Ликурга vs. Чмутово

Nov 12, 2014 11:57




Продолжаю разбирать летнюю поездку в Костромскую область. В этой части я поведаю о двух ну очень старинных сёлах Ликурга и Чмутово, зародившихся, возможно, ещё при Галич-Мерьском княжестве во Владимиро-Суздальской Руси. Примечательны эти места не только своей историей, но и сохранившимися в них церквями. Особенно выделяется в этом плане село Ликурга, где расположены сразу два дремучих храма, возраст одного из которых без малого 330 годков.


Чух-чух... Прикатили мы в Ликургу.



Ликурга - одно из древнейших мест Костромской области. Впервые волость Ликурга упоминается в грамотах 1428 года. В 1-й пол. XV века данная волость принадлежала галичскому князю Юрию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, который уступил её впоследствии своему брату Петру, владевшему в то время «на Вологде Тошнею и Сямою». В ходе междоусобных войн между галичскими и московскими князьями Ликурга не раз меняла своих властителей, пока в 1440 г. не отошла к великому князю Василию Тёмному, который отдал её во владение московского митрополита Симона. В моровую язву 1467-го, именуемой "железою", почти все селения волости опустели.



Новый этап истории приходится на XVII век, когда Ликурга находится в роду Готовцевых. Центром волости тогда был погост Ликурга, а вблизи - село Троицкое (Григорьевское), впоследствии - Ликурга Троица. В трёх верстах от Троицкого находился Христорождественский погост, именовавшийся как Ликурга Рождество. В обоих случаях второе имя дано по названиям, находящихся в них храмах. На территории волости имелось множество церквей, но главной считалась Троицкая в Ликурге. Построена она была в камне около 1684 года царским стольником Семёном Васильевичем Готовцевым.



Вверху - фото начала 20 столетия. Внизу - начало 21-го.



Как видно, колокольня от прошедших лет основательно так накренилась. :)



О времени построения Троицкой церкви говорит помещенная в клейме, внизу иконостаса, надпись: "Благословением и благодатию Творца всех Бога создася сей св. храм во имя славы Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейших Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея России Самодержцев и при святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева в молитву и моление и воспоминание своих родителей в лето от создания мiра 7193, а от Рождества Бога Слова 1685 и освящена мая в 20 день".
Важным дополнением к строительной надписи является напрестольный деревянный крест: "Лета 7192 г. положил сей крест в церковь каменную во имя Св. Троицы стольник Семён Васильев Готовцев, что построил тое церковь он же Семён по обещанию своему в Галичском уезде в Ликургской волости в вотчине своей в селе Троицком, а Григорьевское тож".



На западной стороне ограды устроены Святые врата в виде часовни.



Первоначально колокольня была типичной для того времени - шатровой, но в 1830-х перестроена в стиле классицизма.



Во многих источниках указывается, что Готовцевы были боярами, однако это не верно. Очевидно, данная ложная принадлежность исходит из надписи на надгробии одного из Готовцевых, где написано, что под камнем сим погребено тело "болярина Готовцева". Но слова боярин и болярин - не синонимы, а имеют совсем разные значения. Боярин - это высший чин знати (дворянство) или звание, а болярин - это церковное название любого дворянина или военачальника, употреблявшееся в церковном обиходе. Про отца стольника Семёна Васильевича, строителя церкви, которого звали Василий Дмитриевич, из архивных документов известно, что в 1635 г. он числился дворянином Московским* (но не боярином) и "писал по Галичу". Кстати, его дочь, Анисья Васильевна, была замужем за Матвеем Юрьевичем Лермонтовым, одним из боковых предков поэта.
*дворяне московские - низшая степень российского дворянства, ниже были только дворяне городовые. В XVII в. звание как награда давалось и тем дворянам, которые не имели поместий под Москвой.



Нечасто встретишь в глуши столь красивый портал в русском стиле. А сохранившаяся красочная роспись довольно искусного исполнения.






Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых.



Здесь находится 12 "гробниц", где похоронены стольник С.В. Готовцев, скончавшийся в 1725 г., его сын Александр, убитый в сражении под Полтавой в 1708 г. (тело его было привезено и погребено в Ликурге) и другие. Тут же плита с надписью: "1661 год июля в 27 день преставилася раба Божия схимница Ефтимия Петровна - мать Григорьевича Голенищева-Кутузова". Здешние могилы Голенищевых-Кутузовых - это могилы представителей того же рода, что был и фельдмар­шал Михаил Илларионович Кутузов. Род этот был весьма многочисленный, но прямых родственника фельдмаршала тут нет. Данный род - костромской ветви.






Рядом с Троицкой церковью находится Архангельская, построенная также С.В. Готовцевым в том же 1685 году - так утверждают почти все источники, но этот факт вызывает большие сомнения. Строительство в XVII веке в далёком селе каменного храма было уже само по себе событие масштабное и очень дорогое, а одновременное строительство сразу двух храмов... Разнятся храмы и в архитектурном решении. Второй храм построен, скорее всего, в середине XVIII века на средства Нарышкиных, во владение которых перешли здешние земли Готовцевых. Известно, что в 1865 г. храм был перестроен и расширен, а в 1868 г. первоначально именовавшийся Христорождественским храм был переосвящен в Михаило-Архангельский.



Западный фасад встречает нас монументальной галереей.






Вход оформлен красивым порталом, также в русском стиле.






Из-за боковых приделов и перестроек храм внутри смотрится весьма хаотично.






Помещение трапезной.



Рядышком через ограду с Архангельской церковью находится одноэтажный каменный дом для приходящих богомольцев.



Декор фасадов тоже выдержан в русском стиле.






Кстати, фамилия Готовцевых происходит от выехавшего к Великому князю Василию Васильевичу Тёмному мурзы Атмета (Ашмета, Ахмета), принявшего греко-российскую веру и наименованного при крещении Петром, у коего был сын Андрей, прозвища Готовец; происшедшие от него потомки приняли наименование Готовцевых.



После женьтибы П.К. Нарышкина на Евдокии Михайловне Готовцевой местные деревни отходят к нему в качестве приданного и во владении Нарышкиных Ликурга оставалась до 1861 года. В 1869-м в селе открывается начальная школа, работавшая и в советские годы. В конце XIX века Ликурга - крупное торговое село, где дважды в год проводились ярмарки. Жители окружающих деревень занимались разными промыслами: дегтярным, кузнечным, шапочным. В селе даже имелся сыроваренный завод. Численность населения на 1907 г. составляла 262 человека, а на 1982 - 450, однако в наше время рождаемость давно идёт на убыль и жителей нынче как в 1907-м.



Вблизи Троицкой церкви стоит симпатичный старинный полукаменный дом.



Нынче из множества комнат обитаема одна, и то молодым пропойцем.



Далее мы побывали в селе Унорож (о чём отчёт будет позже), после чего отправились в не менее древнее село.



Село Чмутово. Известно с 1506 г., когда московским великим князем Василием Ивановичем оно было пожаловано братьям Василию и Колупаю Приклонским. Потом Чмутово было у князя Семёна Петровича Львова, известного тем, что, будучи воеводой, в походе под Конотопом он был разбит крымскими татарами и попал в плен к крымскому хану вместе с воеводой князем Пожарским. Далее село находилось во владении князя Д.А. Кольцова-Масальского, а в 1720 г. Пётр I "Чмутово с деревнями Домослово, Матвеево, Дор, Злобино" отдал князю Г.Д. Юсупову - члену Сената. В роду Юсуповых вотчина была до 1860 г.



Троицкую церковь, находящуюся на краю села, в 1820 г. построил капитан-лейтенант Фёдор Иванович Макавеев. На кладбище церкви похоронены многие Макавеевы, в том числе родители демократа-народника А.А. Макавеева. Рядом с храмом распологался деревянный усадебный дом, служивший в советское время школой. Лет 15 назад школа-усадьба сгорела, а в недавнем прошлом дом был окончательно разобран.



В архиве Древних актов в Москве хранятся бумаги Юсуповых, в которых есть и материалы о чмутовской вотчине. В 1816 г. здесь было 68 крепостных мужских душ, и оброк вотчина платила 476 рублей в год. В 1816 г. староста вотчины писал в Москву Юсупову: «Нам оброк взять негде, потому что у многих пашня не собрана, торгов близко нет, нечего продавать и не можете ли уволить на некоторое время от оброка». Ответ на эту просьбу не замедлил: «Крестьяне, которые не будут платить оброка, будут вытребованы в Москву и будут отданы в фабричную работу». В 1824 г. управляющий Юсупова в Москве Матвеев писал в Чмутово старосте: «Дмитрий Дмитриев, если не соберешь весь оброк, то будешь вытребован к Москве и будешь послан в работу на Купавинскую фабрику, а из неплательщиков оброка, особо нерадивые, будут отданы в рекруты». У Юсуповых под Москвой в Купавине была ткацкая фабрика, и туда ссылали провинившихся.






В 1826 г. крестьяне вотчины опять жаловались: «Не можете ли нас уволить от оброшных денег а мы имеем такой недостаток три лета, хлеб не родится и великие имеем скудости и взять негде, а которые люди были в Петербурхе на промысле очень мало, а иных выгод у нас нет, как и от сенокосу, так и от лесу».






Купол алтарной части.



В 1825 г. в Москву к управляющему Юсупова пришёл крестьянин деревни Домославино Осип Степанов со словами: «Придя в совершенный возраст и обзаведясь хозяйством, решил жениться, но по случаю того, что рожден от девицы, девки не соглашаются за меня выйти замуж, и оттого в отправлении общих повинностей не могу ровняться с прочими крестьянами». Из Москвы послали в вотчину бумагу: «А как в селе Чмутове с деревнями находится семь девок, старосте предписываю уговорить одну из тех девок выйти за Осипа замуж, и если девки не согласятся добровольно, то прислать реестр девок с их именами, и девки [будут] вытребованы в Москву и будут отданы в приличную работу».



Была в Чмутове и необычных форм часовенка.



А это архитвное фото начала XX столетия.



В 1828 г. недовольные большим оброком и рекрутством крестьяне взбунтовались. Юсупов прислал приказчика Ивана Серова усмирять их. Но присланный только подлил масла в огонь: стал притеснять крестьян, наказывать их, брил головы, отдавал в солдаты и держал в тюрьме. Это окончательно возмутило крестьян, они напали на старосту Д. Дмитриева, отобрали у него деньги, собранные на отправку рекрутов. Костромской губернатор выслал в Чмутово команду полицейских. Все виновники были наказаны розгами, а главные зачинщики, Михаил Козленок и Федор Сергеев, были отправлены под караулом в Кострому, где и посажены в тюрьму.






Третья часть села Чмутова принадлежала помещикам Макавеевым. Из них Андрей Александрович Макавеев родился в Чмутове в 1845 г. и воспитывался в Училище правоведения. Здесь он был замечен в неблагонадежности, и его начальство поручило священнику наблюдать за ним. В 1864 г. его из училища исключили, и за ним был установлен негласный полицейский надзор. Он поступил учиться в Московский университет. По делу Караказова в 1866 г. его посадили в Петропавловскую крепость, но после расследования освободили на поруки и по приказу следственной комиссии выслали под надзор полиции в Чмутово, в усадьбу матери. Здесь Макавеев жил до 1869 г., когда ему разрешили въезд в Кострому, и только в 1870 г. он был освобожден из-под надзора полиции и потом занимался адвокатурой в Москве.



Сейчас некогда крупное старинное село пустует, и из местных жителей осталось всего пять человек.



Предыдущие части:
Из Сусанино в Плещеево
В глубинке Костромского края
Продолжение следует...

При создании поста использован сл.материал:
- Костромские деревни
- Костромка
- Православные храмы Костромской губернии
- Фотографии С.А.Орлова нач. XX в.. Фотоархив ИИМК РАН.

заброшенные храмы, 2014, Костромская область

Previous post Next post
Up