сока лайма, 58 фунтов фосфорной кислоты, 0,5 галлона этилового спирта, 6 унций лимонного масла, 5 унций апельсинового масла, 4 унции коричного масла, 2 унции мускатного масла, 2 унции кориандрового масла, 1 унция педигренового масла.
Сироп перемешивать в течение двух часов, предварительно вскипятив воду с растворенным сахаром.
Мало кому известное петигреновое масло получают из листьев, молодых ветвей и плодовых завязей различных видов цитрусовых.
Приблизительные значения американской системы мер: 1 фунт = 454 г, 1 галлон = 3,8 л, 1 унция = 28,3 г.
6. В 1928 году компания была национализирована и поменяла название на National Pepsi-Cola Company. Через четыре года компанию у государства выкупил Чарли Гут, который в то время занимал пост президента крупной кондитерской фирмы Loft Inc. Название компании опять претерпело изменения - она вновь стала Pepsi-Cola Company.
Печатная реклама пятицентовой "Пепси" в журнале
7. До начала 1930-х годов компания "Пепси" вообще не составляла существенной конкуренции ни Кока-Коле, ни другим крупным производителям. Но новый хозяин не собирался мириться с таким положением дел и предпринял крайне необычный по тем временам ход. Автоматы, через которые тогда продавались напитки, предлагали товар за фиксированную цену - 5 центов, а Пепси-Кола, разместив в аппаратах бутылки большего объема, стала продавать их по цене маленьких. Напомню, это был самый разгар Великой депрессии, и покупатели считали каждый цент. Так, продажи «Пепси» стали стремительно расти, и компания поднялась «с колен».
8. Потом было еще много успешных рекламных кампаний. Но мы напомним только об одной - самой креативной и победной. В середине 70-х годов «PepsiCo» поразила всех рекламной акцией: «Выбери лучшую из коллекции вслепую». Участники акции тестировали «вслепую» два напитка «Пепси» и «Колу». «Пепси» победила со счетом 3:2. Этот факт был озвучен в телевизионной рекламе, что значительно увеличило популярность бренда. Для сравнения: в 1960 году объем выпитой «Пепси» был в 2,5 раза меньше, чем «Колы» (основного конкурента), а в 1985 - только в 1,15 раза.
9. И еще одна суперудача того времени. В 1971 году произошло важное для наших соотечественников событие - президент компании PepsiCo Дональд Кендалл встретился с советским премьер-министром Косыгиным. В результате переговоров был заключен договор о товарообмене, и компания получила право на производство водки «Столичной» в США, а Пепси-Кола стала продаваться в СССР. Это был первый продукт «загнивающего капиталистического Запада», который официально пришел на советский рынок. А уж какой это был по объему рынок, вы догадываетесь.
10. А вот и главные итоги всех стараний. В 1985 году компания была признана самым крупным производителем прохладительных газированных напитков в мире. А в 1989 году журнал Fortune Magazine включил компанию PepsiCo в десятку самых уважаемых в мире.
Поделится постом в социальных сетях:
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ:
2leep.com