Дорога в Улошпань

Feb 27, 2015 10:41




Не успеваю я написать отчёты о предыдущих поездках, как мы совершаем новые. На этот раз поехали в уже сердцем полюбившуюся Костромскую область (правда, здравым смыслом полюбить её нельзя - отсутствие дорог тому причина). С погодой, как всегда, "везёт" и 23 февраля отмечаем под пасмурным серым небом, но, правда, с колоритом заброшенных мест. Отсутствие выдающихся архитектурных форм здешних храмов окупилось наличием оригинальной и красивой росписи, что собственно и было нашей целью. Итак, как обычно, сразу по возвращению сварганил обзорный пост с одной-двумя фоточками с места.




Выехав, как обычно, в полшестого утра из столицы, к одиннадцати мы останавливаемся неподалёку от города Гаврилов-Яма, в селе Великом. Великое - старинное и крупное село, упоминаемое уже в XIII веке, здесь на главной площади сосредоточены сразу несколько культовых построек, именуемых Великосельским кремлём. Стоит признать, выглядит архитектурный ансамбль весьма достойно. На верхнем фото: по центру - Богородицкая церковь, 1712 г.; перед ней - башенка несуществующей ныне ограды; а сбоку возвышается семиярусная колокольня 1758 г. Прогулявшись по селу, натыкаемся на особнячок в древнерусском стиле. Выстроенный в конце XIX века известным архитектором Ф.О. Шехтелем, дом принадлежал купцу А.А. Локалову. Кстати, сам Александр Локалов в здешней усадьбе не жил, дом был построен специально на зависть односельчанам, но подробную историю об этом забавном факте я изложу позже.



Приблизительно в 50 км от Великого, в той же Ярославской области, расположено село Остров. На окраине которого нас встречает Воскресенская церковь 1782 года постройки, с типичной для области шатровой колокольней. Кстати, после закрытия церкви в 1960-х, часть икон была вывезена в Ярославский Художественный музей.



Время беспощадно и храм рушится на глазах.



Но внутри не так безнадёжно, как показалось изначально. Фрагментарно уцелела роспись 1-й половины XIX века.



Надолго задерживаться там не стали, да и ракурсов-то особо не сделать разных. Снега нет в Москве, а там - его море. Вообще эти снежные моря всю поездку осложняли наши передвижения и довольно сильно ограничивали в ракурсах.



Итак, осмотрев церковь, повернули мы было обратно на трассу Гаврилов-Ям - Писцово (для заезда в Остров пришлось сделать ответвление в 20 км, ибо село тупиковое), как при выезде вдалеке случайно заприметили двухэтажное здание. Недолго думая, определили в нём школу, а судя по тому, что встретить действующую сельскую школу нынче стало редкостью, мы предположили, что она заброшена и, подъехав к ней, поняли, что не ошиблись.



Здание годов 1950-60-х, весьма немаленьких размеров. Воспользовавшись "залазом" через боковую дверь, проникаем внутрь.



Грустно. Множество парт, ученических пособий и звенящая (а у Кати - зудящая) пустота.






Импровизированное селфи.



Была там и библиотечная комнатка с тысячами книг.



Побродив там с полчасика и пошарив по полочкам, выныриваем наружу. На обратном пути (к трассе) заскочили в село Митино, тоже довольно крупное село и ещё живое. Замечу, что в этом районе деревни отличаются своими большими размерами. Что не селение, так на сотни домов и обязательно ферма иль колхоз, правда, не везде действующие. Вот мы в центре села Митина, рядом с дореволюционном домиком.



Неподалёку от него, на открытом пространстве одиноко высится очередной скромный храм с шатровой колокольней. Это Покровская церковь, 1800 года.



После Митино продолжаем движение в сторону Писцово. Через некоторое время притормаживаем в селе с красивым названием Осенево, что на берегу реки с неславянским именем Лахость. Здесь тоже есть храм XVIII столетия, но не он побудил нас остановиться, а целый ряд каменных двухэтажных особняков на главной улице.



В этом доме, кстати, размещалось до недавнего времени правление колхоза.



А тут, как видно, заседает Почта России, где можно ещё и фото распечатать. Помнится, гулять по главной осеневской улице было не комильфо, местные, заприметив меня, уж больно неодобрительно отнеслись к фото-сессии их забросов.



Чух-чух и через три десятка км мы уже в Ивановской области, в Седельницах. Были тут ещё в 2011 году и тоже в паршивую погоду, но не смогли и в этот раз проехать мимо столь грандиозного храма. Храм Христа Спасителя построен местным фабрикантом в 1910 г. Интересно, что выполнен он по образцу церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. Барабан только вот, не выдержав вес купола, обрушился и остов главки теперича лежит посреди храма.






Собственно, эта груда кирпича и арматуры и есть обрушившийся не так давно могучий купол.



Роспись практически не сохранилась. Зато двери тут красивые.



Дальше нам выпало испытание - необходимо было в очередной раз преодолеть костромское бездорожье. На границе Ивановской и Костромской областей дорога присутствует лишь на карте. Благо снег лежал и я уже поднаторел в проходимости таких путей. Скорость не более 10 км/ч, т.е. не езда, а перекатывание с кочки на кочку, порою, правда, поскрёбывая дном. Но худо-бедно через №-ое время выбрались на проезжабельную дорожку. По пути передохнули возле Троицкой церкви 1762 г. села Поемечье. Этот храм, как и многие в округе, выстроен в духе традиционного зодчества, которое ну совсем меня не впечатляет.



И под конец первого дня настало время настоящего приключения - последним пунктом в сгущающихся сумерках решаем посетить храм в селе Улошпань. Доехать смогли лишь до деревни Запогостье, которой нет и в помине. После чего, оставив машину возле дороги, двинули пёхом в сторону виднеющегося вдали храма. Прямо по полю, которое когда-то было дорогой и по которому недавно кто-то прокатился на снегоходе, что и послужило нам ориентиром. Это были самые долгие 1.5 км в жизни. Идти по снегу да ещё по насту, через шаг то и дело проваливаясь, было испытанием физическим и психологическим. В итоге до Улошпани шли мы почти 50 минут. Зато по дороге повстречались заячьи и кабаньи следы, но в гораздо большем количестве повсюду попадались волчьи. Честно скажу, это не на шутку нас пугало. Размер лапищ был весьма и весьма внушителен. В одном месте аж набрели на целую волчью тропу, где лежала оставленная ими какашка с непереваренными лесными ягодками. Вид волчьих фекалий (простите мне мой французский) мгновенно навеял на мысль: как бы нам самим не превратиться тут в продукт жизнедеятельности серых животных. Стало страфффно.



Село Улошпань известно с древних времён. Само название досталось нам от мерян, населявших эти земли ещё до прихода сюда словен. Вокруг Нерехты (название этого костромского города также имеет мерянские корни - "река в низкой, болотистой местности") расположено немало деревень и рек с непривычными нашему уху названиями. Но вернёмся в наши дни. Время прибытия в Улошпань обозначилось началом седьмого вечера, когда перед нами предстала Благовещенская церковь.



Собственно шли мы ради того, чтобы увидеть редкий для сельского храма пример изящного лепного декора конца XVIII века. Я даже и не припомню в каком другом храме мы видели подобно оформленные стены. Расстарался помещик Хомутов, что построил этот храм в 1796 году.






Вокруг храма раскинулся с десяток заброшенных домов (деревня полностью нежилая), но дойти до них не представлялось возможным - сугробы уж слишком затрудняли передвижение, да к тому же нам ещё держать путь обратно. И как бы про волков мы не забывали. Возвращение прошло чуть быстрее - минут за 40... После чего, сев в машину, зашуршали в сторону Нерехты, где закупились продуктами на ужин, а затем двинули по ужасной и ещё раз ужасной дороге в Кострому (там и заночевали).



Долго спать не стали, на следующий день с утра пораньше поспешили, даже не позавтракав, в Музей деревянного зодчества, что расположен возле Ипатьевского монастыря. И хоть мы прибыли почти через 10 мин после открытия, народ на территории уже прослеживался. Музей небольшой, но экспонаты есть очень достойные. Перед нами как раз такой пример - дом богатого крестьянина-лесопромышленника Липатова, 1857 года строительства.









Ильинская церковь из Солигаличского района. Точная дата постройки не установлена.



Решили, что обязательно посетим музей ещё раз, но в лучшую погоду. А пока поехали завтракать в МакДак. Опосля метнулись в усадьбу Денисово, что неподалёку от Костромы. Здоровенный усадебный дом середины XIX века принадлежал майору Зузину. Поскольку возле усадьбы кроме нас было ещё некоторое количество человек, посещение внутренностей мы оставили на другой раз и поспешили в далёкое село Красное-Сумароково.






Через 70 км от Денисово прибываем в окрестности городка Волгореченска, где нас ждало ещё одно испытание, подобное вчерашнему. Оставив машину на краю села Спас, полями через речку Сентушку протопали по глубокому снегу почти 2 км. Но в итоге достигли главной цели - Троицкой церкви. Постройку храма датируют приблизительно - около 1766 года. Внешне он скромен, как и большинство сельских храмов этой округи. Но сокровище-то оказалось внутри.






Сколько лет путешествуем, а впервые повстречали роспись такого исполнения в заброшенной церкви. Живопись выполнена в некой древнерусской манере, к сожалению, не ведаю как правильно её "обозвать". Известно, что роспись была нанесена в 1768 г. на средства местного помещика Ивана Шокурова, о чём возвещает надпись-летопись на стенах. В дальнейшем село Красное перешло во владение рода Сумароковых, чьи захоронения расположены рядом с церковью, отчего получила приставку и стало зваться как Красное-Сумароково.






Непременно сюда надобно вернуться ещё раз в солнечную тёплую погоду и снова насладиться видом этой росписи. Кстати, службы проводились здесь до 1960-х, а в 1990-х Красно-Сумароковский иконостас перевезли в Воскресенскую церковь города Нерехты.



Метрах в двухстах от Троицкой церкви находится скромная Скорбященская, 1834 г. постройки. Фото Дениса Владимировича как раз демонстрирует глубину снежного покрова. Высота реально доходит до колен. А передвигаться каждый раз так высоко задирая ноги занятие, я вам скажу, не из лёгких.



На обратном пути прогулялись по селу Спас, получившим название от расположенной тут церкви Спаса Преображения, построенной в камне в 1802 г.



Внутри, хоть и пусто, но фрагментами встречается роспись середины XIX века.






После Спаса наш путь лёг в конечный пункт путешествия - в село Протасово, хотя от села уже и не следа. И снова топали по снегу долго, но и в этот раз труды наши вознаградились. Храм, несмотря на кажущуюся поначалу простоту, впечатляет. Высокий мощный основной объём нависает над тобой громадиной Веры. Употев от прокладывания тропы, наконец-то забираемся внутрь сего Благовещенского храма.



Ох, господи! А в церкви-то привидение! Сидит вот на лавочке, да пристально так смотрит на меня... Бррр!



Ехали мы сюда, а точнее топали, ради этой оригинальной росписи, датируемой началом XX столетия. Сам храм построен в 1783 г., а закрылся лишь недавно, со смертью последнего настоятеля. Роспись неоднократно поновлялась отчего в наше время выглядит весьма насыщенной по цвету.






На своде алтаря на ярко голубом звёздном небе изображён юный Иисус в сиянии и на облаках с херувимами.



Село тоже древнее, уже в 1630 г. с деревянной церковью принадлежало Ипатьевскому монастырю. После чего стало родовой усадьбой рода Васильчиковых. Но все подробности будут потом. А на этом, пожалуй, на сегодня рассказу конец.



Продолжение следует...

Костромская область, Ивановская область, 2015, туризм, Ярославская область

Previous post Next post
Up