Камины на даче у Генриха

Dec 08, 2015 10:10




Второй день пребывания весной этого года в окрестностях Питера ознаменовался поездкой из Всеволжского р-на области, где на берегу озера Лемболовского находилась "наша" база отдыха, в Курортный район Санкт-Петербурга, а точнее в город Зеленогорск - бывший Терийоки - в своё время крупнейший дачный посёлок княжества Финляндского. Главной целью там была одна единственная дача - дача Генриха Мюзера, а именно сохранившиеся внутри дома необыкновенной красоты изразцовые печи и камины, по сути, настоящие произведения искусства самого высокого музейного уровня. Кроме того, и сам дом г-на Мюзера является памятником деревянного зодчества дачной застройки, рубежа XIX-ХХ вв..




Первое упоминание о поселении, ещё в составе Швеции, относится к 1548 г. Но нас интересует период, когда эти земли входили в состав Великого княжества Финляндского. До 1948 г., когда было присвоено название Зеленогорск, городок именовался Терийоки (фин. Terijoki). Рацвет его начался с постройкой железной дороги от Санкт-Петербурга и связанным с этим дачным бумом. В начале XX века Терийоки становится самым крупным дачным посёлком на побережье Финского залива: 1400 дач, до 3500 жителей, а в летнее время - до 55 000 дачников. Основную массу владельцев и арендаторов составляли купцы, промышленники, зажиточное дворянство и чиновники из Санкт-Петербурга. Приезжала сюда и столичная интеллигенция, среди которой были известные деятели науки и культуры: М. Салтыков-Щедрин, И. Павлов, Д. Менделеев и др. Наше же знакомство с Зеленогорском началось со здания 1950-х годов, в стиле сталинского то ли неоклассицизма, то ли ампира. С виду напоминающее усадебный дом оно относится к Комаровскому лесничеству.



Другое заинтересовавшее нас более монументальное здание также выполнено в стиле сталинского, пусть будет, неоклассицизма.



Сие здание есть Зеленогорская водопроводная станция, введённая в эксплуатацию в 1956 году.



Отчего же мы фотографировали советскую архитектуру, спросите вы? Всё потому, что я не смог бы назвать Зеленогорск привлекательным - бесчисленное количество современных отелей, гостиниц, ресторанов, элитных коттеджей, забегаловок и прочей туристической мишуры. А в глаза бросается факт исчезновения застройки рубежа XIX-XX вв., в лице тех самых финских деревянных дач. Но что-то ценное ещё можно отыскать. Например, как эту виллу «Айнолу», расположенную в восточной части бывшего Терийоки «Оллинпяя» (Край Олли). Первым здешним владельцем был Н.М. Салько - ст.советник, инженер, член общества архитекторов. Затем виллу приобрел Айно Гранлунд, назвавший её в свою честь. В 1939-40-х тут жил Отто Куусинен, глава правительства Финляндской демократической республики. После войны в здании размещалась гостиница «Ривьера».






Ручей, протекающий возле виллы «Айнола» носил имя Хуумосен-оя. Однако имел он и много других названий, в зависимости от владельцев дач. В вышележащих холмах этот же ручей назывался Киискен-оя (от имени владельца участка - Кииски). Там, где ручей впадал в искусственный пруд у «Айнолы», он звался Салкован-оя (по прежнему владельцу виллы - Салько), а далее вниз ручей превращался в Уотисен-оя.



Мы же переходим в бывший центральный район Терийоки «Кескикюля» (Центральная деревня). Владельцами домика с башенкой с 1904 г. являлись купец Фёдор (Теодор) Викентьевич Кондратьев и его жена Амалия Йоганновна (урожд. Бодманн). В СПб Кондратьев держал ренсковые погреба (ренсковые погреба - погреб-склад-магазин, где производилась торговля спиртными напитками только «на вынос»). А супруга купца кроме этого участка владела ещё и доходным домом в СПб. Кстати, именно эта дача летом 1929 г. использовалась при съемках фильма «Праздник на берегу моря». В 1930-х дом входил в состав пансионата «Аннала».



Следующая дача расположена на бывшей улице Mikonkatu (Миконкату - происходит от имени Микко Уотинен, вождя местного финского населения. Сын коммерсанта и землевладельца он учился в Выборгском реальном лицее, но не закончил его, увлёкшись общественной деятельностью. В его доме находилась конспиративная квартира ЦК РСДРП, где частенько бывал В. Ульянов). В 1911 г. участок с уже построенным ранее домом приобрела вдова купца В.Ф. Кузнецова. Её муж, купец 2-й гильдии, был антикваром - «торговля античными вещами» в Апраксином дворе, магазин на Фонтанке и проч. Их сын, Пётр Васильевич, с 1910-х был артистом Малого театра, советским киноактёром в ролях 1923-1937 гг.. Последним хозяином дачи числился доктор Эдгар Карлович Циммерманн - терапевт по лёгочным болезням, главврач санатория в Питкяярви.



А вот и главная цель нашего заезда в Зеленогорск, даже более - сюда мечтала попасть Катерина. Собственно было ради чего. В последние годы дачу огородили высоченным металлическим забором, а внутри размести охрану. Однако, мы были бы не мы, если б не договорились. Правда, для этого пришлось перебраться через ручей и густые заросли, ибо на стук в ворота никто не открывал. По пути взятия ручья вброд, познакомились с хозяином соседнего участка и его собакой. Завязался весьма доброжелательный разговор (не с собакой). Одним словом, как обычно пообщались с местными. Кстати, среди местных жителей (и не только) существует легенда, что именно это здание бывшая гостиница «Бель-Вю» (она же «Пуйстола»). Но это не так.



Как видно, красиво сфотографировать в наши дни дом не представляется возможным - здание полностью окружено деревьями, со всех сторон вплотную обступившими фасады. В тот день мало того, что было пасмурно, так ещё и заморосил дождь.






Наиболее вероятным первоначальным владельцем дачи считается Генрих Вильгельмович Мюзер (Henrik Muser), совладелец оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». В 1885 г. здесь им был приобретён участок площадью в 2.5 га. Точная дата постройки дома неизвестна, предположительно это 1890-1900 гг. Во внешнем облике деревянной постройки прекрасно сочетаются традиционные черты дачной архитектуры XIX века и проявления финского национального романтизма.



Наши дни. Удивительно, но здание уцелело во времена Финской войны, Великой Отечественной и функционировала весь советский период, а за последние четверть века... Серьёзный ущерб историческому дому нанёс пожар, случившийся после 2010 года.






В 1931 г. дача называлась «Летняя дача Мюзера». В 1935 и 1938 гг. указывалась уже как пансионат «Элит», владельцем которого была г-жа Л. Мюзер-Хаар.



Меж тем, познакомившись с охранником и объяснив ему свои благонадёжные намерения: что мы в отличии от вандалов единственное что делаем, так это отковыриваем печные изразцы в усадебных домах (шучу, конечно), что мы всего лишь подсветим вспышкой фотоаппарата камины господина Мюзера и запечатлим их себе на память, попадаем внутрь дома.



Внутри тесно, темно, грязно и сыро. Дом находится в аварийном состоянии и определённо погибает. Повсюду стоят подпорки для потолка. Где-то потолок уже рухнул. В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Однако, для нашего неискушённого печного взгляда мы не придали ей значения и даже не удостоили "взглядом" объектива. Тем более что выступающий "бордюр" печи служит там полочкой для целого ряда баночек-скляночек и прочего мусора.



Мы же сразу проходим в центральный зал, он же холл.



Здесь, наверное, самый роскошный камин во всём доме. Да и вообще самый роскошный, который мы видели в наших поездках (музейные экспонаты не в счёт). Перед нами во всей красе предстал майоликовый (майолика - вид керамики с расписной глазурью) камин с шатровым завершением, выполненный в стиле германского ренессанса. Камин украшен геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Камины заключены в деревянные рамы, дабы обезопасить их от разрушения при падении потолочных балок. Так что заснять творения финских мастеров делом оказалось довольно-таки непростым и высокохудожественных кадров ждать не приходилось.






Центральное панно этого камина занимает декоративное изображение ландскнехтов с собаками (ландскнехт - немецкий наёмный пехотинец эпохи Возрождения). Узумительная по качеству и художественному уровню работа.



Следующая изразцовая печь-камин также выполнена в стиле Северного Возрождения, с применением цветных глазурей.



Здешнее центральное панно занимает изображение средневекового трактира. И снова человечки (фигуры в панно) похожи на немцев. Наличие немецкой темы (в предыдущем камине в декоре присутствует изображение прусского орла - германского геральдического знака), скорее всего, объясняется тем, что в начале деятельности Ракколаниокского гочарного завода, производившего сие камины, формы изразцов покупались в Германии. Да и первыми владельцами завода были выходцы из Германии.



Как утверждают специалисты, нынче каминов с подобными изразцами даже в самом Петербурге осталось очень мало.



В здании окромя печей в паре комнат сохранился модерновый внутренний декор.



А также сохранился не совсем модерновый сейф.



Следующий зал и ещё один бесподобный полихромный майоликовый камин. Здесь как раз видим пример увечья от рухнувшей потолочной балки.



Несколько слов о заводе, производившем данные камины. «Финляндский Ракколаниокский гончарный завод» функционировал в период 1877-1930 гг. в окрестностях Ховинмаа, недалеко от Выборга. Своё название он получил от расположенного поблизости имения Ракколаниоки (Rakkolanjoki). Найти изразы этого завода в окрестностях Питера не столь удивительно, как, например, обнаружить их в глубинке Тверской области (нашли в пригороде Бологого). Конечно там они были простые белые глазурированные, ибо не под силу было провинциальным помещикам приобретать рельефные цветные изразцы, но тем не менее далеко же их занесло.



Время облицовки каминов изразцами относится к 1890-м годам, т.е. ко времени строительства и оформления интерьеров самого дома.



На этот раз в центральном панно красуется просто растительный орнамент, без присутствия немецких человечков.



В глубине дома находится ещё один изразцовый камин - белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью.



Среди прочих сей камин выделяет прекраснейший и искусный работы богатый рельефный декор.






Автор росписи этих панно нам неизвестен.



Очень уж она смахивает на гжельские зарисовки.



По мнению А.И. Роденкова, кандидата экономических наук, исследователя истории архитектурной керамики, камины дачи Мюзера являются ценнейшими памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX века, а майоликовый камин с шатровым завершением мог бы стать центральным экспонатом будущего музея в этом здании.



Собственно смотреть здесь больше не на что, всё очень в печальном аварийном состоянии. И дабы не злоупотреблять гостеприимством, мы покидаем дачу.



В советское время первым стены дачного дома занял клуб, затем - военкомат, а последние годы здесь работал ЗАГС.



«Судьба исторических зеленогорских дач характерна для всего Курортного района Петербурга. Здания, которые остались пустыми (люди выехали, учреждения бросили), горят от поджогов как свечки: ведь земля здесь стоит сумасшедшие деньги. На выгоревших участках очень быстро вырастают коттеджи. Немногие из домов продолжают сопротивляться, их можно пересчитать по пальцам, каждый дом - шедевр модерна. И когда эти здания будут утрачены, Терийоки-Зеленогорск может стать безликим пригородом без признаков очарования».



При создании поста использован материал следующих сайтов:
- статьи А.И. Роденкова "Печи и камины дачи Мюзера"
- сайт Зеленогорск.Тerijoki
- сайт Зеленогорск. СПб
- статья Т. Хмельник "Невское время"

urban, 2015, Ленинградская область

Previous post Next post
Up