Ёгна и её личности

Mar 24, 2014 13:47



Ёгна - один из наиболее древних населённых пунктов Весьегонского района Тверской области. Здесь «редчайший пример деревянного усадебного дома» доживает свои последние годы. В начале XX столетия имением владел профессор права Санкт-Петербургского университета, член Госдумы - П.П. Гронский. Кроме этого дома деревня была ничем не примечательна, но, как оказалось потом, с Ёгной связано множество имён по-своему легендарных личностей. История деревни и её обитателей оказалась столь богатой, что я уделил этому особое внимание. Второй частью сегодняшнего отчёта Весьегонского путешествия послужит рассказ о заброшенном храме, что расположен через овраг напротив усадьбы. В нём сохранилась яркого колорита и приятной работы храмовая живопись.



Первое письменное упоминание о поселении Ёгна относится к XIV веку. Топоним многократно трансформировался: Ягна-Иогна-Ёгна и т.п.. Финно-угорский корень (jokki - река) указывает на древность названия. Так называлась ещё до прихода сюда в IX - X вв. новгородских словен обширная область в междуречье Мологи и Шексны. В договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем (1264 г.) впервые упоминается окраинная новгородская волость Ёгна. Первое упоминание о деревне относится к 1615-16 гг., когда одна часть деревни была «дана» в поместье Ивану Григорьевичу Трусову, а другая - Самойлу Яковлевичу Арцыбашеву.


В последующие годы владельцы многократно менялись, пока в последней четверти XVIII в. в качестве таковых не утвердилось семейство Десятовых - Иван Климентьевич и его потомки. Последняя владелица из семьи Десятовых - Юлия Эпафродитовна - вышла замуж за известного инженера-путейца и земского деятеля П.Е. Гронского.
Их сын, Павел Павлович Гронский


- профессор права СПб университета, депутат IV Государственной Думы, профессор Сорбонны и Брюссельского университетов, стал следующим владельцем усадьбы Ёгна. Активный участник Февральской революции, а после Октябрьской - Гронский в рядах оппозиции к Советской власти. В конце 1918 бежал на юг России, где поддерживал генерала Деникина. После отставки Деникина в 1920 году, находясь в Париже, Гронский получил предложение барона Врангеля быть его представителем в Литве. В 1923-1927 гг.- профессор Ковенского университета, член парижской масонской ложи «Северная звезда». Скончался во Франции в 1937 году.




Интересны и другие личности Ёгны. Здесь несколько лет проводил летние месяцы, писал пейзажи, портреты, создавал иллюстрации к русским народным сказкам знаменитый художник И.Я. Билибин. Замечательный иллюстратор русских былин - Иван Яковлевич Билибин -  впервые посетил эти края ещё студентом юридического факультета Петербургского университета в 1896-1900 гг.  "Лето 1899 года я проводил у своих друзей в  Весьегонском  уезде Тверской губернии" - писал в автобиографии Иван Яковлевич. Билибин гостил тогда в семье своего товарища по университету П.П. Гронского. Художник посещал Ёгну и позднее, когда работал в мастерской М.К. Тенишевой и И.Е. Репина. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем впоследствии «билибинским» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».


Из воспоминаний Ивана Егоровича Мокина - председателя первого в уезде Совета крестьянских депутатов, члена первого состава Весьегонского исполкома 1918-1919 гг.: "И.Я. Билибин приезжал ежегодно (лет десять) в  Ёгну к Тройским (вероятно, таково было произношение фамилии Гронских). Помню, что он делал наброски крестьянских изб, берёзовой рощи, имения "Званы", деревенских ребятишек. Иван  Яковлевич в доме Тройских писал маслом и мой портрет - восьмилетнего пастуха овец. Художника, возможно, привлекала одежда пастуха: большие сапоги отца, с чужого плеча дырявый пиджак и картуз с прорванным верхом, откуда выбивался клок волос. Иван Яковлевич за сеанс платил 10 копеек. Он рисовал и Александру Судомойкину, и других детей нашей деревни".


В 1899-1911 гг. в Третьяковскую галерею поступили полотна И.Я. Билибина, написанные им в усадьбе Ёгна. Существующий ныне дом построен, вероятно, в 1908 году. Поставлен на кирпичный цоколь с валунами в основании. Стены здания рублены из брёвен, перерубы из лафета (полуовальное бревно). Интересным выглядит решение удлиняющихся верхних и нижних венцов на углах дома.




Внутри в советское время была школа, столовая. В конце 50-х Макаровская (Ёгна) школа состояла из 5-6-7-х классов по 40 учеников в каждом. Школе принадлежало четыре здания. Сейчас действует одно, где обучается два десятка ребят.


В советские годы усадебный дом расширен пристройками.


За последние годы в Ёгне многое изменилось. Закрыт детский сад, так как нет рождаемости детей. В зимний период не работает клуб, некому туда ходить. Забывать стали о службе бытового обслуживания, которая успешно работала, на месте предоставляла многие услуги. В общем, жизнь совсем пошла другая. Вот что говорила одна из старейших учительниц Ёгны и Тверской области в 2010 году - 77-летняя Валентина Алексеевна Савина, которую тревожило будущее села и своей школы:
"- Я против закрытия сельских школ. Ни в коем случае нельзя этого делать. Если такое произойдет с нашей школой, то жизнь в селе окончательно затухнет. Колхозу не быть, молодые семьи не поедут к нам работать.
- В советское время учитель играл большую роль на селе. Мы каждую неделю ходили по деревне с лекциями и беседами. Зимой преодолевали сугробы снега ради встреч с населением. Теперь учителя стали урокодателями, я не считаю, что это хорошо. Молодежь стала другой. Мало читают. Нет того, как раньше, интереса к Пушкину, Лермонтову и другим классикам, - уткнулись в компьютеры. Лишены живого общения, отсюда обособленность, чёрствость…".


Рядом с усадебным домом стоит ещё один бревенчатый дом, даже домина.




Внутри, как всегда, всё разграблено и поломано. Зато нашлось много учебников и иностранной литературы 30-40-х гг.






Фотография в самодельной рамочке, где в окружении своих учеников смотрит на нас сельская учительница (1960-е гг.).


Удивительно, но в советское время даже сельский учитель мог позволить себе проводить отпуска в санаториях на другом конце страны. Перед нами одно из старых фото, где учительница изображена на фоне красивого здания (1933 г.) санатория ДВО (сейчас "Океанский") во Владивостоке.


В сенях отыскали вот такую огроменную бутыль из зелёного стекла. Высота 53 см, а литраж не менее 20 л..


Нашли мы там ещё журнал "Начальная школа" 1960-х гг., подписанный на И.А. Петрушкина. Оказалось и за этим именем своя история. Директором школы в своё время был Иван Андреевич Петрушкин - легендарная личность Весьегонского района. Петрушкин был ходоком к Владимиру Ильичу Ленину! Я несомненно перепроверил эти данные: 23-28 декабря 1921 г. Ленин участвует в совещании беспартийных делегатов IX Всероссийского съезда Советов, которое состоялось в круглом зале (зал им. Я.М. Свердлова) здания Правительства в Кремле под руководством Председателя ВЦИК М.И. Калинина. В.И. Ленин после совещания беседует с делегатом из Тверской губернии, членом ВЦИК -  И.А. Петрушкиным, который сообщает, что проект резолюции о мерах подъема сельского хозяйства отвечает чаяниям беднейших и средних крестьян.
Это могло выглядеть так...


...или так...


Ещё одно известное имя, связанное с этими местами, относится к народной просветительнице Бачмановой. В начале 1890-х гг. в Весьегонский уезд приехала Анна Васильевна Бачманова. Получив по наследству большое состояние, она решила уехать в дальний угол Тверской губернии. Поселилась в селе Макарове (вплотную граничит с Ёгной), где вскоре открыла сельскую библиотеку-читальню, затем бесплатную ремесленную школу. В школе хорошо было поставлено переплётное, швейное, столярное и ткацкое дело. А.В. Бачманова хорошо знала отечественную и зарубежную литературу, свободно говорила на французском, немецком и английском языках. Она часто проводила в своей библиотеке общеобразовательные чтения и беседы. В 1910-м Анна Васильевна передала Тверской губернской земской управе 12000 руб., завещав их Макаровской библиотеке.






Нашёл посемейные списки Ёгны от 1915 г. Вот с такими, ушедшими в прошлое, именами проживали в Ёгне: Акулина, Августа,  Аграфена, Антонида, Аксинья, Устинья, Федосья, Парасковья, Маремьяна, Степанида и др.. Мужские имена более привычны, но есть и забытые: Анастас, Капитон, Никифор, Фрол, Игнатий...


На верхнем фото одно из четырёх зданий оставшихся за Макровской  школой (стоит на границе сёл Ёгны и Макарово).
Отойдя от усадьбы на пару сотен метров и перебравшись через овраг с ручьём Желегость, оказываемся в селе Макарово.


Перед нами церковь Покрова, расположенная на возвышенном месте, на берегу глубокого оврага. В последней четверти село Макарово принадлежало майорше Анне Андреевне Измайловой. На 1784 год в селе существовало две деревянных церкви. Вместо одной из них в 1789-1803 гг. сооружён новый каменный храм. Напротив церкви на рубеже XVIII-XIX вв. стоял деревянный господский дом со службами владельца села флотского лейтенанта Арсения Алексеевича Измайлова.


Кстати, до 1823 года у колокольни верхний ярус был из дерева, затем надстроили два каменых.


Высокое и светлое пространство храма перекрыто сводом. Довольно таки полно сохранилась масляная настенная живопись начала XX века.


Роспись весьма яркого колорита, с преобладанием синего и коричнево-красного цветов.


Свод занимает изображение Новозаветной Троицы и семи архангелов.


Рассмотри их фрагментарно. Архангелы: Михаил, Гавриил и Уриил.


Уриил, Варахиил и Иегудиил (без "кнута")


Рафаил, Троица и Михаил.


Между окон помещены фигуры апостолов.




Наиболее уцелевший сюжет - "Иисусъ и самарянка"


История этого храма связана с именем священномученика Ф.Е. Беляева. Родился Фёдор в 1867 г. в селе Везгум Белозерской волости Новгородской (ныне Вологодская область) губернии в семье священника. Служил в Троицком храме села Улома Череповецкого уезда. Первый раз был арестован в 1919 г.. Затем в 1922 арестован вместе с членами церковного совета (причастны к защите храма от ожидавшегося изъятия церковных ценностей). После освобождения из исправдома отец Фёодор вернулся служить в то же село, но в 1931 г. снова был арестован за невыполнение назначенной нормы хлебозаготовок и приговорен к пяти годам ссылки. Освобождён через 1.5 года. В 1933 вернулся из ссылки и поступил служить в храм села Макарово Егонского сельсовета Весьегонского района. 17 марта 1937 г. сельсовет закрыл храм. Отец Фёодор написал жалобу во ВЦИК и собрал под ней подписи верующих. А пока храм был закрыт, ходил по домам прихожан: служил молебны, совершал требы, проводил антисоветскую агитацию. 8 октября 1937 арестован и заключён в тюрьму в Весьегонске. Обвинения в антисоветской агитации не признал. 3 ноября 1937 г. священник Феодор Беляев расстрелян.




На прилегающем кладбище много захоронений советского времени, где погребены работники местного крупнейшего колхоза "Путь Ленина": А.И. Скворцов, работал председателем Ёгонского сельского Совета, участник ВОВ, награжден медалями «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.»;  Г.А. Киселёва, работала секретарём парткома колхоза «Путь Ленина», награждена нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования».; П.И. Ларин,  работал механизатором в колхозе «Путь Ленина», участник ВОВ и другие.


Вот такое пожелание высказала в своё время старейшая учительница села Ёгны Тверской области - В.А. Савина :«Надо не на словах, а на деле возрождать село. Посмотрите, что там происходит. В колхозе люди получают за свой труд меньше двух тысяч рублей и те - через три месяца. Многие спиваются и умирают от палёной водки. Надо решать сельские проблемы, иначе будет поздно».

При создании поста использован материал:
Геннадия Андреевича Ларина
сайтов:
http://vesegonsk.ru/
http://www.tverinfo.ru/
книги
"Своды памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. ч.3"

заброшенные храмы, 2014, храмовая живопись, школа, Тверская область, заброшенные усадьбы, усадьба

Previous post Next post
Up