Никола-Высока

Apr 14, 2014 13:53



Без преувеличения роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. А красота цветовой гаммы определяется искусными золоченными гризайлями. Кроме того поражает своими размерами сохранившийся монументальный главный иконостас и два уцелевших придельных. Не даром, эта церковь и была основной целью нашего трёхдневного весьегонского путешествия. Так что определённо трудный путь из Весьегонска в Никола-Высока стоил затраченных усилий.



В начале пятого по полудню мы, с большим трудом преодолев бездорожье после села Чамерово, наконец-то прибываем в деревню с интересным названием Никола-Высока. Здесь в центре села, на высоком месте, стоит церковь Преображения 1-й четв. XIX века. Благо ещё нет зелени на ветвях и можно рассмотреть здание полностью. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, одна из лучших в Тверской области. Вот как выглядела церковь в нач. ХХ века (на переднем плане - двухкомплектная школа).  Судя по большому количеству телег с товаром, это или местная ярмарка или отправка товаров на какой-нибудь базар в соседней деревне.


В сер. XIX века здесь проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом деревни Романовское. Это в советские годы соседняя деревня Романовское стала называться селом, а погост Никола-Высока стал деревней. Ещё в 1770 г. на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым по храмозданной грамоте 1880 г. на средства прихожан сооружена каменная церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца (возможно отсюда и пошло название места). Строительство оной началось не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм, главный придел в нём освящён только в 1834 г.. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной.


Особенности расстановки глав (боковые поставлены на углах) свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества.


Боковые входы акцентированы низкими крыльцами со сдвоенными колоннами. Тимпан треугольного фронтона облицован железными листами с частично сохранившейся росписью. Через это крыльцо мы и попадаем внутрь.


А попав сюда, у нас в буквальном смысле перехватывает дыхание - настолько богато и колоритно расписан храм. Аж в глазах зарябило. Краски удивительным образом сохранили свой насыщенный цвет. Высокое и светлое пространство храма прям пропитано золочённым оттенком.


Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е гг.. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол. - сер. XIX века.


Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора; является замечательным памятником в стиле классицизма. Ещё до 1990 г. было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.


Центральная часть монументального сооружения акцентирована широкой аркой с перспективно сокращающимися кессонами.


В алтарной части остатки изящного сооружения в виде ротонды - церковных сень.


Роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.


Свод занимает изображение Новозаветной Троицы в окружении херувимов и коленопреклонённых ангелов.


Между окнами - композиции "Снятие с креста" и "Положение во гроб". Поражают качеством исполнения пышные гризайлевые рамы.


На западной стене алтарной части изображены Святители Арсений и Варсонофий Тверские и другие более известные.


Росписи свойственна виртуозно написанная богатая орнаментация, тяготеющая к барокко.


"Изгнание торгующих из храма" (по гравюре Ф. Килиана) обрамляют расписанные под мрамор колонны, в нишах которых помещены ангелы с орудиями страстей - колонной бичевания и крестом.


"Сретение" (по гравюре Ф.Килиана) и "Благовещение" (по гравюре Х.Вайгеля)


Между витых колон в нишах по сторонам от арочного проёма изображены в виде скульптур фарисей и мытарь.


"Лепные" херувимы.


Евангелист Лука


Теперь проходим в обширную трапезную. Здесь сохранились придельные иконостасы, составленные из двух частей: боковой и фронтальной.


В одном из углов трапезной сохранилась изразцовая печь, облицованная печными изразцами заводов Аксёнова и Волкова.


Клеймо на одном из изразцов майолика-гончарно-изразцового завода купца К.П. Волкова из Рыбинска (основанного в 1865 г.).


Крестовые своды опираются на четыре мощных столба, разделяющие пространство трапезной.




Двухъярусные придельные иконостасы выполнены в формах эклектики во 2-й пол. XIX века.


Роспись трапезной была написана в кон. XIX века (1899 г.), поновлена маслом в советские годы (предположительно 1950-е), отчего и почернела.


Ну что ж, насмотревшись и преисполнившись положительных впечатлений, открываем старинный дверной замок и выходим наружу.


А выходим по другую сторону здания, ведущую на местное кладбище.


Затем заходим в боковую дверку трапезной. И оказываемся в небольшом закуточке, где иногда, видимо, проводятся службы.


Из закуточка попадаем в притвор, соединивший когда-то колокольню с трапезной. Внешние колонны колокольни здесь расписаны под мрамор.


Это крестовый свод нижнего яруса колокольни.


Роспись тут более поздняя и, судя по орнаменту, явно простого качества исполнения.


Рядом с церковью стоят деревянные "амбарчики", служившие в советские годы магазинами, теперь закрытые. Да много чего в деревне было интересного, но время нас поджимало, а предстоял ещё обратный путь в Весьегонск с заездом в несколько деревень и всё это по дорогам, так и норовящим затянуть в трясину наш автомобильчик. Поэтому бросаем последний взгляд на церковь в Никола-Высока и отправляемся обратно.


По пути: вид из деревни Хахилево на храм села Чамерово.


Среди этаких просторов Астра кажется мини-машинкой.


При создании поста использованы следующие источники:
- "Сводов памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. ч.3"
- "Православные храмы Тверской области"

заброшенные храмы, 2014, храмовая живопись, Тверская область

Previous post Next post
Up